title-icon
Яндекс.Метрика

Крушение под Белоостровом


Во вторник 13 февраля 2001 года на переезде участка Белоостров—Дибуны из-за столкновения пригородного электропоезда с грузовым автомобилем произошло крушение с человеческими жертвами.

Крушение

13 февраля на 30—32 км 2-го пути перегона Белоостров — Левашово службой ЭЧ-5 проводились работы по ремонту контактной сети. Из-за нахождения автомотрисы на участке, на переезде «29 км» (пересечение Белоостровского шоссе и железнодорожной линии Санкт-Петербург — Выборг), расположенном между платформами Белоостров и Дибуны, автоматика всё время держала шлагбаумы в закрытом положении. Поэтому дежурная по переезду Н. В. Макарова (48 лет, стаж работы в должности 8 лет), в соответствии с инструкцией, для пропуска автомобилей стала открывать шлагбаумы с помощью кнопок на пульте.

Грузовой автомобиль марки «Scania»

В 13:02 (по другим данным 13:10) переезд начал пересекать автопоезд, состоящий из грузового автомобиля «Scania» с автоприцепом «Нарко». Автомобиль принадлежал фирме «Cargo Map» и был арендован компанией «Servis Map», владельцем автоприцепа была компания «Scania Credit». Полная длина автопоезда составляла 26,6 метров и он вёз аудиотехнику, поэтому водитель В. Н. Баранов (54 года), стараясь избежать повреждения груза, поехал через переезд на скорости около 25 км/ч. В этот момент по 1-му пути на скорости около 100 км/ч ехал пригородный поезд № 6201 «Санкт-Петербург — Выборг» (электропоезд ЭР2-1291, 10 вагонов, построен в августе 1982 года, депо приписки — ТЧ-20 Санкт-Петербург Финляндский) под управлением машиниста Романова (помощник в этот момент находился в хвостовой кабине). Увидев выехавший на переезд автомобиль, машинист за 160 метров до переезда применил экстренное торможение. Также только в этот момент дежурная по переезду увидела пригородный поезд и сразу же закрыла шлагбаумы. Через несколько секунд электропоезд на скорости около 80 км/ч (по другим данным 90 км/ч) врезался в заднюю часть прицепа. От удара прицеп был разрушен, а его груз выбил лобовое стекло электропоезда и влетел в кабину. Сам головной вагон (129101) слетел с рельсов, сбил две опоры контактной сети и упал с насыпи, при этом его развернуло почти на 180°. Первая тележка второго вагона (129104) сошла с рельсов, после чего вагон, подпираемый массой остального состава, разрушил шпалы 1-го пути на протяжении 35 метров и вылетел на 2-й путь.

Последствия

В результате крушения был разбит и впоследствии списан головной вагон (129101) электропоезда (в состав ЭР2-1291 вместо него был включён перенумерованный вагон 130509, получивший номер 129101). Автоприцеп «Нарко» ремонту не подлежал. На месте крушения скончался придавленный сошедшим вагоном 39-летний пассажир электропоезда Кулаков, ещё десять человек обратились за медицинской помощью, из них трое были госпитализированы. Страховая компания ЖАСО, осуществлявшая в то время страхование собственных рисков МПС РФ, 24 февраля 2001 года приняла решение из средств собственной прибыли выплатить всем пострадавшим и семье погибшего денежные суммы, аналогичные размерам страховых выплат при обязательном страховании пассажиров поездов дальнего следования. Также материальную помощь пострадавшим в добровольном порядке оказало специализирующееся на страховом обеспечении железнодорожного транспорта «Балтийское страховое общество».

6 марта 2002 года Зеленогорский федеральный суд Курортного района Санкт-Петербурга признал виновной в крушении дежурную по переезду Зеленогорской дистанции пути Октябрьской железной дороги Н. В. Макарову. Автоприцеп «Нарко» был застрахован финской страховой компанией «Иф Пи & Си Иншуранс Кампани Лтд», которая выплатила его владельцу страховое возмещение. Так как Н. В. Макарова состояла в трудовых отношениях с ГУП «Санкт-Петербургское отделение Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации», компания «Иф Пи & Си Иншуранс Кампани Лтд» обратилась в российский арбитражный суд с иском к Управлению Октябрьской железной дороги о возмещении материального ущерба, причинённого в результате столкновения электропоезда и грузовой машины «Scania», имевшей в своем составе автоприцеп «Нарко». 9 марта 2006 года решением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа было постановлено взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (филиалом которого является Октябрьская железная дорога) в пользу финской страховой компании «Иф Пи & Си Иншуранс Кампани Лтд» 30125 евро в рублёвом эквиваленте по курсу Центрального банка России на день исполнения решения.

После крушения руководство железной дороги и региональные власти приняли решение о строительстве вместо переезда путепровода через железную дорогу, однако строительство путепровода откладывалось и было начато только в 2016 году.