title-icon
Яндекс.Метрика

Даль, Роберт


Роберт Алан Даль (англ. Robert Alan Dahl; 17 декабря 1915 — 5 февраля 2014) — американский политолог, один из основоположников концепции плюралистической демократии, профессор Йельского университета, первый лауреат премии Юхана Шютте в политических науках (1995).

Член Национальной академии наук США (1972).

Биография

Профессиональное образование получил в Вашингтонском университете (бакалавр, 1936) и Йельском университете (доктор, 1940). Работал в различных американских правительственных учреждениях. Участвовал в 1944—1945 годах в боевых действиях в Европе в составе армии США, был награждён Бронзовой звездой. В 1946 году вернулся в Йельский университет, где преподавал до 1986 года, в дальнейшем Стерлингский профессор политических наук Йельского университета.

В 1966—1967 годах — президент Американской ассоциации политической науки.

Научный вклад

Роберт Даль оказал значительное влияние на политологию своими эмпирическими исследованиями о распределении власти в местном сообществе и теоретическими концепциями, особенно в отношении демократии и плюрализма. Он предложил семь условий, которым должна удовлетворять политическая система, претендующая на демократичность (полиархия):

  • Выборность политиков. Общественный контроль над властью. Мандат на управление выдается на определённый срок.
  • Свободные и честные выборы. Властные должности заполняются в соответствии с регулярными и справедливыми выборами, в которых насилие является неприемлемым. Выборы должны быть равными и открытыми.
  • Всеобщее избирательное право. Все взрослые граждане могут участвовать в выборах.
  • Право выдвижения на выборы. Практически все взрослые граждане могут баллотироваться на выборах.
  • Свобода слова. Граждане имеют право обсуждать политические вопросы, не опасаясь понести наказание за это.
  • Альтернативные источники информации. Граждане имеют свободный доступ к альтернативным источникам информации.
  • Право на создание организаций. Граждане имеют право на создание независимых объединений, включая политические партии.
  • Роберт Даль о полиархии, плюрализме и пространстве

    16 мая 1984 года в лекции «Полиархия, плюрализм и пространство. Последствия исторических сдвигов, связанных с изменением пространства», прочитанной в Бергене в память о Стейне Роккане, Даль отмечал:

    Последствия исторических сдвигов, связанных с изменением пространства. Сдвиг в местоположении демократии от небольших городов-государств к крупным и даже гигантским, нациям-государствам привел к важным последствиям как практического, так и теоретического характера, хотя это отнюдь не означает, что теория находилась в ладах с практикой. К концу восемнадцатого столетия изучение города-государства, который более двух тысячелетий рассматривался как естественное и даже исключительно благоприятное устройство для демократического порядка — взгляд, все ещё отстаивавшийся Руссо в «Общественном договоре» (1762), — оказалось почти повсеместно вытесненным изучением наций-государств, а демократические усилия, идеи и идеология должны были сместить свой центр тяжести в сторону проблемы демократизации управления нацией-государством. Последствия этого сдвига, однако, не были учтены в полной мере. Я бы хотел обозначить семь таких важных последствий.

    1. Представительство. В силу практической неосуществимости сбора всех граждан или хотя бы их значительной части представительство, которое Руссо предал анафеме в «Общественном договоре», сделалось неизбежным следствием расширения пространства политической системы.

    2. Расширение пространства. Как только решение о представительстве было принято, барьеры относительно демократического союза, установленные собранием города-государства, были уничтожены и представительная демократия могла расширять пространство своего функционирования без каких-либо пределов.

    3. Пределы, участия. Как прямое следствие выросшего размера некоторые формы политического участия с необходимостью оказались более ограниченными. Также как существенная часть граждан в нациях-государствах не могла обсуждать политические дела прямо друг с другом, так и в дискуссии со своими представителями мог быть вовлечен лишь сравнительно небольшой процент граждан. Даже если пространственные барьеры, являющиеся помехой в коммуникации, в принципе могли быть устранены электронными средствами, пределы, установленные временем, оказались достаточно жесткими. Вы можете легко убедиться в наличии этих пределов, произведя простой арифметический подсчет. Сосчитайте, сколько времени займет реализация тех политических мер, которые можно считать наиболее эффективными для осуществления процесса участия.

    4. Разнообразие. Хотя взаимосвязи пространства и разнообразия трудноуловимы, несомненно, что, по мере того как политический союз увеличивается в размерах, его обитатели будут демонстрировать все большее разнообразие в том, что касается политической жизни: местное и региональное, этническое, расовое, религиозное, идеологическое, профессиональное и т. д. Относительно гомогенное население граждан, объединённых общностью города, языка, расы, истории, мифа и религии, которое было столь типичной частью классического, полисного взгляда на демократию сейчас сделалось невозможным по всем практическим параметрам.

    5. Конфликт. Следовательно, политические расслоения становятся неизбежными, а политический конфликт превращается в неотъемлемый аспект политической жизни. И политическая мысль, и практика склоняются к восприятию конфликта как нормальной, а не отклоняющейся характеристики политики. По сравнению с классическим взглядом, согласно которому относительно гомогенный орган в основном разделяет одни и те же установки и действует в соответствии с ними, значительно труднее достигнуть общих установок в том случае, если требуется объединить гетерогенные ценности, возникшие в сообществе различных граждан с разнообразными расслоениями и конфликтами. […]

    Шестым и седьмым последствиями сдвигов, связанных с изменениями в пространстве и местоположении демократии от города-государства к нации-государству, от демократии малого пространства к крупномасштабной демократии, были полиархия и организационный плюрализм, к рассмотрению которых я теперь обращаюсь.[…] Истоки термина. Поскольку термин «полиархия» не имеет изначально определённого значения и я сам имею некоторые сомнения, введя его в оборот, позвольте мне сказать несколько слов о его происхождении. Насколько мне известно, этот термин был впервые введен в современную политическую науку Линдбломом и мною в книге «Политика, экономика и благосостояние» в 1953 году, где мы рассмотрели его как процесс.

    Критика

    • Левый социолог Чарльз Райт Миллс вёл на рубеже 1950-1960-х академическую дискуссию с Далем о природе политики и власти в США, вопреки далевской трактовке последних как полиархии указывая на узкий олигархический характер правящей в стране верхушки.
    • Социолог и психолог Джордж Уильям Домгофф опротестовал мнение Даля о власти в Нью-Хейвене в 1960-х годах
    • Политический философ Роберт Чарльз Блаттберг в монографии «От плюралистической к патриотичной политике: практика превыше всего» (глава 5) критиковал попытку Даля дать определение демократии набором требуемых и достаточных условий.

    Научные труды

    • Dahl, Robert A.; Lindblom, Charles E. Politics, Economics, and Welfare. — 1953.
    • Dahl, Robert. A Preface to Democratic Theory. — Chicago: University of Chicago Press, 2006. — ISBN 9780226134345.
    • Dahl, Robert A. (1957). «The Concept of Power.» Systems Research and Behavioral Science 2(3), 201—215.
    • Dahl, Robert A. (1957). «Decision-Making in a Democracy: The Supreme Court as a National Policy-Maker.» Journal of Public Law 6: 279-95.
    • Dahl, Robert A. Social science research on business: product and potential (англ.). — 1960.
    • Dahl, Robert A. Who Governs?: Democracy and Power in an American City (англ.). — 1961.
    • Dahl, Robert A. Modern Political Analysis. — 1963.
    • Dahl, Robert A. Political oppositions in Western Democracies (англ.). — 1966.
    • Dahl, Robert A. Pluralist democracy in the United States: conflict and consent (англ.). — 1968.
    • Dahl, Robert A. After the Revolution?: Authority in a good society (англ.). — 1970.
    • Dahl, Robert A. Polyarchy: participation and opposition. — New Haven: Yale University Press, 1971. — ISBN 9780300015652.
    • Dahl, Robert A.; Tufte, Edward R. Size and Democracy. — 1973.
    • Dahl, Robert A. Dilemmas of Pluralist Democracy: Autonomy vs. Control (англ.). — 1983.
    • Dahl, Robert A. Polyarchy, pluralism, and scale // Scandinavian Political Studies. — Wiley, 1984. — Декабрь (т. 7, № 4). — С. 225—240. — doi:10.1111/j.1467-9477.1984.tb00304.x.. — «.». Full text.
    • Dahl, Robert A. A Preface to Economic Democracy. — 1985.
    • Dahl, Robert A. Controlling Nuclear Weapons: Democracy versus Guardianship (англ.). — 1985.
    • Dahl, Robert A. Democracy and Its Critics (англ.). — 1989.
      • Демократия и её критики. — М.: РОССПЭН, 2003. — 576 с. — ISBN 5-8243-0383-5
    • Dahl, Robert A. Toward Democracy - a Journey: Reflections, 1940-1997 (англ.). — 1997.
    • Dahl, Robert A. On Democracy. — 1998.
      • О демократии. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 208 с. — ISBN 5-7567-0244-X
    • Dahl, Robert A. How Democratic Is the American Constitution? (англ.). — 2002.
    • The Democracy Sourcebook / Dahl, Robert A.; Shapiro, Ian; Cheibub, José Antonio. — 2003.
    • Dahl, Robert A. After The Gold Rush. — 2005.
    • Dahl, Robert A. On Political Equality. — 2006.