title-icon
Яндекс.Метрика

Нуцубидзе, Шалва Исакович

22.01.2023


Шалва Исаакович Нуцубидзе (груз. შალვა ისაკის ძე ნუცუბიძე; 14 декабря 1888, Парцханаканеви[d], Кутаисская губерния, Российская империя — 6 января 1969, Тбилиси) — грузинский и советский философ, литературовед, историк культуры. Создатель т. н. алетологического реализма (учения об истине). Крупнейший исследователь истории грузинской философии. Доктор философских наук (1926).

Биография

Родился в селе Парцханаканеби Цхалтубского района (Грузия).

В 1910 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Занимался в семинарах А. И. Введенского, Н. О. Лосского, И. И. Лапшина. С 1911 по 1914 год учился и работал за границей, в Лейпциге работал под руководством Вундта, Фолькельта и Барта.

Учредительное собрание Грузии. Нуцубидзе, левая сторона, задние ряды

Один из основателей Тбилисского университета. В 1918 году был избран профессором этого университета. Доктор философских наук с 1926 года.

Дважды (1925, 1928) находился в научных командировках в Берлинском университете. Долгие годы руководил Грузинским обществом культурных связей с заграницей. Перевёл на русский язык поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Был научным консультантом ряда переводов «Витязя в тигровой шкуре» на иностранные языки. По гипотезе Шалвы Нуцубидзе и бельгийского учёного Эрнеста Хонигмана (Ernest Honigmann), грузинский мыслитель Пётр Ивер (ок. 411—491) является автором знаменитых неоплатонических сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита.

Академик Академии наук Грузинской ССР (с 1944).

Созданную им теорию алетологического реализма Шалва Нуцубидзе изложил в книгах «Основы алетологии» (Тбилиси, 1922, на грузинском языке); «Истина и структура познания» (1925); «Философия и мудрость» (1930). Две последние работы вышли в свет в Берлине на немецком языке. Позднее они были переведены на грузинский язык и помещены в собрание сочинений Ш. И. Нуцубидзе (1979). Согласно Ш. И. Нуцубидзе, должна быть создана фактически новая дисциплина, которая выйдет за пределы противоположности субъекта и объекта. Эта новая дисциплина и есть алетология (от греч. aletheia). Указывая на Ламберта, автора третьего после Аристотеля и Бэкона Органона, как на мыслителя, впервые выделившего алетологию в особую философскую отрасль, Нуцубидзе подчёркивал, что для него в отличие от Ламберта алетология является не вторичной философской дисциплиной, а основной. Одной из задач алетологического реализма является приближение философии к мудрости.

Умер в Тбилиси, похоронен в парке Тбилисского университета.

Память

  • Микрорайон Тбилиси — плато Нуцубидзе
  • Памятник в сквере Шалва Нуцубизде

Библиография

  • Больцано и теория науки Вопросы философии и психологии. 1913. Кн. 116—117.
  • Введение в философию. Тбилиси, 1920 (на грузинском яз.).
  • Основы алетологии. Тбилиси, 1922 (на грузинском языке).
  • Wahrheit und Erkenntnisstruktur, Berlin, 1926.
  • Philosophie und Weisheit. Berlin-Koenigsberg, 1931.
  • Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1942.
  • Руставели и Восточный Ренессанс. Тбилиси, 1947.
  • Диалектическая и формальная логика // Труды Тбилисского государственного университета. 1951. Т.43.
  • К происхождению греческого романа «Варлаам и Иосиф» Тбилиси, 1956.
  • Творчество Руставели. Тбилиси, 1958.
  • История грузинской философии. Тбилиси, 1960. — 591 с.
  • Пётр Ивер и античное философское наследие. Тбилиси, 1963.
  • Критические очерки. Философия и культура. Тбилиси, 1965.
  • Бытие и истина // Историко-философский ежегодник 1991. М., 1991. С. 339—351.