title-icon
Яндекс.Метрика

Як-130


Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten«Рукавица») — российский учебно-боевой самолёт, разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi (вышедшей из проекта на заключительном этапе разработки и создавшей свой самолет M-346 на основе полученной конструкторско-технической документации на планер; ОКБ Яковлева закончило создание Як-130 без партнёра).

Як-130 предназначен для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов L-39 и способен выполнять манёвры, характерные для истребителей четвёртого и пятого поколений. Репрограммирование системы управления позволяет готовить лётчиков не только для российских боевых самолётов, но и для самолётов НАТО. В боевой модификации может использоваться как лёгкий ударный самолёт.

Як-130 — первый полностью новый (а не модернизированный вариант существовавшей модели) самолёт, построенный в России после распада СССР.

Главные конструкторы самолёта — Николай Долженков, Виталий Нарышкин и Константин Попович.

Як-130 победил МиГ-АТ в тендере на поставку для ВВС России.

История

Конкурс на создание нового УБС был объявлен в конце 1980-х годов. Новая машина должна была стать двухдвигательным универсальным самолётом для подготовки лётчиков, начиная от первоначального лётного обучения и заканчивая особенностями боевого применения, а также для поддержания лётных навыков в строевых частях.

В перспективе, данные самолёты должны полностью заменить устаревший парк самолётов чехословацкого производства L-39, по приблизительной оценке это должно произойти в течение 10-13 лет, и стать основной учебно-боевой единицей российских ВВС. Многие из L-39, используемых в России в качестве самолётов для тренировки курсантов, давно отлетали свой ресурс, именно поэтому ещё в конце 1980-х в СССР был объявлен тендер на разработку учебно-тренировочного самолёта. Серийное производство L-39 завершено в 1999 году, а L-159, современную версию самолёта, Министерство обороны Российской Федерации не заказывало, в связи с изменением геополитической ориентации Чехии и её переходом в лагерь «вероятного противника».

Российские ВВС выбрали два проекта — Як-130 и МиГ-АТ. Для разработки нового самолёта требовались большие средства, которых не имели ни разработчики, ни Министерство обороны, поэтому самолёты проектировались совместно с иностранными фирмами — Як-130 с итальянской Alenia Aermacchi, а МиГ-АТ — с французскими компаниями. Из-за разногласий с итальянским партнёром совместная разработка на завершающем этапе прекратилась; каждая из компаний получила документацию на базовую версию будущего самолёта (планер), после чего выпустили собственные варианты самолётов: Aermacchi построили УТС M-346, а ОКБ им. Яковлева — учебно-боевой Як-130. За L’Alenia Aermacchi остались права на дистрибуцию и маркетинг самолёта во всём мире, за исключением СНГ (включая Россию).

Первый полёт опытный образец Як-130 совершил 25 апреля 1996 года, под управлением лётчика-испытателя Андрея Синицына.

В феврале 2005 года на Як-130 совершил полёт действующий на тот момент главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов.

В декабре 2009 завершены испытания.

После передачи производства в 2011 году на «Иркут», предприятие приняло решение создать на основе Як-130 лёгкий штурмовик с РЛС (Барс-130) и высокоточным вооружением. Характеристики самолёта позволяют использовать его в качестве лёгкого штурмовика, самолёта-разведчика, истребителя-бомбардировщика и самолёта радиоэлектронной борьбы. На его базе планируют сделать[когда?] новейший ударный беспилотник.

Задачи

В задачи самолёта входит обучение курсантов лётных училищ: взлёт-посадка, пилотирование, навигация, выполнение сложных манёвров, приобретение навыков действий на предельных режимах полёта, действий при отказах авиационной техники и ошибках лётчика, выполнение полётов в сомкнутых боевых порядках днём и в условиях визуальной видимости, освоение систем вооружения и отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, обучение навыкам выполнения наступательных и оборонительных манёвров, характерные для самолётов четвёртого и пятого поколений.

Самолёт снабжён системой имитации режимов боевого применения, позволяющей (без стрельбы настоящими боеприпасами) отрабатывать воздушный бой, взаимодействие между самолётами, ракетно-бомбовые удары по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО противника. Имеются и девять точек подвески — для подвесных топливных баков и контейнеров с настоящими пушками и ракетами.

В случае войны самолёт способен выполнять задачи лёгкого штурмовика — уничтожать отдельные наземные объекты, малоскоростные воздушные цели.

При поставках на экспорт Як-130 позиционируется как учебно-тренировочный комплекс для освоения истребителей Су-30МК.

Конструкция

Як-130 — двухдвигательный моноплан классической аэродинамической схемы со среднерасположенным высокомеханизированным стреловидным крылом, боковыми воздухозаборниками, цельноповоротным горизонтальным оперением. Кабина с тандемным расположением сидений и единым фонарём.

Самолёт оборудован цифровой комплексной системой управления КСУ-130 (разработана в МИЭА), выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полёта и позволяющей, в учебных целях, имитировать характеристики устойчивости и управляемости других самолётов. Позволяет готовить пилотов на самолёты 4 и 5 поколений (Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Eurofighter Typhoon, F-22, F-35). Самолёт имеет электронную индикацию, построенную на трёх жидкокристаллических МФЦИ (многофункциональных цифровых индикаторах) размером 15×20 см, без электромеханических приборов, на каждого пилота. В передней кабине есть индикатор на лобовом стекле.

Для учебных машин характерна хорошо проработанная система катапультирования пилотов. Катапультирование производится с помощью кресел класса «0-0». Отличительная черта Як-130 — возможность успешно и безопасно проводить катапультирование при нулевой скорости, а также на малой высоте (вплоть до нулевого уровня).

Для повышения ремонтопригодности полностью отказались от композитов, все элементы планера сделаны из лёгких алюминиево-магниево-литиевых сплавов — в отличие от «брата-близнеца» Aermacchi M-346, в котором композиты всё же есть, что, впрочем, никак не сказалось на массе самолёта. Самолёт способен взлетать с малоподготовленных (в том числе грунтовых) аэродромов.

За время полёта от Иркутска до Армавира Як-130 расходует менее 7,5 тонн авиационного топлива. Этот показатель в несколько раз меньше расхода топлива любого самолёта, стоящего на вооружении Российских ВКС.

Производство

Потребность ВВС России в подобных самолётах оценивается 250 единиц, а потребность мирового рынка — 2500 единиц.

Серийное производство Як-130 планировалось развернуть на двух заводах — в Нижнем Новгороде и Иркутске. На Нижегородском заводе «Сокол» производство началось в конце 2008 года (поставки для ВВС России по заказу Министерства обороны), самолёт также будет производиться на Иркутском авиационном заводе (для экспортных поставок).

4 июня 2008 года президент корпорации «Иркут» Олег Демченко сообщил журналистам о том, что Иркутский авиационный завод приступает к выполнению заказа на производство для ВВС России 62 учебно-боевых истребителей Як-130. По его словам, «есть большой заказ на Як-130, он подписан и бюджет утверждён Минобороны, 62 самолёта будут делаться на Иркутском заводе». Планируется, что первый Як-130 будет произведён уже до конца 2008 года, а поставки для ВВС России начнутся в 2009 году.

19 мая 2009 года совершил первый полёт серийный Як-130, из числа заказанных для ВВС России. В декабре 2009, по сообщению Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Военно-воздушным силам, главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин подписал «Акт о завершении государственных совместных испытаний учебно-боевого самолёта Як-130».

16 ноября 2011 года Министерство обороны Российской Федерации и корпорация «Иркут» подписали контракт на поставку учебно-боевых самолётов Як-130. Согласно документу, до 2015 года ВВС России получат 55 новых машин, которые должны обеспечить первоочередные потребности в подготовке военных лётчиков.

В конце января 2012 Минобороны сообщило, что планируется увеличить число заказанных Як-130 на 10 единиц.

В связи с разрывом производственной кооперации с Украиной в начале 2015 года НПЦ «Салют» заявил о завершении полной локализации производства авиадвигателей АИ-222-25.

Планируется в будущем заменить двигатели на разрабатываемые двигатели СМ-100 тягой до 3000 кг.

Поставки

В 2010—2011 гг. в ВВС России было поставлено 12 Як-130 (1 самолёт потерпел катастрофу) и 15 единиц было поставлено в 2012 году по новому контракту. В 2013 году корпорация «Иркут» поставила ВВС РФ 18 Як-130. До конца года поставили Минобороны дополнительно 2 машины в счёт заказа 2014 года. В 2014 году были переданы 20 машин. С учётом сданных ВВС в начале 2015 года двух самолётов, общее количество сданных Як-130 по этому контракту должно достичь 55 единиц и контракт должен быть закрыт. Всего в ВВС с 2012 по начало 2015 года получено 65 Як-130, в том числе 55 — построенных «Иркутом» по контракту 2011 года и 10 самолётов постройки «Сокола». 9 октября 2015 года 4 машины были поставлены в состав учебной авиационной базы Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (Армавир). К началу августа 2018 года, Иркутский авиазавод сдал в общей сложности 11 Як-130, доведя общее количество до 106 единиц.

Сравнение с аналогами

На вооружении

  • Алжир — 16 Як-130, по состоянию на 2022 год
  • Бангладеш — 13 Як-130, по состоянию на 2022 год, всего было получено 16 самолётов, но в катастрофах было потеряно 3 самолёта.
  • Белоруссия — 11 Як-130, по состоянию на 2022 год, 19.05.2021 г. в катастрофе потерян 1 самолёт.
  • Вьетнам — 6 Як-130, по состоянию на 2022 год
  • Лаос — 4 Як-130, по состоянию на 2022 год . Всего Лаос заказал у России 10 учебно-боевых самолётов Як-130.
  • Мьянма — 12 Як-130, по состоянию на 2019 год
  • Россия — 109 Як-130, по состоянию на 2022 год. Всего по разным контрактам ВВС России получили 111 Як-130, но в авариях и катастрофах было потеряно 4 самолёта.

Заказы

  • Россия — по контракту от 7 декабря 2011 года заказано 55 Як-130 с поставкой к 2015 году. Самолёты производятся на Иркутском авиационном заводе. В декабре 2013 года заключён контракт на поставку морской авиации ВМФ 5 Як-130 — первой партии из запланированных для ВМФ ~10 Як-130. До конца 2018 года ВКС РФ должны были получить 30 единиц Як-130 в рамках реализации государственного оборонного заказа на 2016—2018 годы. К концу 2018 года всего было поставлено 109 единиц.
  • Бангладеш — в 2013 году заключён контракт на сумму 800 млн дол. США на поставку 24 самолётов. 16 самолётов должны были быть поставлены в 2015—2016 годах. Власти Бангладеш намеревались приобрести эту технику в счёт экспортного кредита в размере миллиарда долларов, предоставленного Россией в январе 2013 года.
  • Вьетнам — в 2019 году было заказано не менее 12 Як-130.
  • Ливия — было заказано 6 Як-130. Контракт был аннулирован в связи с выполнением Россией Резолюции Совета Безопасности ООН 1973.
  • Мьянма — было заказано 16 Як-130. Контракт начал выполняться в конце 2016 года, были поставлены первые 3 машины, вторая тройка была поставлена в 2017 году.
  • Сирия — было заказано 36 Як-130 на общую сумму 550 млн долларов по состоянию на февраль 2012 года. Первые 9 самолётов планировалось передать Сирии до конца 2014 года, а в следующие два года — 12 и 15 соответственно Начало выполнения контракта было отложено в связи с гражданской войной в Сирии.

Лётные происшествия

Аварии и катастрофы

  • 26 июня 2006 года прототип Як-130 разбился в Рязанской области. Оба лётчика успешно катапультировались, никто не пострадал. По предварительным данным, причиной аварии был назван отказ системы управления
  • 29 мая 2010 года в 16:59 мск разбился предсерийный Як-130 (бортовой номер 93) Липецкого центра боевой подготовки и переучивания личного состава. Авария самолёта произошла во время выполнения планового задания при взлёте. Экипаж в составе двух пилотов благополучно катапультировался, на земле жертв и разрушений не было. Причиной аварии явился отказ системы управления.
  • 15 апреля 2014 года 17:50 мск Як-130 Борисоглебского филиала Военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВВС России потерпел катастрофу в районе пос. Батаевка (Ахтубинский район Астраханской области) в 25 км от Ахтубинска . Экипаж катапультировался, оба лётчика получили тяжёлые травмы, от которых скончался один из них — пилот-инструктор подполковник Сергей Серёгин. Самолёт полностью разрушился. Причиной стал технический сбой — отказ системы управления.
  • 11 июля 2017 года близ гор. Лохагара (округ Нарайл, область Кхулна, Бангладеш) потерпел крушение Як-130 (бортовой номер 15102, «короткий» номер 102) 21-й эскадрильи ВВС Бангладеш. Оба лётчика успешно катапультировались и не пострадали. Авиапроисшествие стало первым случаем потери самолёта этого типа за пределами РФ.
  • 16 сентября 2017 года при выполнении учебно-тренировочного полёта вблизи аэродрома Борисоглебск (Воронежская область) потерпел аварию Як-130 (бортовой номер «49 белый», регистрация RF-44490). По сообщению Минобороны РФ, экипаж увёл воздушное судно от близлежащих построек, благополучно катапультировался и не пострадал. По информации СМИ, самолётом управляли курсант Иван Клименко и майор Сергей Заволока.
  • 27 декабря 2017 года на юго-востоке Бангладеш, в округе Кокс-Базар, произошло столкновение в воздухе двух Як-130 ВВС Бангладеш. По неподтверждённым данным, машины имели бортовые номера 15103 («короткий» 103) и 15105 («короткий» 105). Пилотам удалось катапультироваться, обе машины были потеряны. При падении самолётов возникли пожары, были повреждены частные жилые дома, на земле получили ранения и ожоги не менее семи местных жителей.
  • 12 апреля 2018 года в Грибановском районе Воронежской области потерпел аварию Як-130 авиабазы учебной авиабазы Краснодарского высшего авиационного училища лётчиков в городе Борисоглебск. Самолёт упал в затопленной весенним паводком местности в районе с. Большие Алабухи. Оба лётчика катапультировались, приземлились на небольшой островок и были спасены. Один из них повредил ногу. Воздушное судно выполняло плановый учебно-тренировочный полёт. Авария произошла из-за технической неисправности.
  • 19 мая 2021 года самолёт упал на территории города Барановичи вблизи жилых домов. Оба пилота погибли. Причина — отказ управления.

Происшествия без серьёзных повреждений

  • 21 июня 2017 года в Воронежской области на авиационной базе в Борисоглебске во время тренировочного полёта у Як-130 (бортовой номер 43) не вышла передняя стойка шасси. Управляющие самолётом пилот-инструктор и курсант приняли решение, выработав топливо, сажать самолёт только на две стойки. Благодаря профессионализму пилотов посадка получилась практически идеальной. ЯК-130 получил минимальные повреждения. Лётчики представлены к государственным наградам.
  • 21 июня 2017 года в Краснодарском крае близ города Армавир у Як-130 (бортовой номер 55) не выпустилось переднее шасси. Это второй за сутки случай с отказом гидравлической системы. В кабине самолёта так же присутствовали курсант с инструктором. Самолёт пришлось посадить на фюзеляж в поле. Со слов заместителя генерального директора ОКБ им. Яковлева Романа Таскаева, речь не может идти о серийном дефекте.

Оценки и критика

По мнению National Interest, Як-130 — это зарекомендовавший себя учебный истребитель, который обладает боевыми возможностями и может использоваться в войне против повстанцев.

В рейтинге учебно-боевых самолётов мира издания Military Watch, Як-130 занял последнее место, уступив таким самолётам как Hongdu L-15, Guizhou JL-9 и KAI T-50. Из недостатков Як-130 названы: более низкие лётные характеристики по сравнению с конкурентами, очень низкая скорость набора высоты, посредственная манёвренность, малая эксплуатационная высота и дозвуковая скорость. При этом был отмечен высокий боевой потенциал Як-130.

Сравнивая Як-130 и Aermacchi M-346 эксперты National Interest отмечают что Як-130 проигрывает М-346 по аэродинамическим характеристикам, скорости и манёвренности, благодаря установленным на М-346 лучшим двигателям Honeywell F124-GA-200. Также эксперты указывают на более высокий успех М-346 на международном рынке.

Лётно-технические характеристики

Источник данных: ОКБ Яковлева

Технические характеристики
  • Экипаж: 1 или 2 человека
  • Длина: 11,493 м
  • Размах крыла: 9,84 м
  • Площадь крыла: 23,52 м2
  • Высота: 4,643 м
  • Масса пустого: 4600 кг
  • Нормальная взлётная масса: 7700 кг
  • Максимальная взлётная масса: 10 290 кг
  • Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25
  • Тяга: 2 × 2500 кгс
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 1050 км/ч
  • Скорость сваливания: 160—180 км/ч
  • Практический потолок: 12 500 м (ограничение по кислородной системе)
  • Скороподъёмность: 4 мин. 49 сек. — 12 500 м
  • Тяговооружённость: 0,8
  • Длина разбега: 510—940 м
  • Длина пробега: 610—880 м
Вооружение
  • Боевая нагрузка: 3000 кг
  • Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, — 2—4 шт. (1-2, 8-9 точки подвески).
  • Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8, блоки Б-13Л с неуправляемыми ракетами С-13, неуправляемые ракеты С-25ОФМ, - 2—4 шт. (2-3, 5-6 точки подвески).
  • Бомбы: корректируемые и обычные авиационные бомбы калибром до 500 кг, 2—4 шт. (2-8 точки подвески).
  • Ресурс самолёта: 10 000 часов

Авиамоделирование

На основе Як-130 энтузиастами сделана радиоуправляемая модель в масштабе 1:4, которая на чемпионате мира по авиамоделированию «Jet World Masters 2011», проходившем в Национальном музее Военно-воздушных сил США, получила переходящий кубок и звание Чемпиона мира на ближайшие два года. Модель одержала победу и в следующие два чемпионата: «Jet World Masters 2013» (Швейцария) и «Jet World Masters 2015» (Германия). В 2017 году заняла 2-е место.