Цой (фильм)


«Цой» (рабочее название «47») — художественный фильм режиссёра Алексея Учителя совместного производства России, Литвы и Латвии, который рассказывает о том, как участник ДТП, в котором погиб Виктор Цой, везёт гроб погибшего певца из Юрмалы в Ленинград. Персонажа по имени «Виктор Цой» в картине почти нет. Он появляется в начале фильма, где сразу погибает в автокатастрофе. Также Цой присутствует в фильме в документальных кадрах из другого фильма Алексея Учителя "Рок".

История создания

Учитель не в первый раз обращается к фигуре Цоя. В его фильмографии – документальные фильмы «Рок» (одна из новелл посвящена музыканту) и «Последний герой», где Учитель впервые исследует причины его трагической гибели. Режиссер называет фильм «Цой» продолжением этой линии, а его сюжет – предположением о том, что могло произойти в августе 1990 года. Учитель утверждает, что после аварии сам видел злополучный автобус и общался со следователем, ведущим дело, и с водителем «Икаруса».

Первые упоминания о проекте под рабочим названием «47» относятся к 2017 году. Учитель откладывал начало работы из-за проблем с предыдущим фильмом, «Матильда», так что съёмки начались только 8 июля 2019 года. Проходили они в Санкт-Петербурге, Калининградской и Псковской областях, а также в Латвии.

Алексей Учитель принципиально отказался от художественного изображения Виктора Цоя, использовав в подавляющем большинстве сцен архивные видеозаписи с участием музыканта. Единственный художественный кадр, в котором Виктор Цой изображен лишь со спины, был снят для сцены с аварией. Он полностью сгенерирован нейросетью, так как съёмочной группе не удалось найти актёра с подходящей формой затылка.

Сын Виктора Цоя Александр попросил изменить имена персонажей.

Игорь Вдовин, работающий с музыкантами группы «Кино» (проект «Симфоническое КИНО»), по словам режиссёра, отказался писать музыку для фильма.

Рашид Нугманов рассказал о рабочих контактах с коллегой:

Я встретился с Учителем, чтобы объяснить ему необходимость получения разрешений… К сожалению, Алексей не прислушался к советам. На его просьбы включить в фильм фрагменты из фильма «Игла» я ответил отказом.

Премьера была назначена на 3 сентября 2020 года, однако 27 августа было принято отложить выход фильма в прокат на неопределенный срок. 23 сентября было объявлено о включении картины в конкурсную программу 36-го Варшавского кинофестиваля, где 12 октября состоялась международная премьера фильма. Российская премьера состоялась в Москве 9 ноября 2020 года. В широкий прокат фильм вышел 12 ноября.

Сюжет

15 августа 1990г. находясь на отдыхе в Латвии в автомобильной катастрофе погибает популярный рок-музыкант Виктор Цой. В Латвию для сопровождения транспортировки гроба с телом певца в Ленинград прибывают: его продюсер Юрий Райзен, его жена, с которой он фактически последнее время не жил, Марина вместе с их сыном Женей и своим нынешним бойфрендом Рикой, Полина - женщина, с которой в последнее время жил Цой, фотограф по имени Виктория. Имена и фамилии персонажей фильма не соответствуют их реальным прототипам. Доставить гроб с телом музыканта из Юрмалы в Ленинград поручают водителю автобуса, с которым столкнулся Цой. Сюжет фильма строится вокруг доставки гроба с телом Цоя в Ленинград. Заканчивается он альтернативными кадрами, без аварии, которые оказываются предсмертным сном артиста. На них автобус и автомобиль благополучно разъезжаются.

В ролях

Прокат

«Цой» вошёл в конкурсную программу 36 Варшавского кинофестиваля, где 12 октября 2020 года состоялась его международная премьера. Фонд кино объявил о финансовой поддержке фильма в прокате в числе 10 картин, запланированных к показу в 3 и 4 кварталах 2020 года. Российский показ картины состоялся 9 ноября 2020 года в Москве. В широкий прокат фильм вышел 12 ноября 2020 года.

После выхода картины Александр Цой подал заявление в суд «на кинопрокатчиков за незаконное использование в художественном фильме „Цой“ изображения его отца». Однако иск был оставлен без рассмотрения.

Реакция

Александр Цой, с которым у режиссёра произошли, по его словам, «острые разговоры», дал ленте оценку ещё до премьеры: «Хорошего мне сказать нечего, а плохое только подогреет интерес к этому фильму».

Отец и сын лидера группы «Кино», назвав фильм «пошлым зрелищем», обратились к Путину с просьбой «организовать проверку» и «принять надлежащие меры», дабы не допустить того, чтобы имя их родственника было опорочено. Инициатором письма был Александр Цой. В обращении подчеркнуто, что «создателям фильма „Цой“ не давали согласие на использование имени и изображения музыканта ни наследники, ни музыканты группы „Кино“, ни иные правообладатели и заинтересованные лица». Тем не менее, несмотря на их письма в Минкультуры, фильму было выдано прокатное удостоверение.

Рашид Нугманов заявил: «Алексей переименовал название фильма из „47“ в „Цой“, что представляет собой уже прямое нарушение права на образ… Это открытое лукавство, которое невозможно оправдать никаким словоблудием».

Сам режиссер отвергает все обвинения в искажении образа Цоя.

После выхода фильма 12 октября 2020 года профессиональные критики отреагировали неоднозначно («Цой мертв» называлась одна из газетных рецензий). Киновед Ольга Галицкая написала: «Умозрительная, лишенная жизнеспособности идея, которую Учитель упорно вынашивал аж десять лет, родила анемичное, тоскливое кино». Рок-журналист, музыкальный критик, писатель Артемий Троицкий назвал фильм «предательством памяти о жизни и смерти Цоя», журналист и театровед Марина Тимашева — «очередной спекуляцией на имени». Главный редактор журнала «Медведь» Борис Минаев написал: «Цой жив, а фильм — нет. В отличие от „Лета“, где все живые до слез, хотя сюжет вспомнить практически невозможно».

Писатель Платон Беседин высказал мнение, что «Учитель из приличного режиссёра превратился в купца-ремесленника… Это очень выгодно, на самом деле, брать имя… и снимать не пойми что, заявляя: мол, вы чего? Это же художественное произведение, все совпадения случайны. Хорошо, пусть так, но чего ж ты, зараза, название такое даёшь, а?».

Звукорежиссёр Алексей Вишня: «Фильм ни о чём… Картина не про Цоя, она про рок. Только не про музыкальный, а про злой… Стоило ли его снимать, стоило ли называть его „Цой“ — ответ очевиден, на мой взгляд». По мнению журналиста Вадима Богданова, InterMedia, фильм «состоит из набора нелепых случайностей, фанерных персонажей, нарушений причинно-следственных связей и диалогов, написанных человеком, который будто бы ни разу ни слышал человеческой речи… Алексей Учитель всего-навсего снял очень плохое кино». Продюсер и общественный деятель Джоанна Стингрей назвала «Цоя» «каким-то абсурдом, сплошной фантазией о реальном человеке».

  • «Аргументы и факты»:

Проблема в том, что фабула фильма выдумана практически полностью.

  • «Комсомольская правда»:

Если честно, за такое сценаристам надо руки оторвать... Не нужно ни с кем судиться, не нужно никого клеймить и запрещать. Это кино все забудут недели через две.

  • «Известия»:

Чтобы оценить в полной мере новую картину Учителя, нужно не только и не столько иметь представление о наследии Цоя (можно и вообще ничего о нем не знать, так даже лучше), сколько ориентироваться в библейских сюжетах.