title-icon
Яндекс.Метрика

Чапаев и Пустота (спектакль Мастерской Брусникина)

13.05.2022



«Чапаев и Пустота» — спектакль «Мастерской Брусникина», поставленный в Театре Практика (Москва) режиссёром Максимом Диденко в 2016 году по роману Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота».

О спектакле

Спектакль был поставлен выпускниками Школы-студии МХАТ (курс Дмитрия Брусникина) в Театре Практика (Москва). Спектакль идет 3 часа с 2 антрактами и имеет возрастное ограничение 18+.

«Всё произошло случайно. Я шел по улице на встречу с Дмитрием Владимировичем Брусникиным. Он все спрашивал, какой спектакль мы будем делать в следующем году, а у меня не было идей, честно говоря. И вот возле ЦУМа я внезапно встретил Петю Скворцова и Васю Михайлова, они стояли и курили. Подошел, разговорились. Слово за слово, и я сказал, что иду на встречу с Брусникиным, но не знаю, что ему предложить. А Вася говорит: «Предложи "Чапаева и пустоту"». И меня осенило вдруг: это же моя любимая книжка. Потом, когда я ее перечитал, все и смонтировалось в голове.» — Максим Диденко о создании спектакля.

«В каком-то смысле этот спектакль — развитие наших взаимоотношений, которые начались с первого мастер-класса. Потом мы сделали «Конармию» и стали обсуждать, что можно сделать еще. И в какой-то момент я спонтанно предложил сделать «Чапаева». Дмитрий Владимирович [Брусникин] эту идею поддержал, ребятам она тоже понравилась. Мы стали искать площадку, перебрали много вариантов, планировали делать спектакль в большом пространстве — там были другие декорации, другая идея, другое видение. Потом брусникинцы оказались в «Практике», и пришлось эту идею сжать, в результате чего тело спектакля распалось на три части. Идти он будет три часа: я подписал договор, в котором написано, что больше трех часов – нельзя (смеется).» — Максим Диденко о спектакле.

«Так как количество смыслов, заключенных в романе, количество линий, атмосфер, мотивов — огромное, вместить это в один спектакль не показалось мне возможным, — говорит Диденко. — Поэтому я выбрал три мотива, каждому из которых будет посвящен свой акт. Зал небольшой, и это позволяет рассмотреть сюжеты более внимательно под микроскопом камерного подвального пространства. Получается психотерапевтический тотальный метаспектакль, обращенный ко всем жителям Земли. Это интересно». — Максим Диденко о спектакле.

Спектакль играется в трех отделениях:

  • «Сад расходящихся Петек» и представляет собой концерт несуществующей рок-группы, в котором использованы стихи Петра Пустоты и несколько прозаических фрагментов.
  • «Черный бублик» полностью построена на разговорах о мироздании из одной из глав романа.
  • «Условная река абсолютной любви» — это хореографический перформанс под народную песню «Ой, то не вечер».
  • В антрактах в фойе театра демонстрируются три двадцатиминутные лекции, которые записал Евгений Мандельштам: первая лекция — о пустоте, вторая — о семействе грибов и третья — о потустороннем мире.

    Премьера спектакля состоялась 18 ноября 2016 года. Спектакль идёт в Театре «Практика» и в Музее Москвы.

    Спектакль часто выезжал на гастроли: в Санкт-Петербург (Александринский театр, 2016); в Берлин (Немецкий театр, 2018); в Новосибирск («Старый дом», 2019) и в Дрезден (Хеллерау, 2020).

    Создатели спектакля

    Постановочная группа
    • Режиссер-постановщик — Максим Диденко
    • Художник — Галина Солодовникова
    • Хореограф — Ирина Га
    • Композитор — Иван Кушнир
    • Художник по свету — Сергей Васильев
    Действующие лица и исполнители
    • Пётр Пустота — Василий Буткевич / Родион Долгирев
    • Василий Иванович Чапаев — Илья Барабанов
    • Тимур Тимурович — Дмитрий Брусникин / Николай Чиндяйкин / Алексей Розин / Андрей Фомин
    • Вокалистка — Марина Васильева / Яна Гладких / Ясмина Омерович
    • Вокалист — Гладстон Махиб / Никита Ковтунов
    • Барабанщик — Пётр Скворцов / Кирилл Одоевский
    • Гитарист — Игорь Титов / Даниил Газизуллин
    • Басист — Василий Михайлов / Алексей Мартынов
    • Клавишник — Юрий Межевич
    • Саксофонист — Алексей Любимов / Олег Отс
    • Володин — Илья Барабанов
    • Колян — Пётр Скворцов / Юрий Межевич
    • Шурик — Василий Буткевич / Родион Долгирев
    • Дух — Гладстон Махиб / Юрий Межевич / Даниил Газизуллин
    • Пловцы — артисты труппы

    Отзывы о спектакле

    «В «Чапаеве» немало серьезных вызовов для артиста: современный танец, пение, огромный драматический эпизод, где вместо нормальных эмоций нужно играть рефлексию человека под веществами. Универсальные актеры Мастерской все это умеют: заслуга Диденко еще и в том, что он сумел за три часа выгодно показать молодую труппу со всех сторон» — Антон Хитров о спектакле.

    «Новый спектакль «Практики» обречен на легендарность. Причин как минимум три. Во-первых, эта работа гипервостребованного Максима Диденко оказалась самой целостной и полноценной по сравнению со всеми его предыдущими. Во-вторых, получился одновременно самый красивый, масштабный и долгий спектакль «Практики» за всю ее историю. В-третьих, исполнен он артистами «Мастерской Дмитрия Брусникина», то есть самой работоспособной труппой города. И в-последних, крошечный зал «Практики» просто физически не сможет вместить всех желающих посмотреть этот спектакль.» — Алексей Киселев о спектакле.

    «Мне эта работа кажется очень серьезным высказыванием о восприятии человеком XXI века исторической памяти и трагедии нашей страны. Сегодняшняя дискуссия о сталинизме (что важнее: человек или держава) вроде бы предполагает, что вопрос об оценке Гражданской войны закрыт. И это самоутешение оказывается ложным. Как понять теперь, чьими наследниками мы, сегодняшние, являемся: Колчака или Чапаева. Как распоряжается история сегодня – кто из них прав, кто виноват. Пелевин и Диденко рассказывают о принципиальной невозможности страстного, сочувственного понимания конфликта – это непостижимо, это невыносимо. Это понять рационально невозможно.» — Павел Руднев о спектакле.

    Пресса о спектакле

    • Зоя Апостольская — «Дивизия в позе лотоса», Российская газета
    • Дмитрий Лисин — «Ом, то не вечер, то не вечер», журнал «Театр»