title-icon
Яндекс.Метрика

Шустов, Николай Леонтьевич


Николай Леонтьевич Шустов (1813—1898) — русский предприниматель, основатель товарищества «Н. Л. Шустов и сыновья», который стал одним из крупнейших производителей алкогольной продукции во времена царской России конца XIX века. Получил известность благодаря проведению очень необычной и эффективной рекламной кампании своей продукции — шустовской водки, когда студенты за небольшое вознаграждение ходили по трактирам и устраивали скандалы, когда на месте не находилось шустовской водки.

Биография

Отцом Николая Шустова был Леонтий Архипович Шуст, вольноотпущенный крестьянин, когда-то бывший крепостным у генерала Измайлова в селе Дединово Зарайского уезда Рязанской губернии. После переезда в Москву, Леонтий Шуст стал служить дьячком в церкви Николая Чудотворца в Кошелях. Матерью Николая Шустова была Анисья Ивановна, дочь замоскворецкого купца. Леонтий Шуст был купцом третьей гильдии, но значился, как не торгующий купец. Его большим увлечением был сбор рецептов разных наливок и настоек, которые хранились в монастырях и в домах некоторых семейств. Собранные рецепты он записывал в толстые книги, и со временем эти записи перешли к его сыну Николаю.

Женой Николая Шустова стала Аграфена Алексеевна — дочь небогатого купца. Вначале у них родилось четыре дочери, затем сыновья — Николай, Владимир, Павел, Сергей, Василий. Николай Шустов скопил средства и в 1863 году основал винокуренный завод небольшого размера. Завод располагался в усадьбе торговцев Боткиных, в бывшей кузне на Маросейке. Там был склад для хранения пшеницы, один перегонный куб и было нанято трое рабочих.

Он создал торгово-промышленную компанию «Н. Л. Шустов и сыновья», целью организации которой было производство и продажа спиртных напитков, которые были разрешены законом. Николай Шустов хотел выпускать только качественные напитки, поэтому бизнес вначале развивался медленно, в отличие от предприятий других деятелей. Спустя два года завод переехал на Мясницкую улицу в помещение попросторнее. Было заведено несколько перегонных кубов.

Николай Леонтьевич Шустов известен оригинальной и весьма aгрессивной рекламной кампанией, которая позволила ему быстро выделиться из общей массы производителей алкоголя. Нанятые студенты заходили в известные питейные заведения и требовали водки «Шустов», если данного сорта не было, затевали драку. Дело попало в газеты, заинтригованные читатели и держатели кабаков заинтересовались новым продуктом. В октябре 1864 года в «Московских ведомостях» появился напечатанный акт, составленный частным приставом. В нем значилось, что в трактире «Испания» городовой Петр Алексеев задержал двадцатидвухлетнего студента Императорского Политехнического института Петра Романовича Пращевского. Студент пришел в трактир уже в нетрезвом состоянии и стал требовать от персонала бутылку шустовской водки. Когда студенту сказали, что водки такой марки в трактире нет, Петр Пращевский стал ругаться, потому что на вывеске сказано, что этот трактир — один из лучших в городе, но он не может быть таким, если в нем нет шустовской водки. На студента был наложен штраф, и он был освобожден под поручительство Ивана Тихомирова, который был приказчиком в Торговом доме «Шустовъ и сыновья». Он же и оплатил штраф за студента. Так в меню многих трактиров и ресторанов очень быстро появилась шустовская водка, которую стали считать очень хорошей, так как из-за нее происходили постоянные скандалы и дебоши. Позже появилась информация, что была договоренность, согласно которой студент мог нанести заведению ущерб до 10 рублей, и за каждый такой дебош с рекламированием шустовской водки, они получали свой процент. А этих студентов Николай Леонтьевич Шустов находил среди своих знакомых.

Компания Шустова постоянно расширяла ассортимент своей продукции, выпуская новые наливки по рецептам своего предка. Бутылки украшали интересные этикетки. Они восстановили производство и усовершенствовали настойки с полынью, которые часто использовали для оздоровления желудка. Также производили перцовые настойки, помогающие при простудах. Также они выпускали рябиновые, тминные, сливовые, вишневые и другие виды настоек. Шустов и его родственники вернули на прилавки горькую настойку «Ерофеич», в состав которой входил анис, мята, померанцевые орешки. Когда-то давно этой водкой врач Василий Ерофеевич вылечил графа Орлова, а отец Николая Шустова смог найти и сохранить рецепт.

Проживал в Москве, где и располагались его предприятия.

В конце 1880-х годов его здоровье ухудшилось. Умер Николай Шустов в 1898 году. Своим детям он завещал, помимо материальных благ, хранить имя, которое по мнению Николая Леонтьевича стоило намного больше, чем вся фирма. Потому что в фамилию было вложено много труда, и это приносит хороший доход. Николай Шустов считал, что делать имя очень трудно, а испортить его — очень легко.

На рубеже XIX—XX веков реклама шустовской продукции буквально заполоняла русскую прессу, представляя во всей красе ассортимент напитков. Сочинялись песни и слагались оды, прославлявшие разнообразные настойки и наливки, коньяки и водки.

Конь-яки были животными, взятыми из рекламного ребуса известной виноторговли Шустова.

Кассиль Л. «Кондуит и Швамбрания»

В 2013 году при Одесском коньячном заводе был открыт музей коньячного дела Н. Л. Шустова.