Парламентские выборы в Германии (1924, май)


Вторые парламентские выборы в Веймарской Республике прошли 4 мая 1924 года. Выборы продолжили тенденцию прошлых, ослабив республиканские и центристские, а также усилив антиреспубликанские правые и КПГ.

Предвыборная кампания

Правые и левые радикальные силы, что активно противостояли парламентской представительной республике, а также ранее запрещённые на короткий срок в 1923 году, вступили в избирательную компанию с радикальными лозунгами. А после октябрьского восстания, которое провалилось, левое революционное крыло, созданное на условиях и установках коминтерна, окончательно захватила власть внутри КПГ.

Новообразованная НСДАП к выборам всё ещё была запрещена и оставалась без своего лидера — Адольфа Гитлера, что находился в тюрьме после пивного путча 1923 года. Некоторые сторонники НСДАП, а также их деятелей, объединились с НСОД — отколовшаяся от НННП новообразованной партией.

Сама же НННП проводила широкую агитацию среди разорившихся и пострадавших от инфляции буржуазии, а также активно пользовалась конфликтами внутри ННП, где сформировалась национал-либеральная ассоциация во главе Хьюго Стиннеса, которые позже будут исключены из партии, перетянув с собой часть электората в пользу НННП. Сама же ННП имела планы формирования коалиции с СДПГ, несмотря на политические разногласия.

СДПГ же к выборам пришла с глубоким внутрипартийным кризисом из-за саксонской полемики. Так, 4 января 1924 года, в Саксонии Макс Хельдт от имени партии возглавил коалицию с НДП и ННП, что встретило значительное недовольство и сопротивление со стороны местного отделения партии. В итоге, спор о допустимости такой коалиции перекинулся на всю партию. В итоге, СДПГ раскололась на два крыла: Отто Вельса, что выступала за коалицию с буржуазными партиями, и Пола Леви, что представлял левое крыло и требовал проводить последовательную оппозиционную политику.

Сама же страна встретила выборы на самом пике инфляции, когда только началась стабилизация с использованием рентной марки, что вызывало глобальные социальные трудности, а также многочисленные потрясения и путчи, что происходили с 1920 по 1923 года. Другим важным аспектом стал план Дауэса по репарациям Германии после ПМВ. Также, правительство во главе Вильгельма Маркса из партии Центра в своём предвыборном лозунге, сообщали о планах замены оккупацию Рура на экономический контроль, с чем согласились оппозиционные социал-демократы. На этом фоне же, антиреспубликанские силы в пангерманском объединении выдвигали тезисы о этнической диктатуры, «втором Версале». КПГ же поставили во главу агитации «борьбу с порабощением немецкого пролетариата».

Результат выборов

Выборы окончились значительным набором голосов радикальных сил и тяжким поражением умеренных. НННП смогли увеличить число голосов за себя на 1.4 млн голосов по сравнению с прошлыми выборами, а доля голосов переменилась с 15.1% до 19.5%, сделав их второй по размеру партией. Продолжатель же НСДАП — НСОД смогла получить 1.9 млн голосов, получив 6.5% всех голосов, хоть и значимая часть избирателей ещё и держалась за НННП. В целом, до четверти избирателей проголосовали за ультраправые или антиреспубликанские силы.

Сравнительно стабильными оказалась партия Центра и Баварская народная партия, чьи потери не были больше полутора процентов.

Среди левых политических сил можно было наблюдать две тенденции: марксистские партии, которые находились в разногласиях друг с другом, потеряли большую часть поддержки — до двух миллионов избирателей отвернулись от левых сил и даже с объединением НСДПГ и СДПГ, партия потеряла полтора процента избирателей. Оставшаяся часть от НСДПГ, что продолжила свою деятельность, вовсе не смогла пройти в парламент. Отколовшиеся от СДПГ и НСДПГ силы, как например Социалистическая лига, также были разгромлены и получали менее процента голосов. Выборы стали настоящей катастрофой для СДПГ и умеренных левых сил.

Большинство избирателей НСДПГ переходили к КПГ, что позволило им получить значимый прирост голосов и стать четвёртой по размеру партией в стране.