

Великая дидактика
26.01.2023
«Великая дидактика» (лат. Didactica magna) — педагогическое сочинение (трактат) чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского, написанное на чешском языке между 1627 и 1638 годами и впервые опубликованное в переработанном виде на латинском языке в 1657 году.
Является одним из первых крупных педагогических произведений, в котором обозначены дидактические принципы.
В труде, часто называемом главной работой Коменского, рассмотрены вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания.
На «Великую дидактику» ссылаются Иоганн Генрих Песталоцци, Герман Литц, Селестен Френе и многие другие.
Содержание
«Великая дидактика» состоит из 33 глав:
- Привет читателю:
Мы решаемся обещать Великую Дидактику, т. е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом; так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию. Наконец, всё это мы выясняем apriori, т. е. из самой настоящей неизменной природы вещей, точно заставляя вытекать из живого источника неиссякающие ручейки; затем, соединяя их в одну большую реку, мы устанавливаем некоторое универсальное искусство создавать всеобщие школы.
- 1—6: цель жизни человека;
- 7—29: об образовании (материнская и народная школа): принципы обучения, его организация и др.;
- 30—31: латинская школа и университет (академия);
- 32: «О правильном устройстве всеобщего точного порядка в школе»;
- 33: «О необходимых условиях для практического применения этой универсальной методы»;
- Заключение.
Положения
Коменский вносит в педагогику новые идеи, кардинально пересматривая старые.
В «Великой дидактике» сформулированы сенсуалистские педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребёнка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира.
В трактате проводится мысль о необходимости поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Последняя призвана обеспечивать быстрое и основательное обучение, в результате которого личность должна приобрести знания и умения, сделаться способной к духовному и нравственному совершенствованию. Для Коменского образованность, следовательно, не является самоцелью. Он подчёркивал, что она приобретается и для того, чтобы «сообщать другим» образование и учёность.
Коменский довольно точно формулирует области, которые необходимо изучать:
- научное знание (eruditio);
- мораль (mores);
- благочестие/религия (religio).
Коменский выступает за обучение детей обоих полов и всех сословий.
Уровни обучения
Каждому возрастному периоду Коменский определил соответствующую школу:
- Материнская школа (материнское опекунство в каждой семье). В материнской школе (до 6 лет), по мнению Коменского, следует упражнять преимущественно внешние чувства. Главная задача школы первой ступени заключается в заботе о здоровье, интеллектуальном развитии ребёнка. Уже с трёх лет необходимо начинать обучение таким предметам, как физика, астрономия, география, история, экономика, политика, риторика, поэтика. При этом Коменский разработал оригинальную методику развития речи ребёнка в это время. Особое значение уделялось периоду 5 и 6 годам, когда должно начинаться нравственное воспитание.
- Школа родного языка (элементарная народная школа; создаётся в каждой общине, селе, посёлке). На данной ступени (с 6 до 12 лет) необходимо упражнять внутренние чувства, силу воображения и память, развивая руку и язык посредством чтения, письма, рисования, пения, счета, измерения, взвешивания, запоминания различного материала и т. д. Обучение должно вестись исключительно на родном языке.
- Латинская школа или гимназия (создаётся в каждом городе). Задача латинской школы — развивать понимание и суждение по поводу материала, собираемого ощущениями; это осуществляется с помощью диалектики, грамматики, риторики, других реальных наук и искусств. Обучение в ней во многом схоже с гимназическим образованием того времени: предметный курс охватывает традиционный цикл 7 свободных искусств.
- Университет (академия) (создаётся в каждом государстве или большой провинции).
Дидактические принципы
В работе Каменского можно выделить различные принципы:
- наглядность;
- последовательность и постепенность;
- подражание;
- упражнение и прочное усвоение знаний;
- единство и преемственность: «При всём различии этих школ мы желаем, чтобы в них преподавали не разный материал, а один и тот же, только разными способами»;
- сознание и активность в обучении;
- природносообразность и др.
9 правил искусства обучения наукам
16 правил искусства развивать нравственность
