title-icon
Яндекс.Метрика

Завьялов, Андрей Сергеевич

08.12.2022


Андрей Сергеевич Завьялов (9 июля 1905, Верейский уезд, Московская губерния — 6 сентября 1985) — советский учёный-металловед, доктор технических наук (1943), профессор (1943). Основатель и первый директор (1938—1958) ЦНИИ металлургии и брони. Лауреат двух Сталинских премий (1942, 1951).

Биография

Родился 9 июля 1905 года в деревне Редькино (ныне Наро-Фоминский район, Московская область) в многодетной (18 детей) семье ткача. Рано осиротел. Работать начал с 14 лет, был грузчиком, рабочим на железной дороге.

В 1922—1924 учился на рабфаке Московского института инженеров путей сообщения, в 1924—1930 годах — в Ленинградском горном институте, где получил специальность горного инженера-металлурга.

В 1930—1932 годах был аспирантом и научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте металлов (позднее НИИ-13) в Ленинграде, где в начале 1930 года была образована научно-исследовательская группа, получившая название «Броневая группа». В 1931 году входил в состав комиссии, назначенной для разбора и изучения архива А. Н. Фарфурина — технического директора Ижорского завода, главного специалиста броневого производства.

В мае 1932 года приказом Наркома тяжёлой промышленности Г. К. Орджоникидзе был направлен на Ижорский завод, который являлся ведущим предприятием по производству брони для танков и Военно-морского флота, на должность начальника Центральной заводской лаборатории. На заводе Завьялов вплотную занимался технологией производства танковой брони. При непосредственном участии Завьялова впервые в мире была разработана и внедрена сварка брони танковых корпусов и башен, в 1933 году разработана и внедрена в производство противопульная стальная броня высокой твёрдости марки «ИЗ» (Ижорский завод). Из этой брони была изготовлена партия корпусов и башен танка Т-26, также была разработана корабельная стальная броня для крейсеров марки ФД-7954, которой были бронированы крейсер «Киров» и «Максим Горький».

С 1936 года — начальник Центральной броневой лаборатории, главный инженер-металлург и заместитель технического директора Ижорского завода. В числе сотрудников ЦБЛ — О. Ф. Данилевский, В. А. Делле, С. И. Смоленский и другие, ставшие впоследствии известными броневиками-металлургами.

В мае 1936 года Завьялов при содействии А. А. Жданова доложил свою концепцию необходимости реконструкции и модернизации производства брони и бронетанковой техники на заседании Совета Труда и Обороны в присутствии Сталина. Немедленно были приняты решения: в производственном объединении «Спецсталь» (под началом И. Ф. Тевосяна) создано Главное управление по производству брони, которому были переданы Ижорский и Мариупольский металлургические заводы, их центральные лаборатории преобразованы в Центральные броневые лаборатории (ЦБЛ-1 и ЦБЛ-2).

На Ижорском заводе было заменено руководство, Завьялов стал начальником Центральной броневой лаборатории, главным металлургом — заместителем главного инженера. Дальновидность и своевременность принятых решений подтвердили первые крупные сражения, в которых участвовали советские танки — гражданская война в Испании 1936—1939 годов.

28 сентября 1938 года приказом наркома оборонной промышленности Завьялов назначен директором образованного «ЦНИИ металлургии и брони» (закрытое наименование) или ЦНИИ-48 (открытое наименование) — будущий ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей». Главным направлением деятельности института стало создание научно-обоснованных процессов получения брони в массовом производстве, разработка методов и технологий получения высококачественной и высокоэффективной броневой стали и брони (бронедеталей) для военных кораблей, танков, самолётов, пограничных укреплений и т. п.

Разработка противоснарядной брони

В предвоенные и военные годы были разработаны и освоены в производстве противоснарядная броня высокой твёрдости марки «8С», подвергаемая закалке и низкому отпуску в толщинах до 45 мм для танка Т-34, броня средней твердости марок 49С и 42С, подвергаемая закалке и высокому отпуску в толщинах до 90 мм для тяжелого танка КВ, монолитные литые танковые башни для Т-34, противоснарядная корабельная броня толщиной 100—500 мм для вертикального и горизонтального бронирования линейных кораблей. Завьялов руководил широким кругом исследований тактических свойств брони.

В 1938 и 1939 годах авиационным отделом ЦНИИ-48 впервые в мире была разработана цементованная авиационная броня марок «ИЗ-цементованная» и «ХД» для защиты лётчиков штурмовой и истребительной авиации предвоенного поколения. Последняя широко использовалась в предвоенные и военные годы в виде бронеспинок советских самолётов истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков.

Накануне Великой Отечественной войны Завьялов в составе советских делегаций дважды побывал на металлургических заводах в Германии — на заводе в Крефельде (Krefelder Stahlwerke) и на заводе Круппа в Эссене. «Командировки в Германию показали, что советские технологии выплавки специальных сталей не уступали западноевропейским, а выплавлявшаяся советскими металлургами броневая сталь по своим качественным показателям превосходила немецкие стали».

Благодаря поддержке Сталина, ЦНИИ-48 под руководством Завьялова разработал и внедрил технологию производства цельнолитых танковых башен (позволившую заменить сварные башни на литые), что сыграло исключительную роль в развитии танкостроения в годы войны и внесло неоценимый вклад в организацию массового производства танков КВ и Т-34 во время Великой Отечественной войны.

В сентябре 1941 года Завьялов обpатился в Наpкомат танковой промышленности и Главное автобpонетанковое упpавление РККА с пpедложением заняться изучением вопросов поражаемости советских танков в действующих танковых частях. Пpедложение было пpинято; в конце 1941 года в танковых частях начали pаботать бpигады ЦНИИ-48. На протяжении всей войны ЦНИИ-48 систематически исследовал и анализировал результаты попадания снарядов в советские танки, оценивал статистику поражений и выявлял слабые и наиболее уязвимые элементы конструкции. Специальные фронтовые бригады из конструкторов и металлургов постоянно выезжали на фронт и изучали поражаемость советских танков. В составе таких бригад неоднократно выезжал на фронт и Завьялов.

Статистические данные о характере поражений были использованы для разработки наставлений по тактике боевого применения танков, а также предложений конструкторам для изменения конструкции отдельных деталей бронезащиты. По данным исследований и анализа, выполненных ЦНИИ-48, был выработан принцип дифференцированной бронезащиты танков, когда вместо равномерной по периметру машины защиты танки получили резко усиленное бронирование лобовой проекции корпуса и башни. В частности эти данные были использованы конструктором Н. Л. Духовым при проектировании танка ИС-3.

В 1942 году Завьялов написал кандидатскую диссертацию, по итогам защиты которой ему сразу была присуждена ученая степень доктора технических наук и присвоено звание профессора.

В послевоенное время занимался разработками по строительству крейсеров с цельносварными корпусами.

С 1958 года на научно-педагогической работе: в 1958—1972 годах заведующий кафедрой металловедения и термической обработки Северо-Западного заочного политехнического института, одновременно в 1960—1968 годы — ректор этого института.

Трагически погиб 6 сентября 1985 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Историк, полковник КГБ в отставке Арсен Мартиросян писал: «если бы не Завьялов и не массированная поддержка Сталина, то не видать бы нам ни танков Т-34, KB, ИС, ни „летающего танка“ ИЛ-2, ни хорошо защищённых броней линкоров, эсминцев и т. д.».

Из ближайших родственников А. С. Завьялова ныне здравствует его племянник Вадим Петров — главный конструктор ПАО «Ижорские заводы».

Основные работы

  • Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук. — Свердловск, 1942.
  • К теории легирования и термообработки стали. — ЦНИИ НКТП, 1943.
  • Фазовые превращения в железоуглеродистых сталях. — М.: Судпромгиз, 1948.
  • Природа процессов охрупчивания стали при нагревах и влияние на них легирующих элементов. — Л.: Судпромгиз, 1959.
  • К истории ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени ЦНИИ КМ «Прометей», монография в 3-х тт. — Л.: ЦНИИ КМ «Прометей», 1983.

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1942) — за разработку технологии производства литых танковых башен
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за коренное усовершенствование методов постройки судов
  • орден Ленина (1939)
  • орден Красной Звезды (1943)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1944; 1951)
  • орден Отечественной войны I степени (1945)
  • орден «Знак Почёта» (1961)
  • медали