title-icon
Яндекс.Метрика

Колаковский, Лешек

16.12.2022


Лешек Колаковский (польск. Leszek Kołakowski, 23 октября 1927, Радом — 17 июля 2009, Оксфорд) — польский философ.

Биография

Отец — педагог и публицист, в 1943 году был расстрелян гестапо. Во время нацистской оккупации польские школы были закрыты, и Лешеку Колаковскому оставалось заниматься самообразованием (он раздобыл несколько томов энциклопедии и, как впоследствии вспоминал, изучил всё на буквы A, D и E, но ничего — на буквы B и C).

В 1945 году Лешек Колаковский поступил в Лодзинский университет, а в 1947 году вступил в Польскую рабочую партию. В 1953 году защитил диссертацию по философии Спинозы в Варшавском университете, в котором впоследствии преподавал историю философии с 1959 по 1968 год.

В 1950 году подписал открытое письмо с осуждением философа Владислава Татаркевича за нападки на «социалистическое строительство в Польше» и «деморализацию» студентов. В одной из статей того времени Колаковский осудил религиозные убеждения, утверждая между прочим, что «автор мнимой автобиографии, за которую выдают Священное Писание, не очень-то умён».

Будучи в 1951—54 годах сотрудником Института подготовки научных кадров при ЦК ПОРП, совершил поездку в СССР, где, по его утверждению, увидев «реальный социализм», изменил свои про-сталинские взгляды. Он перешёл на позиции гуманистического прочтения марксизма, характерные для «восточноевропейских ревизионистов».

Однако нельзя не учитывать и того фактора, что как раз в это время в СССР и в других соцстранах происходили существенные политические перемены, выражавшиеся в пришествии к власти Хрущёва, в отстранении сторонников политики, проводимой Сталиным, и в постепенном отказе от выработанных им направлений во внешней и во внутренней политике. Новое советское руководство стало поощрять антисталинские тенденции как в СССР, так и во всех других странах соцлагеря. После этого в 1957 году в варшавском журнале «Nowa Kultura» появилась четырёхчастная статья с критикой как советского строя, образовавшегося при Сталине, так и политики Владислава Гомулки, которого Колаковский упрекал в слишком осторожном и медленном отмежевании от «сталинщины».

В 1957 году стал главным редактором журнала «Studia Filozoficzne». В 1959 году возглавил кафедру истории современной философии в Варшавском университете. В 1966 году после лекции, на которой подвёл итоги десятилетия, был исключён из рядов ПОРП и лишён кафедры.

В 1968 году после мартовских студенческих протестов (начавшихся в Варшавском университете) Колаковскому запретили преподавать. Тогда он эмигрировал в США и в том же году стал приглашённым профессором факультета философии Университета Макгилла в Монреале, а в следующем году переместился в Калифорнийский университет в Беркли.

В 1970 году его утвердили старшим научным сотрудником (англ. senior research fellow) Колледжа Всех Душ Оксфордского университета (с 2004 года он стал почётным сотрудником Колледжа). В 1974 году Лешек Колаковский был приглашён и часть года проработал в Йельском университете, а с 1981 по 1994 год был профессором-совместителем в Комитете по общественной мысли и на факультете философии Университета Чикаго.

С 1977 по 1980 год являлся официальным представителем за рубежом «Комитета защиты рабочих». Сотрудничал также с Польским независимым соглашением.

В 1980-х поддерживал «Солидарность» тем, что давал интервью, писал, организовывал сбор средств. После 1989 года активно участвовал в общественной жизни Польши, выступая по радио и на телевидении, сотрудничая с «Gazeta Wyborcza» Адама Михника.

Скончался 17 июля 2009 года в Оксфорде. Похоронен 29 июля в Варшаве на кладбище Воинские Повонзки.

Остались жена Тамара и дочь.

Творчество

Лешек Колаковский и французский неомарксист Анри Лефевр, 1971 год

Колаковский — специалист по марксизму, первое время — его сторонник, затем — резкий критик.

Начиная с 1970 года, Колаковский всё плотнее связывает свою жизнь с Оксфордским университетом, и несмотря на курсы лекций, прочитанные им в Йельском и Чикагском университете, обосновывается в Англии.

Несмотря на свои изыскания и неприятие марксизма, Колаковский продолжает видеть в Марксе философа, хотя и не разделяет его взгляды. Капитальный труд на эту тему: «Основные направления марксизма» (1976—1978).

На Западе Колаковский также получил известность как специалист по Гуссерлю. Как ни странно, но к Гуссерлю Колаковский предъявляет претензии, фактически, с марксистских позиций. Так, он указывает на то, что Гуссерль пропагандирует, якобы, «уход от жизни», поскольку у Гуссерля проблема перебрасывания моста от Я к обществу, согласно Колаковскому, «неразрешима» (см. работу Лешека Колаковского «Гуссерль и поиск достоверности», Нью-Хейвен 1975, с. 80.). Нам остается, как считает Колаковский, «или последовательный эмпиризм, с его релятивистскими, скептическими результатами „или“ трансцендентальный догматизм, который не может в действительности оправдать себя и остаётся, в конце концов, произвольным решением» (там же, с. 85).

Библиография

  • Klucz niebieski, albo opowieści budujące z historii świętej zebrane ku pouczeniu i przestrodze (англ. «The Key to Heaven», «Ключ от небес, или поучительные рассказы, заимствованные из священной истории для научения и предостережения», 1957)
  • Rozmowy z diabłem (англ. «Conversations with the Devil» (США), англ. «Talk of the Devil»), «Разговоры с дьяволом», 1965)
  • Od Hume’a do Koła Wiedeńskiego (1е пер.: англ. «The Alienation of Reason», 1966; поздн.изд.: «Positivist Philosophy from Hume to the Vienna Circle»)
  • Positivist Philosophy (1971)
  • Obecność mitu (англ. «The Presence of Myth», 1972)
  • Husserl and the Search for Certitude (1975)
  • Główne nurty marksizmu (англ. «Main Currents of Marxism», «Основные направления и течения марксизма», 1976−78; 3 тт.)
  • Czy diabeł może być zbawiony i 27 innych kazań («Может ли дьявол спастись и 27 других проповедей», 1982)
  • Religion: If There Is No God («Религия: Если Бога нет», 1982)
  • Bergson (Бергсон, 1985)
  • Le Village introuvable (1986)
  • Metaphysical Horror (1988; перераб.изд. 2001)
  • Modernity on Endless Trial (University of Chicago Press, 1990)
  • God Owes Us Nothing: A Brief Remark on Pascal’s Religion and on the Spirit of Jansenism («Бог нам ничего не должен: Краткая заметка о религии Паскаля и духе янсенизма», 1995)
  • Freedom, Fame, Lying, and Betrayal: Essays on Everyday Life (1999)
  • The Two Eyes of Spinoza and Other Essays on Philosophers (2004)
  • My Correct Views on Everything (2005)
  • Why Is There Something Rather Than Nothing? (2007)

На русском языке:

  • Колаковский Лешек. Похвала непоследовательности. /Пер. с польск. В. Кольцов. — Firenze : Aurora, 1974. XIV, 341 с.
  • Колаковский Лешек. Семнадцать «или» и другие эссе. П: ТТ, 2014. 180 с.
  • Колаковский Лешек. Небесный ключ, или Назидательные рассказы из Священной истории, собранные для наставления и предостережения / Пер. с польск. Ю. Чайникова. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2016. 176 с., ил.
  • Колаковский Лешек. Разговоры с дьяволом / Пер. с польск. Ю. Чайникова. СПб.: Jaromir Hladik press, 2019. 192 с.

Награды и премии

В 1983 Колаковский был удостоен европейской премии Эразмус, в 1994 Премии Алексиса де Токвиля за гуманизм.

В 2007 году он получил престижную Иерусалимскую премию, а незадолго до этого — ещё 2 важные награды: в 2003 году — Премию Клюге, а в 2006 году — медаль св. Георгия.