title-icon
Яндекс.Метрика

Дорога без возврата (рок-опера)

19.02.2022


«Дорога без возврата» — российская фэнтези-рок-опера группы «ESSE» по мотивам саги «Ведьмак» Анджея Сапковского. На основе рок-оперы поставлен одноимённый фэнтези-мюзикл . Премьера мюзикла состоялась 14 ноября 2009 года на сцене Областного Дома Народного Творчества г. Ростова-на-Дону. «Дорога без возврата» исполняется группой «ESSE» на концертах с полноформатной сценической постановкой в двух действиях с антрактом. Рок-опера записана в студии группы «ESSE» и опубликована в нескольких аудио- и видео-версиях. На основе сценической постановки рок-оперы снят полнометражный фильм-мюзикл. В сценографии задействованы вокалисты группы «ESSE», танцоры ростовского клуба шотландского танца «Tartan butterfly» и ещё более 30 актёров — участников ростовских ролевых клубов. Музыкальная основа оперы — симфо-рок, рок, средневековая музыка, классическая музыка, элементы джаза, европейский фолк, фэнтезийные мотивы

Аннотация

Чародеи и чудовища, эльфы и люди, весь мир брошен колдуном Вильгефорцем на алтарь войны, истоки которой лежат в древнем пророчестве о гене старшей крови. Возродившись, этот ген даст его обладателю власть над временем и мирами. Чародей жаждет власти, и мир погибнет, если принцесса Цирилла с помощью ведьмака Геральта из Ривии (мутанта — профессионального охотника за монстрами), и его возлюбленной — чародейки Йеннифэр, пройдя через тяжёлые испытания, не завоюет право быть свободной...

Литературная основа

Сага о «Ведьмаке» Анджея Сапковского.

  • Дорога без возврата
  • Последнее желание
  • Меч Предназначения
  • Кровь эльфов
  • Час Презрения
  • Крещение огнём
  • Башня Ласточки
  • Владычица Озера

Сюжет

Творческая группа

  • Композитор -Евгений Пронин
  • Автор текста либретто — Евгений Пронин
  • Сценарий - Евгений Пронин
  • Режиссура — Евгений Пронин, Сергей Гуревнин — актёр труппы РОАМТ и режиссёр спектаклей в театрах Ростовской области (версия постановки в ОДНТ 2009 г.)
  • Хореограф- Ольга Воронюк
  • Грим – Людмила Дымкова, Ольга Воронюк
  • Костюмы – мастерская театрального костюма Ростовского областного академического молодёжного театра, Анастасия Доманская
  • Постановщики сценического боя - Вячеслав Майер, Антон Рыжков, Денис Липницкий.

Исполнители

  • Геральт — Вячеслав Майер (Автор композиции "Это зря")
  • Йеннифэр — Людмила Дымкова
  • Цирилла — Дарья Пронина
  • Вильгефорц — Юрий Скляр
  • Лара Доррен Аэп Шиаддаль — Ольга Струкова
  • Эсси Давен — Мария Осадчая (автор композиции «Эсси»)
  • Крегеннан из Леда — Олег Гончаров
  • Эмиель Регис Рогеллек Терзиефф Годдфрой — Константин Ильин
  • Кагыр Маур Дыффин аэп Кеаллах — Денис Липницкий
  • Лютик — Михаил Папченков
  • Элирена — Мария Барская
  • Единорог — Михаил Пронин
  • Эльфы :
Филипп Семёнов, Андрей Бондаренко, Елена Михеева.
  • Люди :
Дмитрий Король, Евгений Рудаков, Антон Рыжков, Юрий Осадчий.
  • Дриады :
Татьяна Стафеева, Наталья Стафеева, Анастасия Костина.
  • Ростовский клуб шотландского танца «Tartan butterfly»
Ольга Потапова, Александра Переверзева, Эльвира Субботина, Илья Буленков, Павел Милюковский, Виктор Лобов.

Музыканты

Рок-опера исполняется на живых концертах группы «ESSE».

  • Евгений Пронин — гитара
  • Диана Багдасарян — клавишные
  • Алексей Мудраков — барабаны
  • Олег Кубраков — бас-гитара
  • Мария Осадчая — скрипка
  • Константин Ильин — гитара
  • Юрий Воронюк — виолончель

Музыка

Евгений Пронин.
Автор рок-оперы "Дорога без возврата"

«В данной рок-опере есть все, начиная от классической музыки и заканчивая death-metall».

Евгений Пронин
в интервью каналу
«СТС»

Вся музыка в рок-опере «Дорога без возврата», за исключением двух композиций, написана Евгением Прониным. Автором композиции «Эсси» является Мария Осадчая, композиции «Это Зря» — Вячеслав Майер. В аранжировке композиций приняли участие все музыканты состава группы "ESSE". Структура музыки в рок-опере основана на классических канонах симфонической музыки, с использованием музыкальных приемов свойственных различным музыкальным жанрам. Такая структура обусловлена необходимостью формирования узнаваемого музыкального образа для каждого действующего персонажа с учётом его личностных качеств, действий, развития героя в ключе событий сюжета. Для этого в структуре оперы в целом, и в построении отдельных композиций используются лейтмотивы - музыкальные темы героев сопровождающие их арии, действия, воспоминания. Музыкальные темы передают эмоции героев в свете происходящих событий, поэтому в разных фрагментах оперы они звучат по-разному. Это реализовано за счёт изменения темпа, тональности, и использования различных приемов звукоизвлечения в контексте событий, что превращает лейтмотивы героев, звучащие в музыке, в полноценный музыкальный диалог, окрашенный эмоциями и наполненный смыслом. Инструменты буквально «разговаривают» между собой отдельными фразами героев. Используются приемы тональных и гармонических связей с героями. Разнообразные приемы звукоизвлечения и звукоподражания, призваны раскрыть мысли и чувства персонажей оперы за счет использования риторических фигур, «повторяющих» когда-либо произнесенный текст. При этом звучит не менее сложный текст, полный аллюзий, аллегорий, метафор и эльфийского языка Сапковского. Лейтмотивные музыкальные темы присущи не только героям, но и событиям, явлениям (предназначение, война, страх, прощение), что характерно для классической оперы. Темы героев и лейтмотивы в опере взаимодействуют, сливаются, разрушаются и развиваются, формируя при этом музыкальные образы, которые призваны раскрыть и показать слушателю переживания героев и изменения их жизненных приоритетов.

Композиции в рок-опере имеют сложносоставную структуру. Каждая композиция имеет от 7 до 20 фрагментов в различной стилистике, с разным музыкальным размером в ритм секции и оркестровке, и соответственной сменой мелодии и гармонии. Для композиций вошедших в оперу в целом не характерна традиционная для песен концептуальных альбомов структура с припевами и куплетами. Все композиции в опере построены с общей динамикой от начала к концу в пределах композиции, и с общей тенденцией музыкального усиления от увертюры к финалу. Ключевой позицией авторов "Дороги без возврата" является использование приемов эмоциональной окраски музыки, свойственных различным музыкальным жанрам, для создания соответствующей сценарию эмоциональной и смысловой окраски музыки. При этом авторы использовали как традиционные для классической музыки принципы композиции, так и «лёгкость» джазовой школы импровизации, и эмоциональную яркость свойственную современной рок-музыке. Действие рок-оперы происходит в «средневековье», поэтому временна’я локализация реализована и в музыке. Широко представлены элементы фолка, в аранжировке используются соответствующие средневековой стилистике партии скрипки, виолончели, флейты, мандолины, клавесина и других музыкальных инструментов характерных для описываемого времени. В качестве музыкальной основы рок-оперы принят doom, power metal, прогрессивный рок, эмоциональная насыщенность которых создаёт атмосферу тревожности и возвышенности, тоски и героики, ужаса войны и злобы человека. В опере акцентировано симфоническое звучание струнных, духовых инструментов, и классического рояля, что создаёт традиционное для симфонии звучание, а сложность структуры прогрессивного рока создаёт базу для реализации лейтмотивной насыщенности и сложной музыкально-смысловой структуры свойственной композициям «ESSE».

При аранжировке композиций рок-оперы музыкантами широко используются эффекты обработки звука, современные синтезаторы. В звукоряд включены звуки битвы, семплы звуков природы, лошадиное ржание и т.д. Это создаёт дополнительную "атмосферность" музыки, и подчеркивает происходящие события. Вокальные партии в рок-опере исполняются вокалистами от лица своего героя, и имеют структуру арий. Авторский текст в либретто оперы не привязан к конкретному герою и исполняется хором вокалистов группы "ESSE". Часть авторского текста исполняется вокалистами исполняющими роли духов Эсси Давен, Лары Доррен, Крегеннана из Леда. В хоровых фрагментах рок-оперы широко используются многоголосие, хоровые каноны, контрапункт, и другие приемы хорового пения.

Постановка

Концерт группы "ESSE".
10.04.2010


" На сцене рыцари и эльфы, колдуны и вампиры. Идет борьба за девочку - принцессу Цириллу. От того, останется ли она свободна или попадет в руки великому колдуну, зависит судьба мира..."

Алевтина Ротова. Телеканал «РЕН-ТВ»


В постановке рок-оперы используются различные театральные приемы. В том числе: сценический бой, постановочные бои на мечах и других видах средневекового оружия.. Для реализации на сцене эпизодов битв и фехтовальных номеров, прописанных в сценарии, группа с 2008 года сотрудничает с ростовскими клубами исторического фехтования "Венсен" и "Серебряный единорог". В постановке сценического боя акцент делается на реалистичности и бугуртности фехтования, но не в ущерб свойственной для арт-фехтования артистичности приемов . Постановка сценического боя также включает элементы рукопашного боя и восточных единоборств

Костюмы актёров изготовлены мастерской сценического костюма Ростовского областного молодёжного академического театра. Часть костюмов разработана мастером Анастасией Доманской. В постановке боевых сцен используются муляжи средневекового оружия, доспехов. Участникам группы Олегом Гончаровым и Филиппом Семеновым изготовлены сценические декорации.

В марте 2009 года состоялись предпремьерные показы рок-оперы в ростовском клубе «Бас-Бочка». На этих концертах «Дорога без возврата» была представлена с начальной сценической постановкой. 14 ноября 2009 года состоялась премьера театральной постановки рок-мюзикла «Дорога без возврата» на сцене Ростовского Областного Дома Народного Творчества (ОДНТ). Эта постановка была реализована в сотрудничестве с режиссёром РоАМТ - Сергеем Гуревниным. При работе над постановкой, либретто рок-оперы было дополнено диалогами героев вне текста композиций. В сценографии появились новые эпизоды, введены дополнительные персонажи (бард - Лютик, Вампир - Эмиэль Регис, рыцарь Нильфгаардец - Кагыр Аэп Кеаллах, эльфы, чародеи, чудовища, дриады, единорог, и другие герои). В этой версии постановки сценография "Дороги без возврата" пополнилась танцевальными номерами, реализованными силами Ростовского клуба Шотландского танца "Tartan Butterfly" . Хореография реализована руководителем клуба - Ольгой Воронюк . Танцевальные номера в постановке основаны на исторических и шотландских, классических средневековых, и современных танцах. В постановке композиции "Шаэрраведд" танец эльфов имеет ритуальный характер, и включает элементы фехтования.

В сценографии широко используются световые и звуковые спецэффекты. Участниками и друзьями группы разработаны и изготовлены «магические» шары, сценический костер, оружие чародеев. Декорации меняются между сценами и включают не только задники, но и сложные объемные сценические конструкции. В постановке участвуют находящиеся на сцене музыканты группы «ESSE», что позволяет зрителю не потерять ощущение живого концерта. В 2010 году состоялась новая премьера обновлённой постановки рок-оперы. Режиссирование было осуществлено Евгением Прониным. Постановка включила более 70 новых сценических эпизодов, танцев, боев, диалогов. В Рок-оперу вошли новые композиции написанные Марией Осадчей (сцена "Эсси") и Вячеславом Майером (Сцена "Это Зря") . Постановка была привязана к разработанным Виталием Мешаловым и Юрием Осадчим "магическим" порталам.

Видеоверсии постановки

Концертная видеоверсия

Воспроизвести медиафайл Видеотрейлер рок-оперы
"Дорога без возврата"

Концерт «ESSE» 14 ноября 2009 года в ОДНТ был снят на видео специалистами ростовских телеканалов (видеооператоры Руслан Хамчиев, Юрий Ляшко, Юрий Завязкин, Павел Вихрев). Эти видеоматериалы стали основой концертной видеоверсии рок-оперы. Видеомонтаж осуществлен Евгением Прониным. Полная концертная видеоверсия опубликована на официальном сайте группы «ESSE» в 2009-2012 гг. Видеоматриалы концертной видеоверсии были использованы для концертного видеоклипа на композицию «Башня Чайки» 2010 года .

Сценическая видеоверсия

10 апреля 2010 года в ростовском ОДНТ группа "ESSE" представила обновлённую постановку рок-оперы, включающую две новых сцены. Концерт «ESSE» 10 апреля 2010 года был снят видеооператорами ростовских телеканалов: Русланом Хамчиевым, Юрием Ляшко, Юрием Завязкиным, Павлом Вихревым. Эти видеоматериалы стали основой для монтажа сценической видеоверсии рок-оперы. Режиссура и видеомонтаж осуществлен Евгением Прониным с участием студии "Объектив". Полная сценическая видеоверсия опубликована на официальном сайте группы «ESSE» , официальном сайте Анджея Сапковского и ведущих тематических интернет порталах в 2011-2012 гг См.ссылки. Видеоматриалы этого концерта были использованы в фильме-мюзикле «Дорога без возврата» .

В 2013 рок-опера была зкранизирована.

.

Рок симфония

"Дорога без возврата" также была записана и опубликована в формате рок-симфонии на DVD- приложении общероссийским тематическим журналом «Мир фантастики» в ноябре 2012 года. В этой версии практически нет партий героев, но сделан акцент на симфонической оркестровке, струнных и клавишные инструментах. [1].

Интересные факты

  • Анджей Сапковский дал хорошую оценку рок-опере в интервью на фестивале «International Comic Books and Games Festival 2016» в Лодзи
  • Все костюмы и бутафория – от меча до цветочка в венке эльфа – сделаны и сшиты на собственные средства участников.
  • На основе «Дороги без возврата» аспиранткой РГК им. С. В. Рахманинова Вероникой Шатан написана дипломная работа по теме «Самодеятельная рок-опера XXI века, как явление в современной музыке». В настоящее время пишется диссертационная работа по этой теме . .
  • В связи со сложностью и большой стоимостью организации сценической постановки шоу, а также в связи с большим количеством участников, «Дорога без возврата» пока исполняется только на её родине в городе Ростов-на-Дону.
  • За время работы над рок-оперой среди участников группы появились две новые семьи. Это семьи Юрия Воронюка и Ольги Потаповой, а также Юрия Осадчего и Марии Рябых..
  • Порталы
    • Использующиеся в постановке магические порталы разработаны Юрием Осадчим, Виталием Мешаловым и Филиппом Семеновым. Порталы работают на специально созданных инженером Алексеем Осадчим микропроцессорах, полный цикл работы портала – 12 шагов в определённом алгоритме.
    • Для каждого портала использовано по 300 светодиодов, ультрафиолетовые лампы, высокомощные прожекторы, дым-машины. Для изготовления порталов потребовалось более 100 м2 ткани.
    • Механизм открывания двери портала реализован с помощью электродвигателя и привода стеклоочистителя автомобиля ВАЗ-2106..
    • Один из порталов используется в качестве символа клетки для души Эсси Давен.
  • Каждый из чародеев-главных героев имеет персональный светящийся магический шар «своего» цвета. Шары разработаны и изготовлены Виталием Мешаловым и Юлией Мельниковой.
  • В «башне» Вильгефорца (зона на сцене слева (возвышение) используется специально разработанная Алексеем Осадчим подсветка. Хаотическое свечение трёх цветов регулируется микропроцессором по уникальному алгоритму .
  • Конструкция ушей эльфов за время работы над постановкой мюзикла трижды менялась.
  • Все участники постановки, актёры и музыканты участвуют в работе над постановкой безвозмездно.
  • У группы нет репетиционной базы и возможности проведения сценических репетиций. Репетиции проводятся дома у автора рок-оперы .
  • В книге Павла Мамонтова - "Разведчик" (Издательство AST. 2014) использованы тексты композиций из рок-оперы "Дорога без возврата".

Отличия оперы от книги

  • В сценарий не вошли многие значимые персонажи и события саги.
    • Эмгыр Вар Эмрейс
    • Бонарт
    • Трисс Меригольд
    • Банда «Крыс»
  • В сценарий не вошли последние главы книги.
  • В опере не акцентируется "ведьмачья" сторона личности Геральта, упор сделан на философской составляющей этого и других персонажей.