title-icon
Яндекс.Метрика

Аксаков, Николай Петрович


Николай Петрович Аксаков (17 [29] июня 1848, село Юдинки, Тульская губерния — 5 [18] апреля 1909, Санкт-Петербург) — российский богослов, историк и исследователь церковного права, поэт и публицист. Славянофил. Брат А. П. Аксакова.

Биография

Родился в потомственной дворянской семье Аксаковых. Отец — Петр Николаевич Аксаков (03.02.1820—30.10.1880); определением Тульского дворянского депутатского собрания от 16.02.1825 г. вместе со своими отцом и матерью, а также братом Николаем был внесён в IV часть дворянской родословной книги Тульской губернии, но указом Герольдии № 19016 от 18.10.1845 г. перенесен в VI часть. Мать — дочь подпоручика, лукояновского уездного предводителя дворянства Александра Васильевича Ульянина (1781, Нижний Новгород — 1856, Москва) и его жены Екатерины Фёдоровны, урождённой де Бособр (ум. в 1862) Надежда Александровна Ульянина (ум. в 1906)). А. В. Ульянин подарил дочери сельцо Петрово Серпуховского уезда Московской губернии, в котором по 8-й ревизии (1833 год) числилось 83 души крестьян мужского пола и дворовых людей и 410 десятин земли. Определением Московского депутатского дворянского собрания от 20.12.1855 г. П. Н. Аксаков был вместе с женой был внесён в VI часть дворянской родословной книги Московской губернии; определение утверждено указом Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии № 3154 от 17.05.1856.

Получил домашнее образование, затем учился в университетах Германии, Швейцарии и Франции. В 1868 году, получив в Гиссенском университете степень доктора философии за диссертацию «Идея Божества», вернулся в Россию. До 1895 года жил в Москве и состоял председателем уездной земской управы в Тульской губернии. Служил в государственном контроле, возглавлявшемся Т. И. Филипповым; в 1894 году был командирован в Департамент железнодорожной отчётности, в связи с чем переехал в Санкт-Петербург. После оставления службы в Госконтроле он с 1904 года — председатель Комиссии по ревизии городской думской отчётности, которая не приступила к работе из-за революционных «беспорядков».

Умер от воспаления лёгких. На момент смерти числился чиновником особых поручений V класса (статский советник). Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.

Творчество

Вскоре после получения степени доктора философии, в 1869 году, он прочитал публичные лекции на тему: «Вопрос о духе, его история и современное состояние»

В 1870 году был опубликован отклик Аксакова на работу Г. Е. Струве «Самостоятельное начало душевных явлений»: «Подспудный материализм: По поводу диссертации-брошюры г-на Струве». С 26 февраля 1870 года — действительный член «Общества любителей Российской словесности»; в 1878—1880 годах — секретарь Общества.

Статьи Н. П. Аксакова печатались в «Беседе», «Русской мысли» и других периодических изданиях.

Аксаков защищал разделял славянофильскую идею об особом пути России, историю которой мыслил в единении со всеми славянами, объединенными в одно государство.

В своих религиозно-философских сочинениях Н. П. Аксаков рассматривал проблемы сущности христианства (в частности, православия) и взаимоотношение церкви с обществом, государством, личностью. Говоря о взаимоотношениях Церкви с мирянами, он считал, что последние не только усваивают суждения и решения своих церковных пастырей, но искренностью веры своей вносят от себя «нечто к совершенству или несовершенству проповедуемого». Аксаков считал, что церковь не союз учащих и учащихся, а союз, зиждущийся на вере, действующий любовью. Церковь живет практикой, взаимодействием её членов — живых и умерших. Он был убеждён, что в Православной церкви не должно быть слепого чинопочитания, подавления нижестоящего вышестоящим по чину:

В Церкви интересы истины и радения о нуждах церковных ставились всегда выше интересов охраны дисциплины церковной и иерархического начала… По отношению к истине не было подразделений на старших и младших.

В 1890-х годах опубликовал повести «Дети-крестоносцы» (М., 1894) и «Замок Зора» (СПб., 1892), стихотворения лирического и гражданского характера, большое число литературно-критических статей и ряд исторических поэм.

В 1894 году вышло его исследование «Духа не угашайте!» о роли в Церкви «народа церковного»; затем появился его труд церковно-исторического характера «Клир и народ» (1897).

В историю русской общественной и церковной жизни Н. П. Аксаков вошёл как убеждённый сторонник церковных реформ. В 1906 году Аксаков стал членом образованного при Святейшем Синоде Особого присутствия для подготовки Церковного Собора, который должен был рассмотреть вопрос о преобразованиях в церкви. В 1906-1907 годах он выступал в «Церковном вестнике» и «Церковном голосе» со статьями о возможных преобразованиях в Церкви: «К церковному Собору», «Канон и свобода», «Патриаршество и каноны», «Об избрании епископов в древней христианской Церкви», «Что говорят каноны о составе Собора», «Возможны ли в Церкви решающие и совещательные голоса», «Основы церковного суда».

Последние годы его жизни были отмечены особой общественной и творческой активностью. Известность приобрёл его ответ на книгу Н. А. Морозова о происхождении Апокалипсиса — брошюра «Беспредельность невежества и Апокалипсис» (1908).

Библиография

  • Подспудный материализм: По поводу диссертации-брошюры г-на Струве. — М., 1870;
  • Вопрос о свободе совести // «Беседа». — 1871. — № 2. Кн. 9;
  • Людвиг Кондратович (Вл. Сырокомля). — М.: тип. Е. И. Погодиной, 1880. — 43 с.;
  • Общественная собственность и демократия // Русская мысль. — 1885. — № 6;
  • Москва и московский народ // Критика основных начал так называемого славянофильства. — 1886 (Диалог культур в истории национального самосознания. — СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000);
  • Психология Эдгара Поэ — 1886;
  • О старом и новом славянофильстве // Благовест. — Кн. 22—23. — Харьков, 1891;
  • О христианском Востоке и Западе // Благовест. — 1892. — № 33—34;
  • Знание дается верою // Благовест. — 1892;
  • А. С. Хомяков // Благовест. — Кн. 42. — Харьков, 1892;
  • О народности вообще и о русской народности по преимуществу // Благовест. — Кн. 41, 43, 44, 46.
  • Замок Зора: (Поручик Моллерштейн). — Благовест, 1892. — 89 с.
  • Духа не угашайте! По поводу статьи Л. Тихомирова «Духовенство и Общество въ современномъ религіозномъ движеніи». — СПб., 1894;
  • Дети-крестоносцы. — М., 1894;
  • Свобода, любовь и вера // Русская беседа. — 1895. — № 1—3;
  • Клир и народ. — 1897;
  • Канон и свобода. — СПБ.: тип. М. Меркушева, 1905. — 14 с.;
  • Всецерковный собор и выборное начало в церкви: От группы петербургских священников. // Богословский вестник — № 12. — 1905. — С. 711—777;
  • К вопросу о составе церковного собора // Богословский вестник. — № 6. — 1906. — С. 212—269
  • Патриаршество и каноны. — СПб., 1906;
  • Об избрании епископов в древней христианской церкви. — СПб., 1906;
  • Что говорят каноны о составе собора // Церковный Голос. — 1906;
  • Несколько примечаний к канонам. — СПб., 1906;
  • Возможны ли в церкви решающие и совещательные голоса? — СПб., 1906;
  • Вопрос о приходе в предсоборном присутствии // Церковный Голос. — 1907;
  • Беспредельность невежества и Апокалипсис. — СПб., 1908;
  • Когда был написан Апокалипсис? — СПб.: тип. М. Меркушева, 1908. — 32 с.;
  • Предание Церкви и предания школы: (По вопросу о степенях церковной иерархии и их взаимоотношении) // Богословский вестник. — № 12. — 1908. — С. 589—599;
    • также: Предание церкви и предания школы. — Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910. — 293 с.;
  • Германия и славянство: Докл. С.-Петерб. славян. съезду Аксак. лит. и полит. о-ва в Москве / Н. П. Аксаков и С. Ф. Шарапов. — М.: Свидетель, 1909. — 48 с.;
  • Всеславянство. — М.: т-во типо-лит. И. М. Машистова, 1910. — 211 с.