title-icon
Яндекс.Метрика

Кронштадтский морской завод


АО «Кронштадтский Морской завод» — российская компания, занимающаяся ремонтом и сервисным обслуживанием военных и гражданских судов, а также ремонтом судовых газотурбинных установок, дизельных двигателей, комплексной металлообработкой, цинкованием, малярными работами. Одно из старейших судоремонтных предприятий России (основано в 1858 г.). Находится в Кронштадте Санкт-Петербурга.

Имея мощную энергетическую базу и техническую оснащённость, уникальные гидротехнические сооружения (4 действующих сухих дока, гавани, оборудованные причалы), является крупнейшим судоремонтным комплексом Северо-запада. Общая протяженность стапельных оснований — 750 метров, что позволяет проводить доковый ремонт кораблей и судов длиной до 230 метров и водоизмещением до 40 тыс. тонн.

История

Название

Основан: 1858

  • 1858 — Пароходный завод
  • 1922 — Кронштадтский судоремонтный завод им. М. И. Мартынова
  • 1929 — Кронштадтский Морской завод
  • 1932 — Морской завод Главвоенпорта Балтийского моря (Морской завод)
  • 1944 — Кронштадтский ордена Ленина Морской завод (КОЛМЗ)
  • 1974 — КМОЛЗ
  • 1997 — ФГУП «Кронштадтский Морской завод» Министерства обороны Российской Федерации
  • 2008—2010 — работа завода была приостановлена
  • 2010 — ФГУП «Кронштадтский Морской завод» Министерства обороны Российской Федерации
  • 2015 — Акционерное общество «Кронштадтский морской завод»

Российская Империя

Создание в Кронштадте Пароходного завода было вызвано стремительным развитием железного пароходостроения и потребностью России в собственном пароходостроительном и ремонтном предприятии для нужд отечественного военно-морского флота. Строительство завода продолжалось с 1847 по 1858 гг. Автор проекта: архитектор Строительной части Морского министерства академик А. С. Кудинов. Предназначение завода было определено ко времени окончания его строительства: основная задача предприятия заключалась в «исправлении механизмов паровых судов».

Официальная дата начала работы предприятия: 4 (16) марта 1858 г. На протяжении всей своей истории завод был и остается главной ремонтной базой Балтийского флота.

С деятельностью Пароходного завода (1858—1922) связаны все основные вехи развития русского флота середины XIX и первой четверти XX столетия. В начале 1860-х гг. завод занимался переоснащением уже существующих парусных кораблей Балтийского флота в паровые (на линейных кораблях «Цесаревич» и «Синоп», пароходофрегате «Олег» и «Скорый»), был пионером по изготовлению нарезной артиллерии для крепостей и флота, стоял у истоков броненосного судостроения (на заводе изготовили броню и обшили первый отечественный железный броненосный корабль канонерскую лодку «Опыт», обшивали броней и достраивали плавучие батареи «Первенец», «Не тронь меня», «Кремль»).

В дальнейшем сложилось разделение труда: закладка и строительство броненосцев и других кораблей осуществлялась на верфях Санкт-Петербурга, достройка, наладка и доводка производилась в Кронштадте с участием Пароходного завода. В конце 1860-х — середине 1870-х гг. этапным для ранней деятельности Пароходного завода событием стало участие его работников в строительстве и достройке первого в мире брустверно-башенного броненосца «Петр Великий», сильнейшего корабля своего времени.

Завод также участвовал в экспериментах с первыми отечественными торпедами И. Ф. Александровского, в создании и развитии миноносного и подводного флотов. В годы русско-японской войны (1904—1905) на Пароходном заводе готовились к походу корабли 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр. В период Первой мировой войны (1914—1918) завод осуществлял достроечные работы новых линейных кораблей («Севастополь», «Петропавловск», «Гангут», «Полтава», эсминцев типа «Новик», подводных лодок типа «Барс»), а также сложный ремонт и комплексное переоборудование всех боевых кораблей Балтийского флота.

Продукция завода неоднократно удостаивалась высших наград на российских и международных промышленных и морских выставках.

С деятельностью литейщиков Пароходного завода связаны многочисленные памятники Кронштадта: чугунная мостовая на Пеньковом мосту, являющаяся уникальным образцом дорожного строительства XIX века; ограда Летнего сада (1873 г.) и Петровского парка (1883 г.), бронзовые детали на памятнике клиперу «Опричник» (1873 г.), детали главного купола Морского собора (1911 г.). В 1912 г. всего за два с небольшим месяца был спроектирован и построен Макаровский мост, впоследствии ставший одним из символов города.

Советское время

В годы Гражданской войны 1918—1920 на заводе ремонтировались и перевооружались корабли Балтийского флота, вернувшиеся из Ледового похода (1918 г.) из Гельсингфорса и Ревеля, после чего часть из них была включена в состав Действующего отряда Балтийского флота, выступившего против англо-французской эскадры, блокировавшей Кронштадт.

В годы первых пятилеток Морской завод стал единственной ремонтной базой для кораблей Балтийского флота, а также проводил большой объём судоремонтных работ на судах гражданского назначения. Значительными вехами в истории завода стали скоростные доковые ремонты легендарных ледоколов «Красин», подготовленного для отправки на помощь челюскинцам (1934 г.), и «Ермак», отремонтированного для спасения арктической экспедиции И. Д. Папанина (1938 г.)

Беспримерным подвигом отмечен труд работников Морского завода в период Великой Отечественной Войны и Ленинградской блокады. В годы войны деятельность завода не останавливалась ни на минуту. Завод беспрерывно ремонтировал корабли, подводные лодки, тральщики, транспорты, катера, оснащал их боевой техникой, выполнял специальные заказы для фронта и тыловых учреждений (например, был налажен выпуск миномётов, гранат, штыков, сапёрных лопат, колёсных станков для станковых пулемётов, колючей проволоки и т. д.). Строились плавучие доты, сани для артиллерийских орудий и пулемётов, бронированные береговые доты и дзоты, плавающие артиллерийские и пулемётные огневые точки (на базе понтонов и плотов).

К концу Великой Отечественной войны завод стал крупнейшим судоремонтным предприятием страны.

31 мая 1944 за успешное выполнение боевых заданий командования по ремонту и вводу в строй кораблей Краснознаменного балтийского флота Указом Президиума Верховного Совета СССР Морской завод был награждён орденом Ленина.

В конце 1950-х — середине 1960-х годов на заводе была проведена масштабная реконструкция, которая превратила его в крупнейшее судоремонтное предприятие ВМС СССР. В 1970-е — 1980-е годы Морской завод оставался флагманом отечественного военного судоремонта.

Сегодняшний день

В период 1990-х и начала 2000-х гг. завод испытывал серьезные финансовые и производственные трудности, вызванные сменой политического и экономического курса страны. В 2008 году деятельность предприятия была приостановлена.

С 2010 г. Кронштадтский Морской завод возобновил производственную деятельность и осуществил программу финансового оздоровления, позволившую создать условия для его возрождения и дальнейшего эффективного развития. С 2011 г. в доках и у стенок завода проходят ремонт более 50 судов и кораблей ежегодно, с 2014 г. — более 100 кораблей и судов. Развивается производственная база, разрабатывается полномасштабная программа модернизации и технического перевооружения предприятия. В 2015 г. завод акционировался, и с апреля 2016 г. вошел в структуру государственного холдинга АО «Объединенная судостроительная корпорация».

Корабельный док имени Митрофанова Кронштадтского Морского завода был построен в рекордно короткие сроки — за 4 года в 1892—1896 годах. До 1920 года док назывался Александровским в честь памяти императора Александра III (1881—1894). Док был предназначен для помещения в него океанских крейсеров, построенных в 1880—1890-е годы для Балтийского и Тихоокеанского флотов, например, крейсера «Рюрик», с водоизмещением 12 000 т, длиной 214 м, шириной 32.5 м и высотой 8.2 м, и долгое время был крупнейшим в России. Открытие дока состоялось 19 октября 1896 года. Первым в док был введён эскадренный броненосец «Пётр Великий», сильнейший корабль своего времени.

Всего на территории Кронштадтского Морского завода находится 4 сухих дока. Три из них построены в XIX столетии. Многие механизмы (насосные станции, батопорты, затворы) исправно функционируют и в настоящее время.

  • Док им. Велещинского 1914 г. Длина 236 м., ширина 45.9 м., высота 10.8 м.
  • Док им. Митрофанова 1896 г. Длина 214 м., ширина 32.5 м., высота 8.2 м.
  • Док им. Трёх эсминцев 1876 г. Длина 186 м., ширина 29.1 м., высота 8.2 м.
  • Док им. Сургина1846 г. Длина 99.9 м., ширина 25.5 м., высота 6 м.

Осенью 2014 г. на заводе ремонтировался ледокол «Красин». С сентября 2014 г. по июль 2016 г. завод производил ремонт и модернизацию на крейсере I ранга «Аврора».

Руководители завода

  • 1846—1848 — начало строительства — инженер генерал-майор В. П. Лебедев
  • 1848—1857 — окончание строительства — полковник А. В. Модрах
  • 1857—1878 — Первый управляющий завода, генерал-лейтенант корпуса инженер-механиков флота А. И. Соколов
  • 1878—1886 — полковник П. И. Суйковский
  • 1886—1888 — флагманский инженер-механик А. А. Поликарпов
  • 1888—1896 — флагманский инженер-механик В. И. Афанасьев
  • 1896—1899 — флагманский инженер-механик Е. М. Заозерский
  • 1899—1905 — флагманский инженер-механик А. П. Леонтьев
  • 1905—1908 — флагманский инженер-механик Т. Ф. Загуляев
  • 1908—1913 — инженер-механик капитан 2 ранга Г. И. Евгеньев
  • 1913—1915 — инженер-механик капитан 1 ранга П. И. Онищенко
  • 1917—1920 — Ф. К. Хлестов
  • 1926—1930 — И. А. Ягунов
  • 1930—1934 — И. М. Есиков
  • 1934—1937 — интендант 1 ранга А. И. Колпаков;
  • 1937—1938 — военный инженер 1 ранга А. Е. Крачковский
  • 1938—1942 — инженер-капитан 1 ранга Б. М. Волосатов
  • 1942—1948 — инженер-капитан 1 ранга А. А. Бурлаков
  • 1948—1951 — инженер-капитан 1 ранга И. Я. Киршенин
  • 1951—1953 — инженер-капитан 1 ранга А. В. Куницын
  • 1953—1958 — инженер-капитан 1 ранга А. С. Курдин
  • 1958—1960 — инженер-полковник М. В. Куликов
  • 1960—1964 — инженер-полковник В. А. Волков
  • 1965—1968 — инженер-капитан 2 ранга А. М. Геворков
  • 1968—1972 — полковник технической службы Ю. М. Васильев
  • 1972—1991 — капитан 1 ранга А. Ф. Ушаков
  • 1992—1998 — капитан 1 ранга В. И. Кучерявенко
  • 1998—2000 — капитан 1 ранга В. М. Шорохов
  • 2000—2005 — капитан 1 ранга Н. И. Шокало
  • с 2010 — А. В. Белоев

Местонахождение

Петровская ул.. Напротив завода — остановки автобуса № 3.