title-icon
Яндекс.Метрика

Интернет-зависимость


Интернет-зависимость (или интернет-аддикция) — навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в Сети.

Интернет-зависимость не является психическим расстройством по медицинским критериям (DSM-5 и МКБ-10), однако в МКБ-11 (май 2019) включены зависимость от видеоигр и зависимость от азартных онлайн-игр.

История вопроса

Расстройство было описано в 1995 году нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом.

Предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Голдберг выделил следующее:

  • использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;

В 1997—1998 гг. были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы по данной проблематике. В 1998—1999 годах вышли первые монографии по проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др.). В России данный феномен изучается с 2000 года. В 2009 году состоялся симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» с участием психиатров, психологов, социологов, по материалам которого издан первый в России сборник по интернет-зависимости. В него были включены и переводы полных текстов докладов основных зарубежных исследователей этой проблемы.

Интернет-зависимость и медицина

Медики признают анормальную привязанность субъекта к времяпрепровождению за компьютером, выделяя при этом как достаточно характерные психические, так и физические симптомы.

Зависимость (наркотическая) в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё большим и большим дозам. Также зависимость (аддикция) в психологии определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определённой деятельности.

Тем не менее отмечено и позитивное влияние Интернета на психическое здоровье. Американские исследователи обнаружили, что пользование Интернетом улучшает деятельность мозга у людей среднего и пожилого возраста благодаря стимуляции мозговых центров, ответственных за принятие решений и сложные рассуждения. Согласно результатам исследования, отчёт о котором был опубликован в American Journal of Geriatric Psychiatry, посещение Интернета вызывает активацию областей мозга, контролирующих память, язык, чтение и зрение. Кроме того, при поиске в Интернете активируются мозговые центры, ответственные за сложные рассуждения и принятие решений, благодаря необходимости решать, какую из предложенных ссылок выбрать для получения необходимых данных (при чтении книг подобной активации соответствующих областей мозга не происходит).

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что опрошенные студенты имеют лишь умеренный уровень зависимости от социальных сетей. Более того, качество жизни большинства студентов оценивается в диапазоне выше среднего.

Интернет-зависимые в разных странах мира

В 2009 году в США появилась первая лечебница, занимающаяся исцелением «интернет-зависимости». В Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью и подтвержденным врачом диагнозом предоставляют отсрочку от армии на 3 года. Китай в 2008 году заявил, что собирается стать пионером в мире по официальному признанию данной зависимости болезнью, и первым начал открывать клиники. Однако в китайских заведениях используют строевую подготовку и электрошок; отмечают изуверские методы лечения, приводившие к смерти подростков-пациентов.

Согласно последним исследованиям (2021 год), распространенность Интернет-зависимости среди Российских подростков составляет 7.1-10,4 % в зависимости от потребляемого контента. Согласно уточнённым данным (2022 год), среди Российских городских подростков распространенность общей Интернет-зависимости (генерализованной, не дифференцированной по потребляемому контенту; использован опросник Chen Internet Addiction Scale, CIAS) составляет 7.2%; распространенность зависимости от компьютерных игр – 10.4% (использован опросник Game Addiction Scale for Adolescents, GASA); распространённость зависимости от социальных сетей – 8.0% (использован опросник Social Media Disorder Scale, SMDS).

Классификация интернет-зависимости, её причин и симптомов

Основные 6 типов интернет-зависимостей по мнению психолога Дрепы М. И. таковы:

  • Навязчивый веб-серфинг (информационная перегрузка) — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
  • Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
  • Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
  • Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
  • Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.
  • Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.
  • В последние годы активно обсуждаются нейробиологические механизмы формирования Интернет-зависимости. Доказано существенное негативное влияние Интернет-зависимости на параметры ночного сна и выраженность дневной сонливости у Российских подростков.

    Диагностика интернет-зависимости

    Для психологической диагностики интернет-зависимости используется ряд опросных методик профилактики:

  • Тест интернет-зависимости К. Янг;
  • Шкала интернет-зависимости С. Чена;
  • Методика диагностики зависимости от онлайн-игр.
  • Интернет-зависимость и проблемы в семье

    Признаки интернет-зависимости у подростков:

    • Снижение успеваемости, систематические прогулы, отсрочка сдачи зачетов и экзаменов и другие проблемы в процессе обучения.
    • Частые беспричинные перемены настроения, от вялого до приподнятого, от безучастного-подавленного до приподнятого-эйфорического.
    • Болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы.
    • Нарастающая оппозиционность к родителям, родственникам, старым друзьям.
    • Значительное эмоциональное отчуждение.
    • Ухудшение памяти и внимания.
    • Приступы депрессии, страха, тревоги, появление фобий.
    • Ограниченное общение с друзьями, родителями, родственниками, значительное изменение круга общения.
    • Уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби.
    • Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги.
    • Изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерные.
    • Отдаление от друзей и родствеников

    Пути решения проблемы

    К основным способам решения проблемы относится помощь психотерапевта или психолога. Одним из путей решения проблемы также является контролирование времяпровождения в интернете путём установки будильника или таймера, напоминающего о том, что нужно прекратить деятельность в сети.

    Возможно использование методов психологической саморегуляции, в частности медитации, управления дыханием, а также применение блокирующих Интернет программ.

    Одним из самых простых способов решения проблемы является чередование месяцев с интернетом и без него, например месяц с интернетом и месяц без интернета. Таким образом родители могут заранее предупредить своих детей, что в следующем месяце они не будут оплачивать интернет, например из-за нехватки денег, и ребёнок может спланировать, что ему необходимо загрузить из сети.

    В США одним из специалистов в области изучения интернет-зависимости является Кимберли Янг — профессор психологии Питсбургского университета в Брэдфорде (США) (University of Pittsburgh at Bradford), автор известной книги «Пойманные в Сеть» (англ. «Caught in the Net»), переведённой на многие языки. Она также является основателем Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью (англ. Center for On-Line Addiction). Центр, созданный в 1995 году, консультирует психиатрические клиники, образовательные заведения и корпорации, которые сталкиваются со злоупотреблением Интернетом. Центр свободно распространяет информацию и методики по освобождению от интернет-зависимости.

    Высказывается мнение, что, если современное общество хочет воспитать психически здоровое, интеллигентное поколение, оно должно взять на себя ответственность за последствия взаимодействие ребенка с компьютером и его пребывание в сети Интернет.