title-icon
Яндекс.Метрика

Великая дидактика


«Великая дидактика» (лат. Didactica magna) — педагогическое сочинение (трактат) чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского, написанное на чешском языке между 1627 и 1638 годами и впервые опубликованное в переработанном виде на латинском языке в 1657 году.

Является одним из первых крупных педагогических произведений, в котором обозначены дидактические принципы.

В труде, часто называемом главной работой Коменского, рассмотрены вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания.

На «Великую дидактику» ссылаются Иоганн Генрих Песталоцци, Герман Литц, Селестен Френе и многие другие.

Содержание

«Великая дидактика» состоит из 33 глав:

  • Привет читателю:

Мы решаемся обещать Великую Дидактику, т. е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом; так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию. Наконец, всё это мы выясняем apriori, т. е. из самой настоящей неизменной природы вещей, точно заставляя вытекать из живого источника неиссякающие ручейки; затем, соединяя их в одну большую реку, мы устанавливаем некоторое универсальное искусство создавать всеобщие школы.

  • 1—6: цель жизни человека;
  • 7—29: об образовании (материнская и народная школа): принципы обучения, его организация и др.;
  • 30—31: латинская школа и университет (академия);
  • 32: «О правильном устройстве всеобщего точного порядка в школе»;
  • 33: «О необходимых условиях для практического применения этой универсальной методы»;
  • Заключение.

Положения

Коменский вносит в педагогику новые идеи, кардинально пересматривая старые.

В «Великой дидактике» сформулированы сенсуалистские педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребёнка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира.

В трактате проводится мысль о необходимости поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Последняя призвана обеспечивать быстрое и основательное обучение, в результате которого личность должна приобрести знания и умения, сделаться способной к духовному и нравственному совершенствованию. Для Коменского образованность, следовательно, не является самоцелью. Он подчёркивал, что она приобретается и для того, чтобы «сообщать другим» образование и учёность.

Коменский довольно точно формулирует области, которые необходимо изучать:

  • научное знание (eruditio);
  • мораль (mores);
  • благочестие/религия (religio).

Коменский выступает за обучение детей обоих полов и всех сословий.

Уровни обучения

Каждому возрастному периоду Коменский определил соответствующую школу:

  • Материнская школа (материнское опекунство в каждой семье). В материнской школе (до 6 лет), по мнению Коменского, следует упражнять преимущественно внешние чувства. Главная задача школы первой ступени заключается в заботе о здоровье, интеллектуальном развитии ребёнка. Уже с трёх лет необходимо начинать обучение таким предметам, как физика, астрономия, география, история, экономика, политика, риторика, поэтика. При этом Коменский разработал оригинальную методику развития речи ребёнка в это время. Особое значение уделялось периоду 5 и 6 годам, когда должно начинаться нравственное воспитание.
  • Школа родного языка (элементарная народная школа; создаётся в каждой общине, селе, посёлке). На данной ступени (с 6 до 12 лет) необходимо упражнять внутренние чувства, силу воображения и память, развивая руку и язык посредством чтения, письма, рисования, пения, счета, измерения, взвешивания, запоминания различного материала и т. д. Обучение должно вестись исключительно на родном языке.
  • Латинская школа или гимназия (создаётся в каждом городе). Задача латинской школы — развивать понимание и суждение по поводу материала, собираемого ощущениями; это осуществляется с помощью диалектики, грамматики, риторики, других реальных наук и искусств. Обучение в ней во многом схоже с гимназическим образованием того времени: предметный курс охватывает традиционный цикл 7 свободных искусств.
  • Университет (академия) (создаётся в каждом государстве или большой провинции).

Дидактические принципы

В работе Каменского можно выделить различные принципы:

  • наглядность;
  • последовательность и постепенность;
  • подражание;
  • упражнение и прочное усвоение знаний;
  • единство и преемственность: «При всём различии этих школ мы желаем, чтобы в них преподавали не разный материал, а один и тот же, только разными способами»;
  • сознание и активность в обучении;
  • природносообразность и др.

9 правил искусства обучения наукам

  • Всему, что должно знать, нужно обучать.
  • Всё, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определённую пользу.
  • Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
  • Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путём изучения причинных связей.
  • Всё, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
  • Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
  • Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чём-либо одном.
  • На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
  • Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчётливым.
  • 16 правил искусства развивать нравственность

  • Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
  • Прежде всего основные («кардинальные») добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
  • Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
  • Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
  • Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая своё влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
  • Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому своё, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
  • Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
  • Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
  • Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
  • Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель — готовность услужить другим и охоту к этому.
  • Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
  • Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
  • Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
  • Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
  • Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
  • И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.