title-icon
Яндекс.Метрика

Большой Обуховский мост


Большой Обуховский мост — вантовый неразводной мост через Неву. Расположен на границе Невского района Санкт-Петербурга и Всеволожского района Ленинградской области, в среднем течении Невы; соединяет проспект Обуховской Обороны и Октябрьскую набережную. Один из самых длинных мостов России. Первый неразводной мост через Неву, самый большой мост в Санкт-Петербурге по величине перекрываемого пролёта (382 м), а также крупнейший мост через Неву. Фактически это два одинаковых моста с противоположным направлением движения по ним, имеющих общее название: расположенный выше по течению Невы (южный) — для езды в восточном направлении, ниже по течению (северный) — для езды в западном направлении. Из-за конструкции в просторечии также называется просто Вантовым.

Название

Впервые в истории города при выборе названия для моста проводилось рейтинговое голосование среди петербуржцев и жителей Ленинградской области. Помимо настоящего названия предлагались такие, как, например, «мост Ольги Берггольц», «Ижорский», «Невский», «Ленинградский» и другие. Мост назван по близлежащему Обухову с учётом того, что Обуховский мост в Санкт-Петербурге уже есть. Устоявшееся название «Вантовый мост» тоже используется, например, оно есть на указателе расстояний на проспекте Обуховской Обороны возле Володарского моста.

Впрочем, топонимическая комиссия Санкт-Петербурга не намерена переименовывать мост в Вантовый, как и добавлять этот вариант как равноправный. «У нас много таких полуофициальных названий. Они живут себе и никому не мешают. Мост Петра Великого, Старо-Невский проспект, Верхнее и Нижнее шоссе в Курортном районе. Вы тоже могли бы сказать, что топоним Зеленогорское шоссе никто не употребляет», — пояснил член комиссии А. Г. Владимирович.

История

Мост проектировался как часть КАД (СПб).

Первоначально Восточное полукольцо от Горской до пересечения с Московским проспектом предполагалось полностью сдать в эксплуатацию к 300-летию СПб, в мае 2003 года.

Возведение моста началось в 2001 году, в рамках строительства восточного полукольца КАД, протяженностью 42,5 км.

Чтобы ускорить строительство, в первый год было принято разрешение строить мост по проектной документации — без рабочей документации.

Работы были поделены на две очереди. Первая была завершена в 2004 году, вторая — в 2007.

Конструкция

Вид с пилона моста на дорожное полотно и ванты.

Генеральный проектировщик мостового перехода — ЗАО Институт «Стройпроект», проектировщик вантовой части — ЗАО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург», генеральный подрядчик — ОАО Мостоотряд №19. В строительстве моста принимали участие: Воронежстальмост, Мостоотряд № 10, Мостоотряд № 18, Мостоотряд № 90, МТФ Мостоотряд № 114, Мостоотряд № 125, входящие в состав Мостотреста, (были заняты на строительстве правобережной части вантового моста, а также съездов на левом берегу) и другие субподрядные организации. Мост построен в достаточно сложном для навигации участке Невы, неподалёку от излучины Кривое колено, однако с широко расставленными по берегам Невы пилонами высотой 126 м и высоким пролётом, мост совершенно незаметен для проходящих по реке судов. Автодорожные развязки с Октябрьской набережной и проспектом Обуховской обороны сложны, и если первая раскинулась на несколько сотен квадратных метров на ещё свободном правом берегу Невы, то вторая построена на небольшом клочке земли между жилыми домами по Рабфаковской улице и проспектом Обуховской обороны, где помимо того проходят трамвайная линия и железнодорожные пути, ведущие от железнодорожной станции Обухово к Обуховскому заводу.

Полная длина мостового перехода, включая эстакады подходов, составляет 2884 метра, из них, собственно, моста — 994 метра, включая судоходный пролёт в 382 метра. Высота пролётной части над поверхностью воды (подмостовой габарит) равна 30 метрам, что даёт крупным судам возможность свободно проходить под мостом.

Из-за данного моста максимальный габарит судов, способных пройти по Неве из Ладожского озера в Невскую губу или в обратном направлении был уменьшен по высоте на 10 м. Существовавший долгое время минимальный подмостовой габарит мостов через Неву (и главный судоходный рукав — Большую Неву) в 40 м, определявшийся по наиболее низким в разведённом положении мостам (Володарский, Кузьминский и Ладожский мосты) на Большом Обуховском был сделан на 10 м ниже — высотой лишь 30 м.

В 2003 году на строительной площадке был открыт «Музей вантового моста» — единственный в Санкт-Петербурге музей одного строительного объекта. По окончании строительства в конце 2008 года музей был перемещён на территорию Санкт-Петербургского филиала ОАО «Мостоотряд № 19» в Красное Село. В 2006 году на только что построенном левобережном пилоне второй очереди моста была установлена новогодняя ёлка. Благодаря пилону, она стала самой высокой новогодней ёлкой города.

Открытие

Открытие первой очереди моста состоялось 15 декабря 2004 года. Он явился важной составляющей Петербургской кольцевой автодороги (КАД). В открытии моста принимал участие президент РФ В. В. Путин.

19 октября 2007 года был торжественно открыт мост-«близнец» — вторая очередь моста, и с января 2008 года было организовано двустороннее четырёхполосное движение.

  • Пилон Большого Обуховского моста

  • Большой Обуховский мост на почтовой марке России

  • Вид на мост из района Рыбацкого

  • Вечернее освещение пилонов

  • Фото с внутренней стороны КАД

  • Фото внешней стороны КАД

  • Встреча автоклуба под Вантовым мостом вечером