Ронинсон, Готлиб Михайлович
Готлиб Михайлович Ронинсон (имя при рождении — Готлиб Менделевич Ронинсон; 12 февраля 1916, Вильна, Российская империя — 25 декабря 1991, Москва, СССР) — советский актёр театра и кино; народный артист РСФСР (1989). Один из ведущих актёров театра на Таганке периода его расцвета (1964—1991).
Биография
Происхождение
Родился 12 февраля 1916 года в оккупированной германскими войсками Вильне в еврейской семье. Его родители Мендель Ерухимович Ронинсон (1893, Витебск — ?) и Тойба (в быту Татьяна) Готлибовна Калетухес (1887, Вильна — 1963, Москва) поженились там же 31 мая 1915 года. Был назван в память деда по материнской линии Готлиба Гершоновича Калетухеса (1850—1915), умершего за год до рождения артиста. В начале 1920-х годов переехал в Москву с матерью, которая устроилась на работу инкассатором. Родители к этому времени расстались, и отец с новой семьёй жил в Витебске.
В 1928—1939 годах — участник детского хора и солист мимического ансамбля Большого театра СССР; в 1941—1945 годах был старшим пионервожатым и воспитателем детского дома в Верхнеуральске.
Актёрская деятельность
В 1945 году Готлиб Ронинсон окончил Театральное училище имени Бориса Щукина, а через год пришёл в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где и проработал всю свою жизнь.
На этой сцене за 45 лет актёр сыграл самые разные роли — мужские, женские, комические и трагические; он участвовал в таких знаменитых спектаклях, как «Десять дней, которые потрясли мир», «Мастер и Маргарита», «А зори здесь тихие…» и другие постановки.
В кино Готлиб Ронинсон стал сниматься в начале 1950-х годов, однако узнаваемым актёр стал после фильмов Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968) и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975). После этих небольших, но ярких и запоминающихся ролей его стали приглашать и другие видные советские режиссёры. Среди них — Леонид Гайдай («12 стульев», «Не может быть!»), Георгий Данелия («Афоня»), Никита Михалков («Раба любви»), Александр Алов и Владимир Наумов («Бег»), Вениамин Дорман («Возвращение резидента»), Алексей Коренев («Большая перемена»).
Последние годы и смерть
Собственной семьи актёр так и не создал и до самой смерти матери жил с ней. В последние годы жизни страдал частыми приступами эпилепсии, которая преследовала актёра с самого детства. Перенёс несколько операций. За несколько лет до смерти заказал для себя могильную плиту с датой рождения.
Скончался в Москве на 76-м году жизни 25 декабря 1991 года. За несколько часов до спектакля «Мастер и Маргарита», в котором Готлиб исполнял немаловажную роль — Поплавского, Ронинсон перенёс инсульт. Тем же вечером его квартиру на улице Крымский Вал посетили коллеги по театру и обнаружили его мёртвым. Валерий Погорельцев вспоминал:
Войдя в квартиру, мы стали свидетелями жуткой картины: Ронинсон с красным лицом лежал посреди комнаты на ковре, из его разжатого кулачка выкатилась маленькая жёлтая таблетка.
Похоронен на Введенском кладбище рядом с матерью (участок № 18).
После кончины артиста его квартира неоднократно подвергалась разграблению со стороны соседей, за несколько дней вынесших дорогую коллекцию алкогольных напитков, кассетные магнитофоны, телефоны и фотоаппараты.
Творчество
Роли в театре
- 1946 — «Народ бессмертен» по роману В. П. Гроссмана — лейтенант Лядов
- 1946 — «Каширская старина» Д. В. Аверкиева — Подьячий Живуля
- 1949 — «Последняя граница» Н. Лабковского и А. Лейбмана — Кленси
- 1950 — «Звезда Севильи» Лопе де Вега — Клориндо
- 1951 — «Семь волшебников» А. Д. Симукова — Кот Флегонт
- 1952 — «Этих дней не смолкнет слава» Л. Рудого — Кавамура
- 1953 — «Дорогой подарок» — Затируха
- 1954 — «Грех» С. Жеромского — Настройщик
- 1957 — «Факир на час» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского — Аким
- 1958 — «Призраки» Э. Де Филиппо — швейцар Раффаэле (чёрная душа)
- 1962 — «Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун» Дж. Пристли — Хардэкр, член Городского правления
- 1964 — «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта — Второй бог
- 1964 — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — Пьяный на балу
- 1965 — «Антимиры» А. Вознесенского
- 1965 — «Десять дней, которые потрясли мир» Д. Рида
- 1966 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта — Дож Венеции, Кардинал, Маршал двора
- 1967 — «Дознание» П. Вайса, постановка: П. Фоменко
- 1967 — «Пугачёв» по С. А. Есенину — граф Сегюр
- 1969 — «Час пик» по Е. С. Ставинскому — Бухгалтер Давидович
- 1969 — «О том, как господин Мокинпот от своих злосчастий избавился» П. Вайса, реж.: М. Левитин
- 1971 — «А зори здесь тихие…» Б. Васильева
- 1973 — «Товарищ, верь!..» по пьесе Ю. П. Любимова и Л. В. Целиковской
- 1975 — «Пристегните ремни» Г. Я. Бакланова и Ю. П. Любимова — Костя
- 1976 — «Обмен» по Ю. В. Трифонову — сотрудник Гинега
- 1976 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Фирс
- 1977 — «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову — Конферансье и Поплавский
Фильмография
Озвучивание мультфильмов
- 1988 — Потерялась птица в небе — Осёл
- 1984 — Вокзал для двоих (Фитиль №261) — сотрудник вокзала
- 1980 — Сапоги-скороходы (Фитиль №214) — изобретатель
- 1980 — Свинопас — Император
- 1978 — Чудеса в решете — тётя Трот
- 1978 — Дед Мороз и серый волк — Снеговик (нет в титрах)
- 1976 — Утраченные грёзы (Фитиль №264) — поставщик
- 1975 — Секрет успеха (Фитиль №257) — Корреспондент
- 1974 — Федорино горе — исполнение песни / чёрный кот / чайник (нет в титрах)
- 1974 — Мешок яблок — Крот
- 1969 — Золотой мальчик — Розовый Король / Синяя Дама / зубной врач (нет в титрах)
- 1969 — Мистерия-Буфф — Самодержец
- 1967 — Честное крокодильское — Пароход / Слониха
Признание и награды
- Заслуженный артист РСФСР (27 ноября 1970)
- Народный артист РСФСР (5 сентября 1989)
Память
Творчеству и памяти актёра посвящены документальные фильмы и телепередачи- «Чтобы помнили» (2003)
- «Готлиб Ронинсон. „Несмешная жизнь смешного человека“» («Россия», 2008)
- «Готлиб Ронинсон. „Короли эпизода“» («ТВ Центр», 2016)
- «Готлиб Ронинсон. „Раскрывая тайны звёзд“» («Москва 24», 2018)
- «Готлиб Ронинсон. „Звёзды советского экрана“» («Москва 24», 2021)
Другое:
- У Владимира Высоцкого есть строки, посвящённые Готлибу Ронинсону:
Если болен морально ты
Или болен физически,
Заболел эпохально ты
Или периодически —
Не ходи ты по частникам,
Не плати ты им грошики,
Иди к Гоше, несчастненький,
Тебя вылечит Гошенька.