title-icon
Яндекс.Метрика

Тула-Лихвинская узкоколейная железная дорога


Тула-Лихвинская УЖД — узкоколейная железная дорога общего пользования с шириной колеи 750 мм, соединявшая Тулу и город Лихвин (Чекалин) Тульской области.

История

Строительство линии Тула-Лихвинской железной дороги велось Московским Обществом подъездных путей, началось в 1899 году и закончено в январе 1905 года. Для устройства шпал использовались тонкие жерди от срубленных на месте деревьев, обходясь без балластировки, их клали прямо на лесной мох. В качестве топлива для маломощного локомотива служили берёзовые кругляши, а через болтавшийся на боку паровоза во время движения рукав набиралась вода из попутных речек.

Регулярное движение на железной дороге открылось 25 декабря 1905 года от главного железнодорожного вокзала города Тулы — Московского вокзала.

Основным грузом, перевозимым по железной дороге, стала продукция Дубенского чугунолитейного завода и спиртового производства в Воскресенском. Пассажирское сообщение осуществлялось ежедневно. В 15-30 поезд отправлялся из Тулы и в 23-10 прибывал в Лихвин. На полпути на главной промежуточной станции в Дубне состав останавливался на 40 минут. В обратную дорогу поезд трогался в 2-25 и в 9-45 прибывал в Тулу.

  • Трасса УЖД в период максимального развития, в 1930-е годы

  • УЖД на топографической карте 1954 года.

  • Трасса УЖД перед закрытием.

  • Трасса УЖД на фоне космоснимка Landsat-5 1996 года.

Дорога проходила по району, окружённому лесными массивами и не имеющему развитой транспортной сети, поэтому значение её как связывающей транспортной нити трудно переоценить.

В 1931 году началась постройка железной дороги широкой колеи от Тулы до Сухиничей, через Козельск. В этой постройке важную роль сыграла узкоколейка. Однако из-за параллельного пролегания трасс двух дорог в 1941 году был закрыт участок узкоколейки от Лихвина до Ханино.

Во время оккупации Тульской области Тула-Лихвинская железная дорога оставалась почти единственным источником снабжения города Тулы дровами. А после освобождения Тулы железную дорогу активно использовали при наступлении части Красной армии: подвозились к фронту боеприпасы, техника и солдаты, обратно, в Тулу, везли раненых, обмороженных и товары для города.

С 1950-х гг. отправным пунктом узкоколейки стал Лихвинский вокзал (станция Тула-Лихвинская), находящийся в 2 километрах от Московского вокзала.

В 1950-70 годы Тула-Лихвинская железная дорога способствовала поднятию сельского хозяйства и промышленности — к западу от Тулы из-за плохого состояния дорог она оставалась практически единственной всепогодной магистралью. В это время на ней работало семь локомотивов, множество товарных составов, а также осуществлялись пассажирские перевозки.

С развитием автодорог и увеличением объёма перевозок линия перестала справляться со своей задачей и была закрыта по частям: 1968—1969 год закрыт участок от Дубны до Ханино, а в 1972 году закрыт участок Труфаново-Дубна.

Последний участок Тула-Труфаново прослужил до конца 1996 года. По нему осуществлялись только пассажирские перевозки. Появились новые остановочные пункты 5, 7, 8, 9, 15, 17, 20 и 22 км. Обслуживала в основном дачников, охотников, грибников и жителей окружающих деревень.

Подвижной состав

Локомотивы: ТУ3-001, 002, 003 (до 1959 г.); ТУ2-033 (до 2001 г.), 124, 127 (оба до 1972 г.), 129 (до 1969 г.), 236 (до 2001 г.), 240 (до 1997·98 гг.), 241 (до 1971 г.); 5 пассажирских современных вагонов с надписью «Детский», а также три вагона Pafawag с надписью «Жесткий»; два крытых товарных вагона, дрезина-снегоочиститель и две открытых платформы.

Описание станций

Примерно в 13 км от Тулы располагалась станция Рвы, которая находилась в двух км от деревни и обслуживала шахту с одноимённым названием и пассажиров. Доставлялся крепежный лес со станции Ясеновая, из Дубны возили удобрения и корм для скота, из Тулы товары, рабочих и оборудование. Так как на Тула-Лихвинской не хватало места для крытых товарных вагонов, то возили их во Рвы, где они отстаивались. На территории станции располагались три пути, здание вокзала, сараи, туалеты, дом путейцев, водокачка для заправки паровозов водой, которую после их замены закрыли, и дрезина. Имелась пассажирская платформа с выложенным бетонными плитами и поднятым до уровня вагонных ступеней перроном.

Между станцией Рвы и станцией Труфаново (после 1970 года) существовали остановочные пункты 15 км (в лесу), 17 км (рядом расположены дачи), 20 км (в лесу недалеко есть охотохозяйство) и 22 км (недалеко есть дачи).

Станция Труфаново расположена в 25 км от Тулы возле большой деревни Малахово. С 1970 года станция стала конечным пунктом узкоколейки и два раза в день зимой и четыре раза в день летом поезд прибывал сюда. На большой площади станции располагались три пути, один проходной и два обгонных. Привозили на станцию пассажиров и удобрения для окрестных колхозов.

Станция Кураково расположена в 31 км от Тулы, где имелось три пути, один проходной и два обгонных, при этом они были удлинены для разъезда длинных составов и отстоя и формирования грузовых составов. И четвёртый путь, уходящий за станцию в карьер.

Станция Бредихино находилась примерно в 38 км от Тулы, недалеко от пересечения с автодорогой Тула — Суворов. Это было деревянное одноэтажное здание, которое обслуживало пассажиров деревни Выглядовка и села Воскресенское. На станции Бредихино имелось три пути, один проходной и два обгонных.

На станции Веригино было два пути, один проходной и один обгонный, а также ветка на спиртовой завод. Отсюда возили спирт (бочками в товарных вагонах) и барду для удобрений, а также пассажиров. По узкоколейке со станций Ханино, Дубна и Труфаново привозили в товарных вагонах зерно и увозили в Тулу для нужд ликёроводочного завода спирт.

Станция Дубна расположена в 54 км от Тулы в пригороде Дубны поселке Станционный. Станция обслуживала чугунолитейный завод, деревообрабатывающий завод, щебёночный завод и склады РАЙПО, производилась погрузка зерна, удобрений и товаров народного потребления. Рядом расположена нефтебаза, на которую вела ветка со станции, а также был путь на чугунолитейный завод, впоследствии перешитый на широкую колею. На станцию Дубна привозили кокс, чугунные чушки с Косогорского металлургического завода, для нужд чугунолитейного завода в Дубне.

Станция Гурьевка расположена примерно в 62 км от Тулы, в километре от деревни Гурьевка. На станции Гурьевка было два пути. На территории располагалась маслобойня, холодильник для хранения масла, а также пилорама для разделывания брёвен. Всю эту продукцию отправляли по узкоколейке.

Станция Ясеновая расположена примерно в 70 км от Тулы недалеко от деревень Марьино и Ясеновая. Со станции возили спиленный лес, здесь имелось три пути, один проходной и один обгонный, третий шёл к водокачке и в тупик.

Станция Ханино расположена в 85 км от Тулы на окраине большого села Ханино. Перед этим узкоколейка три раза пересекает железную дорогу Тула — Сухиничи, проходя по мосту над дорогой широкой колеи. Станция Ханино обслуживала чугунолитейные заводы, располагавшиеся в селе и пассажиров, также оттуда возили зерно.

Станция Лихвин расположена в 113 км от Тулы, на правом берегу реки Оки в 1,5 км, и примерно в двух километрах от города Лихвин (ныне Чекалин). На станции было три пути, а также располагался вокзал и дом начальника станции.

Ликвидация линии

В 1996 году движение по Тула-Лихвинской железной дороге было закрыто. Сразу после этого началось массовое расхищение рельсов, и к 2002 году остатки линии были полностью разобраны. В 2000 году вышел приказ МПС о ликвидации Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги и уничтожении всей инфраструктуры. Оставшиеся два локомотива ТУ2-236 и ТУ2-033 и вагоны ПВ40 отправлены на детские железные дороги соответственно в Екатеринбург и Новомосковск. Остальное было порезано на металлолом. В 2005 году был разрезан на металлолом уникальный мост через Упу между бывшими станциями Кураково и Дубна. Один из пролётов при этом рухнул в реку. Выступающие из воды части отрезали, остальное осталось в реке.

Происшествия

  • 19 июля 1910 года около станции Ханино во время разразившейся грозы ураганный порыв ветра опрокинул все вагоны. На пути остался только паровоз. Пять пассажиров получили небольшие травмы, медицинская помощь им была оказана ехавшим в поезде врачом. Описывая этот случай, журнал «Железнодорожное дело» отмечал:

Без сомнения, это первый в России случай опрокидывания поезда бурею, свидетельствующий, конечно, не только о силе той бури, но и об относительной лёгкости вагонов узкоколейной Тула-Лихвинской железной дороги.

  • 16 декабря 2003 года на трассе М2 «Крым» грузовой автомобиль «КамАЗ» буксировал на жёсткой сцепке экскаватор. При проезде под мостом, на котором располагался перегон Рвы—Труфаново, он зацепил стрелой экскаватора пролётную балку путепровода, в результате чего последняя обвалилась. В тот же день остатки моста были демонтированы.

Современное состояние

На месте бывшей линии остались лишь насыпь с остатками полусгнивших шпал, кое-какие искусственные сооружения сохранились глубоко в лесу. На станции Рвы сохранилось здание вокзала и подсобных помещений.

На территории станции Тула-Лихвинская пути перешиты на широкую колею и служат для разгрузки и отстоя вагонов. От узкоколейки осталась лишь платформа, откуда совершалась посадка и высадка пассажиров. Территория депо заасфальтирована и все рельсы и остатки подвижного состава ликвидированы, сейчас здесь стоянка грузового автотранспорта. Остались только ворота в заборе, через которые осуществлялся въезд и выезд поезда из депо. Пути от платформы сняты и лишь насыпь, проходящая по узкому тоннелю между заборами, указывает направление, в котором ходил поезд.

Память об УЖД

В Переславском железнодорожном музее экспонируются сохранившиеся предметы мебели и интерьера со станции Рвы.