title-icon
Яндекс.Метрика

Костюк, Лариса Викторовна


Лариса Викторовна Костюк (1971) — российская оперная певица, заслуженная артистка России. Обладательница меццо-сопрано, солистка «Геликон-оперы», Большого театра, Михайловского театра.

Биография

Родилась в городе Кузнецке Пензенской области, но по собственным словам, все сознательное детство провела в Тольятти, куда в 1972 году родители уехали на строительство Волжского автомобильного завода. Мама будущей певицы была музыкантом, баянистом, вела кружок в детском клубе, в котором и начала занятия пением Лариса, сначала в составе хора, затем соло. Вообще петь Лариса начала очень рано — с четырёх лет, под влиянием мамы, унаследовав её красивый низкий голос. С детства предпочитала драматическую музыку, исполняя в основном советские патриотические песни.

Окончила в Тольятти детскую музыкальную школу № 4 по классу фортепиано, педагогом была Л. К. Селяткина. О карьере певицы Лариса не задумывалась до 15 лет, пока не попала на гастроли Самарского оперного театра с оперой «Кармен», произведшие неизгладимое впечатление на начинающую исполнительницу. После этого она решила непременно стать оперной певицей и тоже петь в «Кармен», а её кумиром для подражания стала Елена Образцова. Для осуществления своей мечты, после окончания школы в 17 лет она отправилась в Москву.

В Москве Лариса поступила на вокальное отделение музыкального училища имени Гнесиных, где её педагогом по вокалу была В. В. Турчанович. На первом курсе возникли сложности при постановке голоса, из-за чего Лариса единственная на курсе получила три балла, после чего, разочаровавшись в своих способностях и перспективе стать певицей, решила посвятить себя семье, вышла замуж, вскоре у неё родился сын. Однако проблемы с голосом прошли, и в 1993 году она с отличием окончила училище.

В институт имени Гнесиных Ларису не взяли, и она поступила на вокальное отделение Московского государственного института культуры, где её педагогом по вокалу стал Г. С. Портнов. Творческую карьеру начала с Государственной академической симфонической капеллы России под руководством Валерия Полянского, но в петь в хоре у Ларисы не получалось, тем более она с детства не любила этого, так как при хоровом пении для её низкого голоса попросту не доставало мелодии. Как супруга солиста оперной труппы Сергея Костюка она пришла в «Геликон-оперу», где ей понравилась спектакли и атмосфера, и где Дмитрий Бертман смог разглядеть её актёрский талант и помог ему раскрыться. Именно Бертмана Костюк считает своим учителем, который научил её практически всему. С 1995 года входит в труппу московского музыкального театра «Геликон».

В 1997 году, также с отличием, Лариса окончила вокальное отделение Московского государственного института культуры (педагог по вокалу Г. С. Портнов).

В настоящее время Костюк является одной из ведущих солисток театра «Геликон-опера». В репертуаре певицы более 40 партий, в том числе практически все ведущие партии для меццо-сопрано: Графиня («Пиковая дама» П. Чайковского), Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского), Фенена («Набукко» Дж. Верди), Муза-Никлаус («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха).

Творчество Костюк хорошо известно и востребовано и за пределами сцены «Геликон-театра». В 2004 году она дебютировала в Большом театре с партией Настоятельницы монастыря в опере Сергея Прокофьева «Огненный ангел», став первой исполнительницей этой партии на сцене Большого. С 2011 года Костюк — приглашённая солистка Михайловского театра, где исполняет партию Графини в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» и партию Ульрики в опере Верди «Бал-маскарад».

Также она выступала на сценах парижской «Опера де Бастий», шведской королевской оперы, в театрах Вены, Торонто, принимала участие в музыкальных фестивалях Шаляпина в Казани (2002), им. М. Д. Михайлова в Чебоксарах, Klangbogen в Австрии (2001), Уэксфордского в Ирландии (2003), музыкальном фестивале в Бейруте. Как в составе труппы «Геликон-театра», так и в качестве приглашённой солистки выступала в Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Ирландии, Франции, Швеции, США, Канаде, Китае, Ливане, Израиле.

Сотрудничала с такими дирижёрами, как М. Ростропович, В. Федосеев, Г. Рождественский, В. Понькин, А. Ведерников, А. Лазарев, В. Юровский, Т. Курензис, Р. Брэдшо, Б. Тевлин и другими.

Неоднократно номинировалась на театральную премию «Золотая Маска», также входила в состав жюри этого фестиваля. Моноопера И. Барданашвили «Ева», первой исполнительницей главной партии в которой была Костюк, была удостоена премии «Золотая Маска» в номинации «Новация».

Два года Лариса Костюк занималась педагогической деятельностью, была старшим преподавателем кафедры современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории, где она занималась постановкой голоса студентов.

Критика

Её нетрадиционная интерпретация сценических образов в сочетании с прекрасными вокалом и актёрским мастерством и зажигательным темпераментом высоко оцениваются критиками. Творчество Ларисы Костюк регулярно освещается в различных средствах массовой информации.

Прекрасно составленная и тонко спетая программа певицы — большая редкость на российской эстраде. На сцене царствовала женщина удивительной красоты, статная, прекрасно одетая, и чей голос открывал перед слушателями необыкновенные горизонты. И хочется её слушать вновь и вновь.

Ян Коваленский. Концерт Ларисы Костюк (неопр.). Operanews (3 января 2010). Дата обращения: 2 декабря 2016.

Отмечают удивительно «точное попадание» в музыкальные образы исполняемых ею произведений.

Достижения

  • двукратный золотой призёр всемирного чемпионата искусств в номинации «Опера» (1996, Лос-Анджелес);
  • заслуженная артистка Российской Федерации (2005).

Репертуар

Лариса Костюк исполняла в спектаклях «Геликон-оперы» оперные партии:

  • М. Мусоргский «Борис Годунов» — Марина Мнишек;
  • Н. Римский-Корсаков «Царская невеста» — Любаша;
  • Н. Римский-Корсаков «Садко» — Любава;
  • Н. Римский-Корсаков «Золотой петушок» — Амелфа;
  • Н. Римский-Корсаков «Кащей Бессмертный» — Кащеевна;
  • П. Чайковский «Евгений Онегин» — Ольга;
  • П. Чайковский «Пиковая дама» — Графиня;
  • П. Чайковский «Пиковая дама» — Миловзор;
  • П. Чайковский «Ундина» — Офелия;
  • П. Чайковский «Ундина» — Кормилица;
  • П. Чайковский «Иоланта» — Марта;
  • П. Чайковский «Иоланта» — Лаура;
  • С. Прокофьев «Любовь к трём апельсинам» — Клариче;
  • С. Прокофьев «Упавший с неба» — Клавдия;
  • Д. Шостакович «Леди Макбет Мценского уезда» — Сонетка;
  • И. Барданишвили «Ева» — Ева;
  • Д. Тухманов «Царица» — Императрица Екатерина Великая;
  • В. Беллини «Норма» — Клотильда;
  • Дж. Россини «Севильский цирюльник» (авторская редакция) — Розина;
  • В. А. Моцарт «Милосердие Тита» — Секстус;
  • Дж. Верди «Аида» — Верховная жрица;
  • Дж. Верди «Набукко» — Фенена;
  • Дж. Верди «Травиата» — Флора;
  • Дж. Верди «Фальстаф» — Миссис Квикли;
  • Ж. Бизе «Кармен» — Кармен;
  • Ж. Бизе «Кармен» — Мерседес;
  • Ж. Оффенбах «Сказки Гофмана» — Муза-Никлаус;
  • И. Штраус «Летучая мышь» — Князь Орловский;
  • Ф. Пуленк «Диалоги кармелиток» — Мадам де Круасси;
  • А. Берг «Лулу» — графиня Гешвиц;
  • Дж. Гершвин «Гершвин-гала» — солистка.

Оперные партии, исполненные в спектаклях других театров:

  • А. Гречанинов «Сестра Беатриса» — Игуменья (Шведская королевская опера, Стокгольм);
  • П. Чайковский «Евгений Онегин» — Ольга (Шведская королевская опера, Стокгольм);
  • П. Чайковский «Иоланта» — Марта (фестиваль Klangbogen, Вена);
  • П. Чайковский «Пиковая дама» — Графиня (Михайловский театр, Санкт-Петербург);
  • С. Прокофьев «Огненный ангел» — Настоятельница монастыря (Большой театр, Москва);
  • С. Прокофьев «Война и мир» — Соня (Опера Бастилии, Париж);
  • С. Прокофьев «Война и мир» — Элен Безухова (Опера Бастилии, Париж);
  • Я. Вайнберг «Шванде-волынщик» (Уэксфордский фестиваль, Ирландия);
  • Р. Щедрин «Боярыня Морозова» — Боярыня Морозова (Большой зал Московской консерватории, концертное исполнение);
  • Дж. Верди «Аида» — Амнерис (Опера де Масси, Франция);
  • Дж. Верди «Трубадур» — Азучена (Opéra de Massy, Франция);
  • Дж. Верди «Бал-маскарад» — Ульрика (Михайловский театр, Санкт-Петербург);;
  • Ж. Бизе «Кармен» — Кармен (Канадская оперная компания, Торонто);

Помимо оперного творчества Костюк занимается концертной деятельностью, исполняя сольные партии в кантатно-ораториальных произведениях: «Реквием» В. А. Моцарта, «Реквием» Дж. Верди — Реквием, поэма «Колокола» С. Рахманинова. Также исполняет арии и сцены из различных опер и романсы русских композиторов М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова, Г. Свиридова, А. Бородина.