title-icon
Яндекс.Метрика

Арбитман, Эмилий Николаевич

15.04.2022


Эмилий Николаевич Арбитман (1930—2002) — советский и российский историк искусства, художественный критик и организатор музейной науки Саратова.

Биография

Родился в селе Гранов Гайсинского района Виницкой области УССР. Среднюю школу окончил в Гайсине. По окончании Харьковского юридического института по обстоятельствам эпохи был вынужден работать учителем истории в сельской школе на Украине, по семейным обстоятельствам переехал летом 1956 года в Саратов. Учился заочно на историческом факультете Саратовского университета. Защитил дипломное сочинение «Художники ГДР» (1960).

Работал в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева, научным сотрудником (с 1956), заместителем директора по научной работе (1964—1980). Преподавал историю изобразительного искусства на историческом факультете СГУ и в Саратовской консерватории. Кандидат искусствоведения, член Союза художников России, член АИС. Круг научных интересов Русское искусств XIX и XX веков. Искусство Саратова XX века, отечественное и зарубежное искусство тоталитарной эпохи, теоретические проблемы искусства.

В 1967 году был награждён медалью за трудовое отличие.

Сын — Роман Эмильевич Арбитман, писатель, литературный критик.

Библиография

  • Арбитман Э. Н. Художник-саратовец Василий Коновалов. Саратовское книжное издательство. — Саратов, 1962.
  • Арбитман Э. Этюды. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1964. (1 «Ночь у моря» Константина Богаевского. 2. Об одном произведении художника Богданова-Бельского. 3. Памятник борцам революции 1905 года в Саратове).
  • Арбитман Э,Петрова Т. Художник НовосельцевСаратов. 1965.
  • Арбитман Э. Русский рисунок Х!Х — начала XX века //СГХМ им. А. Н. Радищева. Материалы и сообщения. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1966.
  • Арбитман Э. Н. Жизнь и творчество Н. Н. Ге. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1972.
  • Арбитман Э. О картине «Виленские евреи» М. П. Клодта (Искусствоведческий этюд) // СГХМ им. А. Н. Радищеа. Статьи и публикации. — Вып. 2—3. // СГХМ. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1974.
  • Арбитман Э. Н. Выставки товарищества передвижных художественных выставок в Саратове // СГХМ им. А. Н. Радищева. Статьи и публикации. — Вып. 4. — Саратов: Издательство СГУ, 1977.
  • Арбитман Э. Н. Проблема. современности в изобразительном искусстве. — М.: Общество «Знание» РСФСР, 1979.
  • Арбитман Э. Нравственные искания Н. Н. Ге // Искусство. — 1981. — № 10.
  • Арбитман Э. Памяти А. И. Савинова. Рецензия на книгу А. И. Савинов. Письма. Документы. Воспоминания. — Л., 1983 // Искусство. — 1984 — № 10.
  • Арбитман Э. Алексей Петрович Боголюбов. К 160-летию со дня рождения // Искусство. — 1985. — № 3.
  • Арбитман Э.Н. Предисловие к каталогу выставки Яков Вебер. К 125-летию со дня рождения. Саратов 1995.
  • Арбитман Э. Борис Давыдов // Советская живопись. — Вып. 8. — М., 1986.
  • Арбитман Э. Евгений Яли // Советская живопись. — Вып. 9. — М., 1987.
  • Арбитман Э. Рецензия на книгу А. Г. Верещагиной. Николай Никколаевич Ге. — Л.: «Художник РСФСР» // Волга. — 1990. — № 1.
  • Арбитман Э. Чехов и Серов (К типологии творчества писателя и современных ему русских художников) // Типология русского реализма второй половины 19 века. — М.: Наука. 1990.
  • Арбитман Э. Н. Земля Анатолия Учаева // Искусство. — 1990. — № 2.
  • Арбитман Э. Рецензия на книгу Милашевский Вчера «Позавчера». — М., 1989. // «Волга». — 1990. — № 4.
  • Арбитман Э. Н. К истории экспонирования за рубежом картины Н. Н. Ге «Что есть истина?» // Панорама искусств 13. — М.: «Советский художник», 1990.
  • Арбитман Н. Э. Творчество и проблемы прогресса искусств. // Философские проблемы теории творчества. — Саратов: Издательство СГУ, 1992.
  • Эмилий Арбитман Творчество Н. М. Гущина. // «Авторское право» 2 июля 1993. года.
  • Эмилий Арбитман Рецензия на книгу Левады «Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 1990-х.» — М., 1996. // Волга. — 1994. — № 11—12.
  • Эмилий Арбитман Рецензия На книгу «Беседы с Шнитке». — М., 1994. / Волга. — 1995. — № 10
  • Эмилий Арбитман. Сальвадор Дали: о себе в третьем лице. Волга. 1995 №. 7.
  • Э.Н.Арбитман. Вступительная статья к каталогу выставки Яков Вебер К 125-литию со дня рождения..Живопись. Саратов 1995.
  • Эмилий Арбитман Изобразительное искусство в художественном мире Саратова на рубеже 19 и 20 веков // Государственный институт искусствознания. Мир русской провинции и провинциальная культура. — СПб., 1997.
  • Арбитман Э. Н. Рецензия на книгу В. Паперного Культура два. — М.: 1996. // Волга. — 1997. — № 1—2.
  • Эмилий Арбитман Рецензия на книгу: Г. Г. Поспелов. Русское искусство Х1Х века. — М.: «Искусство», 1997. // Волга. — 1998. — № 7.
  • Арбитман Э. Н. Н. С. Лесков и Н. Н. Ге // Литературное краеведение Поволжья. — Вып. 2. — Саратов, 1999.
  • Арбитман Э. Н. Рецензия // Искусствознание. Журнал по истории и теории искусства. 1998. № 2.
  • Арбитман Э. Н. Рецензия АЛЕКСЕЙ ТРУБЕЦКОВ. — Чужие письма: Графика. Саратов, 1998. // Волга, 1999.
  • Эмилий Арбитман Рецензия: Суриковские чтения / Научно-практическая конференция. — Красноярск, 1998 // Волга. — 1999. — № 4.
  • Эмилий Арбитман Рецензия Художественный журнал. — 1998. — № 19—20. / Волга. — 1999. — № 5.
  • Арбитман Э. Н. Рецензия: Г. Г. Поспелов. Русское искусство 19 века. Очерки. — М., 1997. // Волга. — 1998. — №. 7.
  • Эмилий Арбитман К метаморфологии искусства Возрождения. Рецензия на книгу М. Н. Соколов. Мистерия соседства, К метаморфологии искусства Возрождения. — М.: Прогресс — Традиция, 1999. // Волга. — 200. — № 4.
  • Арбитман Э. Н. К содержанию понятия «Саратовская школа» // СМГХМ. им. А. Н. Радищева. В. Э. Борисов-Мусатов и «Саратовская школа». — Саратов, 2001.
  • Арбитман Э. Н. Школа Н. М. Гущина // Краеведение в школе и в вузе. — Вып. 4. — Саратов, 2002.
  • Арбитман Э. Н. Жизнь и творчество Н. Н. Ге. — Волгоград: ПринТерра, 2007. — ISBN 978-5-98424-061-1

В приложениях к этому существенно дополненному переизданию монографии о жизни и творчестве Н. Н. Ге повторно публикуются малотиражные статьи «Н. С. Лесков и Н. Н. Ге», «А. П. Чехов и В. А. Серов», «Алексей Петрович Боголюбов». «О картине М. П. Клодта „Виленские евреи“» и микромонография «Художник-саратовец Василий Конововалов», а также две неопубликованные при жизни статьи: «Раннее произведение Г. Г. Мясоедова» и «Художник М. В. Нестеров: поиски духовной сущности». А в качестве послесловия перепубликована статья Е. Водоноса «„Уходя оставить след…“ Эмилий Николаевич Арбитман — историк искусства и художественный критик», достаточно подробно прослеживающая саратовский период его жизни и творчества.