title-icon
Яндекс.Метрика

Украинский государственный университет железнодорожного транспорта

29.01.2022


Украинский государственный университет железнодорожного транспорта — расположенное в Харькове государственное высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, подчинённое Министерству образования и науки Украины (до 2011 года подчинялось Министерству инфраструктуры Украины).

История

История университета ведет своё начало 12 июня 1930 года, когда согласно постановлению Совета Народных Комиссаров УССР № 19/672 на базе Харьковского объединённого техникума путей сообщения был создан Харьковский эксплуатационно-тяговый институт инженеров железнодорожного транспорта. В новом институте начали занятия 432 студента. В 1930 году открылась аспирантура.

В 1932 г. Учебное заведение было переименовано в Харьковский эксплуатационно-механический институт инженеров железнодорожного транспорта, а осенью 1933 года — в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта (ХИИТ).

С середины 1980-х годов ХИИТ находился в первой тройке вузов своего профиля (наряду с Московским и Ленинградским институтами инженеров железнодорожного транспорта), обеспечивая профессиональными кадрами железные дороги всего Советского Союза, и был базовым институтом ГУУЗ Министерства путей сообщения по вопросам новой организации, технического и эстетического обеспечения учебного процесса. Неоднократно награждался переходящим Красным Знаменем. Начиная с 1992 года на институт возложены функции ведущей организации на Украине по решению вопросов учебно-методического обеспечения отрасли и разработке новых учебных средств и технологий по подготовке высококвалифицированных специалистов.

В 1993 г. ХИИТ был аккредитован Государственной аккредитационной комиссией Министерства образования и науки Украины по IV уровню аккредитации с изменением статуса. Институт стал именоваться Харьковской государственной академией железнодорожного транспорта. Согласно приказу Министерства транспорта и связи Украины № 346 от 28 мая 2001 года вуз именовался Украинская государственная академия железнодорожного транспорта (УкрГАЖТ).

Распоряжением Кабинета Министров Украины № 1049-р от 30 октября 2014 года в рамках имплементации нового Закона Украины "О высшем образовании" вуз переименован в Украинский государственный университет железнодорожного транспорта.

По состоянию на 2008 год профессорско-преподавательский состав университета насчитывал 479 человек, в том числе 38 профессоров и 217 доцентов, среди которых 10 действительных членов и 12 член-корреспондентов отраслевых Академий Украины. Свыше 130 выпускников вуза стали докторами наук.

Структура, специальности

Университет имеет в своем составе 6 факультетов с дневным и заочным обучением, 35 кафедр, в том числе 28 выпускающих с филиалами на предприятиях, подчинённый институт в Донецке и заочный факультет в г. Лиман Донецкой области:

  • Институт переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • Донецкий институт железнодорожного транспорта ;
  • Факультет «Управление процессами перевозок»;
  • Факультет «Информационно-управляющие системы и технологии»;
  • Строительный факультет;
  • Механико-энергетический факультет;
  • Экономический факультет;
  • Учебно-научный центр гуманитарной образования;
  • Краснолиманский заочный факультет;
  • Учебно-методический центр;
  • Центр международного образования
  • Центр учебно-практической подготовки.

Институт переподготовки и повышения квалификации кадров УкрГУЖТ

Институт переподготовки и повышения квалификации кадров (создан в 1996 году) — структурное подразделение Украинского государственного университета железнодорожного транспорта, обеспечивающее последипломное образование граждан, получение ими более высокой квалификации по следующими направлениями:

  • Подготовка магистров. Осуществляется по 15 специальностя университета, которые обеспечивают деятельность железных дорог. Срок обучения — 2 года. Форма обучения — заочная;
  • Второе высшее образование. Квалификация — специалист. Подготовка осуществляется по всем базовым специальностям университета. Срок обучения — 1 год 10 месяцев. Форма обучения — заочная;
  • Повышение квалификации кадров. Осуществляется как по базовым направлениям университета, так и с целевой направленностью (в зависимости от потребностей предприятий). Обучение проводится как в университете, так и на базе предприятий заказчиков.
  • Повышение квалификации государственных служащих транспортно-дорожного комплекса Украины.

Донецкий институт железнодорожного транспорта УкрГУЖТ

Донецкий институт железнодорожного транспорта является структурным подразделением УкрГУЖТ. Институт является базой подготовки специалистов-железнодорожников в Донецком регионе. Был образован в качестве Донецкого филиала Харьковского института железнодорожного транспорта в 1967 году. Имеет в своем составе 6 факультетов и 12 кафедр.

Своим созданием Донецкий филиал ХИИТ был обязан двум обстоятельствам:

1) роль и значение в народнохозяйственном комплексе СССР вновь созданной отделением от Южных - Донецкой железной дороги, которая была одной из самых грузонапряженных;

2) её недостаточное кадровое обеспечение.

Это вдохновило руководство Донецкой железной дороги воспользоваться тем обстоятельством, что в Донецке функционирует учебно-консультационный пункт Харьковского института инженеров транспорта и открыть на базе него филиал этого института.

Идея была поддержана начальником Донецкой железной Приклонским В. В. и ректором ХИИТ. К тому времени профессором Игнатьевым А. Ф.; который определил перечень работ, которые нужно было выполнить ДЖД для того, чтобы с 1 сентября 1968 в Донецком филиале приступили к обучению по шести транспортными специальностям студенты-заочники первого — четвёртого курсов института, проживающие в городах и поселках Донбасса.

Результатом инициатив Донецкой железной дороги и ректората Харьковского института инженеров транспорта стал приказ Министерства путей сообщения СССР от 3 ноября 1967 года «Об организации Донецкого филиала ХИИТ».

В структуре института функционируют 6 факультетов:

  • Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте;
  • Инфраструктура железнодорожного транспорта;
  • Экономики транспорта;
  • Заочный факультет;
  • Факультет последипломного образования;
  • Факультет довузовской подготовки).

И 12 кафедр, из которых 7 выпускающие («Организация движения поездов, подвижной состав», «Автоматика, телемеханика, связь и вычислительная техника», «Строительство, эксплуатация сооружений и путевое хозяйство», «Учет и аудит», «Менеджмент», «Экономика предприятия»).

ДонИЖТ имеет в своем распоряжении 5 учебных корпусов, одно общежитие, два спортзала и две спортивные площадки, базу отдыха «Ивушка» на станции Брусино Донецкой железной дороги, библиотеку (около 200 тыс. экземпляров печатных изданий).

Факультет «Управление процессами перевозок» (УПП)

Факультет «Управление процессами перевозок» — первый в стране учебный факультет эксплуатации путей сообщения — был создан в 1918 году в Киевском институте народного хозяйства. В 1934 г. эксплуатационный факультет был переведен из Киевского института путей сообщения в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта.

После объединения с ХИИТом факультет эксплуатации возглавил профессор А. П. Головченко, а позднее — доценты А. И. Прибегин и В.В.Повороженко. Кафедру эксплуатации железных дорог было переименовано в кафедру «Организация движения», которым заведовали выдающиеся учёные профессора И. В. Глазатов (1930—1936), В. М. Белелюбовский. Кафедрой «Станции и узлы» заведовали В. К. Андриановський, доцент В. Т. Киптелый, а с 1936 по 1974 гг.- профессор А. М. Долаберидзе. С 1974 по 1984 гг. кафедрой заведовал доцент А. П. Шипулин, а с 1984 года кафедру возглавляет доцент И. В. Берестов.

Довоенные года ознаменовывались широким выпуском инженеров — специалистов из эксплуатации железных дорог. Только выпуск 1939 года оставлял 340 инженеров из организации движения и грузовой работы.

В 1938 году деканом факультета был назначен В. Т. Киптелый, который бессменно работал на этом посте 30 лет; только в 1969 году его заменил В. К. Дмитриев.

Осенью 1941 года институт оказался в эвакуации в Ташкенте, там до 1943 года преподаватели и студенты факультета объединяли обучения в вечерние часы с самоотверженной работой на оборону.

По возвращении на Харьковщину студенты факультета приняли активное участие в восстановлении города, родного института и продолжали обучения.

В начале 60-х лет создается самая современная к тому времени лаборатория организации движения поездов, которая позволила проводить обучения студентов факультета в условиях, близких к реальных.

Традиционно на факультете происходили и происходят студенческие научно-технические конференции.

В последние годы на факультете активизировались защиты докторских и кандидатских диссертаций. Руководителями аспирантов и соискателей являются такие ученые, как Т.В. Бутько, Д.В. Ломотько, В.М. Запара, Е.С. Алешинский, А.Н. Огарь, А.В. Лаврухин, А.В. Прохорченко.

В состав факультета УПП в настоящее время входят пять выпускающих кафедр:

  • Управление эксплуатационной работой (УЭР);
  • Железнодорожные станции и узлы (ЖСУ);
  • Управление грузовой и коммерческой работою (УГКР);
  • Транспортные системы и логистика (ТСЛ);
  • Охрана труда и окружающей среды (ОТ и ОС)

и общеобразовательная кафедры «Высшая математика» (ВМ).

Все выпускающие кафедры имеют солидную учебную базу, в том числе филиалы на базовых станциях: Основа, Харьков-Балашовский, Харьков-Пассажирский.

На факультете осуществляется подготовка по специальностям:

275.02 Транспортные технологии (на железнодорожном транспорте). Образовательные программы:

  • Организация международных перевозок;
  • Таможенный контроль на транспорте (железнодорожный транспорт);
  • Организация перевозок и управление на транспорте;
  • Организация правовой и экспедиторской деятельности;
  • Транспортный сервис и логистика.

263 Гражданская безопасность. Образовательные программы:

  • Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте;
  • Экологический надсмотр и гражданская безопасность.

Ежегодно факультет пополняет армию железнодорожников почти 400 выпускникам дневной и заочной форм обучения. За годы существования факультетом подготовлен больше 16 тыс. инженеров-эксплуатационников, выпущено из печати более 250 методических пособий, выполнено 140 научно-исследовательских работ по поручениями МПС СССР, Укрзализныци и ОАО РЖД.

Немало воспитанников факультета занимают высокие должности на предприятиях Украины, России и других государств Содружества. Среди них — почетный гражданин Харькова, бывший министр МПС СССР Н. С. Конарев; Г. Н. Кирпа — Министр транспорта Украины — Генеральный директор Укрзализныци.

Факультет «Информационно-управляющие системы и технологии» (ИКСТ, бывший АТС)

Факультет АТС начал свою деятельность 1 ноября 1960 г. В структуру факультета входят четыре выпускающих кафедры:

  • Автоматика и компьютерное телеуправление движением поезда (АТ);
  • Транспортная связь (ТС);
  • Специализированные компьютерные системы (СКС);
  • Информационные технологии (ИТ)

и две общеобразовательных кафедры:

  • Физика;
  • Вычислительная техника и программирование (ВТСУ).

Сегодня здесь готовят специалистов по пяти специальностям:

123 Компьютерная инженерия. Образовательные программы:

  • Компьютерная инженерия транспортных систем;
  • Специализированные компьютерные системы.

126 Информационные системы и технологии. Образовательные программы:

  • Интеллектуальные информационные технологии;
  • Технологии искусственного интеллекта.

151 Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии. Образовательная программа:

  • Автоматизация и компьютерно-интегрированные технолгии.

172 Телекоммуникации и радиотехника. Образовательные программы:

  • Системы мобильной связи и сети доступа;
  • Телекоммуникационные системы и сети.

273 Железнодорожный транспорт. Образовательная программа:

  • Организация контроля систем управления движением поездов.

Строительный факультет

Первый набор студентов состоялся в 1945 году.

В состав факультета на сегодня входят пять выпускающих кафедр:

  • Строительные, путевые и погрузочно-разгрузочные машины (СППРМ);
  • Строительные материалы, конструкции и сооружения (СМКС);
  • Строительная механика и гидравлика (СМГ);
  • Путь и путевое хозяйство (ППХ);
  • Изыскание и проектирование путей сообщения, геодезии и землеустройства (ИПГЗ)

и одна общеобразовательные:

  • Начертательная геометрия и компьютерная графика (НГКГ).

В настоящее время на факультете учится более 1500 студентов дневной и заочной форм обучения по следующим специальностям:

  • Железнодорожные сооружения и путевое хозяйство;
  • Промышленное и гражданское строительство;
  • Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные, мелиоративные машины и оборудование.

Механико-энергетический факультет

Механический факультет был создан вместе с Харьковским эксплуатационно-тяговым институтом железнодорожного транспорта в 1930 г. На факультете осуществляется подготовка специалистов по следующим специальностям:

  • Эксплуатация и ремонт подвижного состава (ЭРПС);
  • Электроэнергетика, электротехника и электромеханика (ЭЭЭ);
  • Теплотехника, тепловые двигатели и энергетический менеджмент (ТТДЭМ);
  • Качество, стандартизация, сертификация и технологии изготовления материалов (КСС и ТИМ);
  • Вагоны;.
  • и общеобразовательная кафедра Механика и проектирование машин (М и ПМ).

Экономический факультет

Инженерно-экономический факультет (в настоящее время — экономический факультет) был создан 1 сентября 1934 года. В структуре факультета действуют семь выпускающих кафедр, а также одна общеобразовательная кафедра (экономической теории и права).

На факультете осуществляется подготовка специалистов по образовательно-квалификационным уровням бакалавр и магистр на дневной и заочной форме обучения, а также научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру.

Кафедры:

  • Экономика и управление производственным и коммерческим бизнесом (ЭУПКБ);
  • Управление государственными и коммерческими финансами (УГ и КФ);
  • Экономика, бизнес и управление персоналом на транспорте (ЭкБиУПТ);
  • Маркетинг (М);
  • Менеджмент и администрирование (МиА);
  • Учет и аудит (УиА);
  • Экономическая теория и право (ЭТиП).

Учебно-научный Центр Гуманитарного Образования

Кафедры:

  • История и языкознание;
  • Философия и социология;
  • Иностранные языки;
  • Физвоспитание и спорт.

Лиманский заочный факультет

Краснолиманский заочный факультет Укрдазт является правопреемникомм Краснолиманского учебно- консультационного пункта вуза, основанного в 1965 г. Контингент студентов заочной формы обучение факультета составляет 600 лиц (жители северных частей Донецкой и Луганской областей Украины, из которых почти 97 % — железнодорожники магистральных железных дорог и промышленного транспорта), в том числе 97,8 % учатся на контрактной основе.

Факультет расположен на площади 0,569 га, где имеется двухэтажный учебный корпус площадью 1122 га (8 лекционных аудиторий на 430 мест и 7 лабораторий). При факультете имеется собственная библиотека с читальным залом на 16 мест общей площадью 55 га. Фонд библиотеки составляет 18201 учебник и 17050 методических указаний.

Факультет готовит специалистов по семи специальностям пяти направлений подготовки:

  • Организация перевозок и управления на транспорте (железнодорожный транспорт);
  • Автоматика и автоматизация на транспорте;
  • Электрические системы и комплексы транспортных средств;
  • Электрический транспорт (электровозы и электропоезда);
  • Подвижный состав и специальная техника железнодорожного транспорта;
  • Железнодорожные сооружения и путевое хозяйство;
  • Теплоэнергетика.

Специализированные ученые советы по защите диссертаций

В университете работают четыре специализированных ученых совета по защите докторских и кандидатских диссертаций:

  • Д64.820.01 с правом принятия к рассмотрению и проведения защиты диссертаций по специальности 05.12.02 — телекоммуникационные системы и сети;
  • Д64.820.02 с правом принятия к рассмотрению и проведения защиты диссертаций по специальностям: 05.23.01 — строительные конструкции, здания и сооружения; 05.23.05 — строительные материалы и изделия;
  • Д64.820.04 с правом принятия к рассмотрению и проведения защиты диссертаций по специальностям: 05.22.01 — транспортные системы; 05.22.07 — подвижный состав железных дорог и тяга поездов; 05.22.20 — эксплуатация и ремонт средств транспорта.
  • Д64.820.05 с правом принятия к рассмотрению и проведения защиты диссертаций по специальностям: 08.00.03 — экономика и управление национальным хозяйством (экономика железнодорожного и автомобильного транспорта); 08.00.04 — экономика и управление предприятиями (экономика железнодорожного и автомобильного транспорта).

Библиотека

Библиотечное обслуживание осуществляется через 7 абонементов, 3 читальных зала, медиатеку. Библиотечный фонд — всего 813847 экз., в том числе книг — 420404, периодических изданий — 20769, авторефератов и диссертаций — 3280, спец. видов — 3111, CD-R — 96. Есть обменный фонд — 4631 экз.

Научные издания

  • Сборник научных трудов Украинского государственного университета железнодорожного транспорта
  • Вестник экономики транспорта и промышленности
  • Журнал «Информационно-управляющие системы на железнодорожном транспорте»
  • Восточно-Европейский журнал передовых технологий

Инфраструктура

Университет имеет свой стадион (в районе ст. Основа), поликлинику, спортивно-оздоровительную базу на Оскольском водохранилище.