title-icon
Яндекс.Метрика

Арана, Сабино


Сабино Арана Гоири (баск. Arana ta Goiri’taŕ Sabin; 26 января 1865, Бильбао — 25 ноября 1903, Педерналес) — баскский политический деятель, националист, революционер, идеолог независимости Страны Басков от Испании. Сабино Арану часто называют «отцом басков», он также считается главным идеологом террористической организации ЭТА.

Биография

Сабино Арана Гойри родился в 1865 году в небольшом поселении Абандо в предместьях Бильбао. Он был восьмым и последним ребёнком в семье. Отец Сабино — видный судовладелец дон Сантьяго де Арана и Ансотеги — был яростным приверженцем карлизма и одним из главных спонсоров военных формирований традиционалистов в годы Второй карлистской войны (1872—1876). Разгром карлистов обернулся для их семьи финансовой катастрофой и стал для отца психологическим и эмоциональным ударом, который он так и не смог перенести. Начиная с 1876 года, Сантьяго де Арана впал в глубокую депрессию, граничившую с психозом, и в 1883 году скончался.

В 1876 году Сабино поступил в иезуитский колледж-интернат в Ордунье и провёл там 5 лет. Мальчик никогда не отличался крепким здоровьем, и тяжёлое заболевание туберкулёзом в 1881 году чуть не стоило ему жизни. Важным событием его жизни стала беседа с братом-националистом Луисом, произошедшая в 1882 году, после которой Сабино решил посвятить себя изучению языка и истории своего народа.

После смерти отца в 1883 году семья Арана переехала в Барселону, чтобы Сабино смог получить университетское образование в более мягком средиземноморском климате. По настоянию матери он поступил на факультет права, философии и литературы. Однако он не имел желания делать карьеру в этой специальности, поэтому почти не посещал занятия и вместо этого продолжал изучать баскский язык и литературу. В 1888 году Сабино Арана издал первую часть своей «Элементарной грамматики бискайского эускера», которая так и не была завершена.

В 1888 году умерла его мать, Сабино окончательно забросил учёбу в университете и вернулся в Бискайю. В том же году он подал заявку на должность преподавателя эускера на кафедре баскского языка, только что созданную при Институте Бильбао. Но не прошёл конкурс.

К этому времени у Араны уже не оставалось сомнений, что карлизм и другие движения, направленные на сохранение традиционного уклада жизни, не служили истинным интересам басков. Единственное спасение традиционной значимости сельской знати, к которой принадлежала его семья, виделось Аране в создании независимого баскского государства, для чего требовался не только общий язык, но и историко-юридические аргументы, подтверждающие право басков на независимое существование. В 1892 году он опубликовал брошюру Бискайя в борьбе за независимость, способствовавшую сплочению вокруг него группы единомышленников.

Сабино Арана начал выпускать националистический журнал «Bizkaitarra», а в 1894 году создал культурное общество «Euskeldun Batzokija», позднее трансформировавшееся в Баскский Центр. На церемонии его открытия братья Сабино и Луис впервые представили публике баскский флаг икурринья.

Так как в баскских провинциях вплоть до конца XIX века отсутствовала единая письменная традиция, то Арана разработал новые принципы баскской орфографии и изложил их в «Лекциях по орфографии бискайского эускера» (1896). Помимо «Элементарной грамматики» и «Лекций по орфографии» из-под пера Араны вышли «Этимологический трактат баскских фамилий», книга для детского чтения и патриотический календарь, своего рода баскские святцы.

В эускера Сабино Арана видел, прежде всего, один из элементов баскской идентичности, поэтому его лингвистические идеи были сильно политизированы и направлены не на развитие языка как такового, а на утверждение уникальности басков и дальнейшее обособление их от испанцев. В соответствии с той ролью, которую он отводил языку, Арана был одержим лингвистическим пуризмом. Он считал необходимым исключить все заимствования из романских языков и заменить их баскскими неологизмами, изобретению которых он посвящал немало времени. Лингвистический пуризм Араны, граничивший с одержимостью, привёл к тому, что баскская филология превратилась в ещё одну разновидность национализма — лингвистическую.

Арана выступал за превосходство баскской расы, как самой древней и чистой расы Европы. При этом, в силу его радикализма и яростной враждебности Испании, этот расизм стал граничить с ксенофобией. В своих произведениях Арана проповедовал неприятие мигрантов и их потомков, рождённых на баскских землях, называя их человекоподобными существами (maketos) и приписывая им всевозможные пороки, которых, конечно же, были лишены чистокровные баски в силу своей принадлежности к более высокой расе.

Политический портрет Сабино Арана

С самого начала Арана зарекомендовал себя как авторитарный и бескомпромиссный лидер. Через год после основания общества Euskeldun Batzokija из 50 членов-основателей осталось лишь 20 — большая часть была исключена руководителем по идеологическим и дисциплинарным мотивам. Тем не менее, благодаря харизме Араны, его абсолютной убежденности в своей правоте в 1895 году общество насчитывало уже 120 членов.

Окончательное политическое оформление баскского националистического движения произошло 31 июля 1895 года, с учреждением Бискайского Провинциального Совета (Bizkai-Buru-Batzar), который стал зародышем Баскской Националистической Партии.

Обязательным условием для вступления в созданную Араной националистическую партию являлось обладание четырьмя баскскими фамилиями, что гарантировало бы «чистоту крови» кандидата как минимум в двух поколениях. Луис Арана, брат Сабино, прежде чем жениться на своей возлюбленной родом из Уэски, заставил её поменять свои фамилии — вместо Эгуэс Эрнандес она стала Эгуарас Эрнандорена. Сам же Сабино, по свидетельству биографов, расторг помолвку со своей невестой, не отвечавшей вышеупомянутому критерию, и в дальнейшем призывал товарищей по партии следовать его примеру.

В своей деятельности Сабино Арана отличался не только принципиальностью, но и крайней нетерпимостью. Это отражалось как в его идеологических установках, так и в отношении к оппонентам. Так, например, известному наваррскому фуэристу, выдающемуся баскологу Артуро Кампиону, он вообще отказывал в праве судить о баскских проблемах по той лишь причине, что его фамилия была испанского происхождения. Сабино был абсолютно уверен в своей правоте и совершенно невосприимчив к критике, считая, что выпады как в его адрес, так и в адрес его кумиров были обусловлены лишь личным субъективным отношением.

Основание Баскской националистической партии

Идеологический миф, разработанный Сабино Араной и оставленный в наследство Эускади, иногда определяют как антииспанство и антилиберализм. В своих выступлениях Арана называл басков «титульной нацией в своей отчизне». Современные испанские историки называют Арану «баскским Гитлером», однако Арана всегда был противником каких-либо этнических чисток против испанцев. Баскская националистическая партия родилась на свет 31 июля 1895 года, в день св. Игнатия де Лойолы, основателя Общества Иисуса, именуемого «иезуитским орденом». Структура и методы Товарищества настолько поразили воображение Сабино Араны, что свою партию он основывал втайне. Во главе БНП стоял совет избранных Bizkai-Bure-Batzar (Бискайское провинциальное собрание) из семи членов, главой был лично Арана.

Сабино Арана на съезде Баскской националистической партии:

«Испанец ещё ходил со сгорбленной спиной и на полусогнутых ногах, когда бискаец (житель провинции Бискайя) уже обладал элегантной походкой и благородными чертами лица. Бискаец — статен и мужественнен; испанец же либо вообще не знает, что такое стать, либо женственен в своей внешности. Бискаец энергичен и подвижен; испанец — ленив и неуклюж. Бискаец умен и способен во всех сферах деятельности; испанец глуп и тугодумен. Бискаец по натуре своей предприниматель; испанец же ничего не предпринимает и ничего не стоит. Бискаец рожден для того, чтоб быть сеньором, а не слугой; испанец же рожден лишь для того, чтобы быть вассалом или сервом».

Отношение различных слоев населения и последние годы жизни Сабино Араны

В то время как противники Араны обвиняли его в невысокой образованности, болезненной религиозности и экзальтированном патриотизме, в баскских националистических семьях был создан целый культ Сабино со своей иконографией и житийной литературой. В домах висели портреты «Учителя», а непременным элементом любой библиотеки была биография, написанная Сеферино Хемейном или Педро Басальдуа. Эта традиция продолжалась и во франкистскую эпоху запретов и гонений. Так, например, испанский поэт Йон Хуаристи вспоминает: «Детство и отрочество басков моего поколения, особенно из националистических семей, было наполнено подпольным культом памяти отца-основателя Сабино».

Политическая деятельность Араны, несмотря первоначально ограниченные масштабы, не без основания рассматривались центральными властями как опасные. Поэтому аресты и тюремные заключения, судебные процессы и запреты организаций и периодических изданий, создаваемых Араной, следовали одни за другими. Тем не менее, партия постепенно росла, и в 1898 году Сабино Арана был впервые избран в качестве депутата в местные органы власти, а в 1899 году в результате муниципальных выборов пятеро националистов вошли в состав городского совета Бильбао, пятеро — в Бермео, ещё несколько было избрано в Мундаке и Артеаге.

В мае 1902 года Сабино Арана в очередной раз попадает на полгода в тюрьму. Поводом к приговору послужила перехваченная поздравительная телеграмма, которая была написана Араной и предназначалась американскому президенту Рузвельту, в которой он поздравляет США с победой над Испанией в кубинской войне.

Это заключение подкосило и без того слабое здоровье Араны. У него быстро прогрессировала болезнь Аддисона. В сентябре 1903 года Сабино Арана по причине болезни ушёл с руководящих постов в партии, назначив в качестве своего преемника Анхеля де Сабала, а в ноябре 1903 года он скончался на тридцать восьмом году жизни.

Литературные произведения

  • Libe / Либе (пьеса, 1903).
  • Olerkijak / Стихотворения (сборник, 1919, издан посмертно).