Приведение типа
Приведение (преобразование) типа (англ. type conversion, typecasting, coercion) — в информатике преобразование значения одного типа в значение другого типа.
Описание
Выделяют приведения типов:
- явные (англ. explicit);
- неявные (англ. implicit).
Явное приведение задаётся программистом в тексте программы с помощью:
- конструкции языка;
- функции, принимающей значение одного типа и возвращающей значение другого типа.
Неявное приведение выполняется транслятором (компилятором или интерпретатором) по правилам, описанным в стандарте языка. Стандарты большинства языков запрещают неявные преобразования.
В слабо типизированных объектно-ориентированных языках, таких как C++, механизм наследования реализуется посредством приведения типа указателя на текущий объект к базовому классу (в типобезопасных, таких как OCaml, понятие о приведении типов отсутствует принципиально, и допустимость обращения к компоненту подтипа контролируется механизмом проверки согласования типов на этапе компиляции, а в машинном коде остаётся прямое обращение).
Неявное приведение типа
Неявное приведение типа в языках C/C++
Неявное приведение типов происходит в следующих случаях:
- после вычисления операндов бинарных арифметических, логических, битовых операций, операций сравнения, а также 2-го или 3-го операнда операции «?:»; значения операндов приводятся к одинаковому типу;
- перед выполнением присваивания;
- перед передачей аргумента функции;
- перед возвратом функцией возвращаемого значения;
- после вычисления выражения конструкции switch значение приводится к целочисленному типу;
- после вычисления выражений конструкций if, for, while, do-while значение приводится к типу bool.
Например, при выполнении бинарной арифметической операции значения операндов приводятся к одному типу. При наследовании указатели производного класса приводятся к указателям базового класса.
Рассмотрим пример на языке C.
double d; // вещественный тип long l; // целый тип int i; // целый тип if ( d > i ) d = i; if ( i > l ) l = i; if ( d == l ) d *= 2;При выполнении операций сравнения и при присваивании переменные разных типов неявно приводятся к одному типу.
При неявных преобразованиях возможны побочные эффекты. Например, при приведении числа вещественного типа к целому типу дробная часть отсекается (округление не выполняется). При обратном преобразовании возможно понижение точности из-за различий в представлении вещественных и целочисленных чисел. Например, в переменной типа float (число с плавающей точкой одинарной точности по стандарту IEEE 754), нельзя сохранить число 16 777 217 без потери точности, а в 32-битной переменной целого типа int — можно. Из-за потери точности операции сравнения одного и того же числа, представленного целым и вещественным типами (например, int и float), могут давать ложные результаты (числа могут быть не равны).
#include <stdio.h> int main ( void ) { int i_value = 16777217; float f_value = 16777216.0; printf( "The integer is:%d ", i_value ); printf( "The float is: %f ", f_value ); printf( "Their equality:%d ", i_value == f_value ); }Приведённый код выведет следующее, если размер int — 32 бита и компилятор поддерживает стандарт IEEE 754:
The integer is: 16777217 The float is: 16777216.000000 Their equality: 1Явное приведение типа
Приведения типов в языке C
Для явного приведения типов имя типа указывается в круглых скобках перед переменной или выражением. Рассмотрим пример.
int X; int Y = 200; char C = 30; X = (int)C * 10 + Y; // переменная С приводится к типу intДля вычисления последнего выражения компилятор выполняет примерно следующие действия:
- сначала переменная C символьного типа char явно приводится к целочисленному типу int путём расширения разрядности;
- выполняется вычисление операндов для операции умножения. Левый операнд имеет тип int. Правый операнд — константа 10, а такие константы по умолчанию имеют тип int. Так как оба операнда оператора «*» имеют тип int, неявное приведение типов не выполняется. Результат умножения тоже имеет тип int;
- выполняется вычисление операндов операции сложения. Левый операнд — результат умножения имеет тип int. Правый операнд — переменная Y имеет тип int. Так как оба операнда оператора «+» имеют тип int, неявное приведение к общему типу не выполняется. Результат сложения тоже имеет тип int;
- выполнение присваивания. Левый операнд — переменная X имеет тип int. Правый операнд — результат вычисления выражения, записанного справа от знака «=», тоже имеет тип int. Так как оба операнда оператора «=» имеют одинаковый тип, неявное приведение типов не выполняется.
Но даже при этом возможны ошибки. Тип char может быть как знаковым (signed char), так и беззнаковым (unsigned char); результат зависит от реализации компилятора и такое поведение разрешено стандартом. Значение беззнакового типа char при преобразовании к знаковому типу int может оказаться отрицательным из-за особенностей реализации машинных инструкций на некоторых процессорах. Чтобы избежать неоднозначностей, рекомендуется явно указывать знаковость для типа char.
Приведения типов в языке C++
В языке C++ существует пять операций для явного приведения типа. Первая операция — круглые скобки ((type_to)expression_from) поддерживается для сохранения совместимости с C. Остальные четыре операции записываются в виде
xxx_cast< type_to >( expression_from )Рассмотрим пример.
y = static_cast< signed short >( 65534 ); // переменной y будет присвоено значение -2Громоздкие ключевые слова являются напоминанием программисту о том, что приведение типа чревато проблемами.
Операция static_cast
Назначение: допустимые приведения типов.
Операция static_cast аналогична операции «круглые скобки» с одним исключением: она не выполняет приведение указателей на неродственные типы (для этого применяется операция reinterpret_cast).
Применение:
- преобразование между числовыми и enum, в том числе если неявное преобразование невозможно (int → enum class) или приводит к предупреждению «Возможная потеря точности» (double → float);
- приведение указателей к типу void* и наоборот;
- приведение указателей на производные типы к указателям на базовые типы и наоборот;
- выбор одной из нескольких перегруженных функций;
- явный вызов конструктора с одним аргументом или перегруженной операции приведения типа;
- приведение типа в шаблонах (компилятор уже при специализации шаблона решает, какие операции использовать);
- приведение операндов тернарной условной операции «?:» к одному типу (значения 2-го и 3-го операндов должны иметь одинаковый тип);
Ограничения на expression_from: нет.
Ограничения на type_to: должен существовать способ преобразования значения выражения expression_from к типу type_to, с помощью operator type_to или конструктора.
Производит ли операция static_cast код: в общем случае да (например, вызов перегруженной операции приведения типа или конструктора).
Источники логических ошибок: зависят от того, что собираетесь делать операцией. Возможны переполнения, выход за диапазон и даже (для преобразования указателей) порча памяти.
Примеры.
// Получить процент попаданий. double hitpercent ( const int aHitCount, // число попаданий const int aShotCount // число выстрелов ) { if ( aShotCount == 0 ) return 0.0; // Приведение типов к double выполняется для выполнения вещественного (не целочисленного) деления return static_cast< double >( aHitCount * 100 ) / static_cast< double >( aShotCount ); } // следующие строчки эквивалентны // использование операции static_cast string s = static_cast< string >( "Hello!" ); // вызов конструктора с одним аргументом string s = string( "Hello!" ); // использование операции «круглые скобки» string s = (string) "Hello!"; string s = static_cast< string >( 5 ); // не компилируется, компилятор не может найти подходящий конструкторОперация dynamic_cast
Назначение: приведение вниз по иерархии наследования, с особым поведением, если объект не имеет нужного типа.
Операция получает информацию о типе объекта expression_from с помощью RTTI. Если тип будет type_to или его подтипом, приведение выполняется. Иначе:
- для указателей возвращается NULL;
- для ссылок создаётся исключение std::bad_cast.
Ограничения на expression_from: выражение должно быть ссылкой или указателем на объект, имеющий хотя бы одну виртуальную функцию.
Ограничения на type_to: ссылка или указатель на дочерний по отношению к expression_from тип.
Производит ли операция dynamic_cast код: да.
Логические ошибки возможны, если операции передать аргумент, не имеющий тип type_to, и не проверить указатель на равенство NULL (соответственно не обработать исключение std::bad_cast).
Операция const_cast
Назначение: снятие/установка модификатора(ов) const, volatile и/или mutable. Часто это применяется, чтобы обойти неудачную архитектуру программы или библиотеки, для стыковки Си с Си++, для передачи информации через обобщённые указатели void*, для одновременного написания const- и не-const-версии функции (в Си++14 существует обход через decltype(auto)).
Ограничения на expression_from: выражение должно возвращать ссылку или указатель.
Ограничения на type_to: тип type_to должен совпадать с типом выражения expression_from с точностью до модификатора(ов) const, volatile и mutable .
Производит ли операция const_cast код: нет.
Источники логических ошибок: программа может изменить неизменяемый объект. Иногда это может привести к ошибке сегментации, иногда подпрограмма может не ожидать, что память, которую она предоставила для чтения, вдруг изменили.
Для примера рассмотрим код динамической библиотеки.
#include <string> // string using namespace std; namespace { string s = "Wikipedia"; // Глобальная переменная // метод string::c_str() возвращает указатель типа const char * } typedef char * PChar; void __declspec( dllexport ) WINAPI SomeDllFunction ( PChar & rMessage ) { // преобразование char const * в char * rMessage = const_cast< char * >( s.c_str() ); }При загрузке библиотеки в память процесса создаёт новый сегмент данных, в котором размещаются глобальные переменные. Код функции SomeDllFunction() находится в библиотеке и при вызове возвращает указатель на скрытый член глобального объекта класса string. Операция const_cast используется для удаления модификатора const.
Операция reinterpret_cast
Назначение: каламбур типизации — назначение ячейке памяти другого типа (не обязательно совместимого с данным) с сохранением битового представления.
Объект, возвращаемый выражением expression_from, рассматривается как объект типа type_to.
Ограничения на expression_from: выражение должно возвращать значение порядкового типа (любой из целых, логический bool или перечислимый enum), указатель или ссылку.
Ограничения на type_to:
- Если expression_from возвращает значение порядкового типа или указатель, тип type_to может быть порядковым типом или указателем.
- Если expression_from возвращает ссылку, тип type_to должен быть ссылкой.
Производит ли операция reinterpret_cast код: нет.
Источники логических ошибок. Объект, возвращаемый выражением expression_from, может не иметь типа type_to. Нет никакой возможности проверить это, всю ответственность за корректность преобразования программист берёт на себя.
Рассмотрим примеры.
// Возвращает true, если число x конечное. // Возвращает false, если число x равно ∞ или NaN. bool isfinite ( double const x ) { // преобразование double const -> uint64_t const & uint64_t const & y = reinterpret_cast< uint64_t const & >( x ); return ( ( y & UINT64_C( 0x7FF0000000000000 ) ) != UINT64_C( 0x7FF0000000000000 ) ); } // попытка получения адреса временного значения long const & y = reinterpret_cast< long const & >( x + 5.0 ); // ошибка: выражение x + 5.0 не является ссылкой