

Московский авиационный институт
17.01.2022
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ) — российское высшее учебное заведение, одно из ведущих в сфере авиации и космонавтики, расположенное в Москве. Институт основан 20 марта 1930 г. В советское время — Московский ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции авиационный институт им. Серго Орджоникидзе.
31 марта 2015 г. приказом Минобрнауки проведена реорганизация МАИ путём присоединения к нему МАТИ.
История
В 1909 г. по инициативе профессора Н. Е. Жуковского в Императорском московском техническом училище (МВТУ) началось чтение курса теоретических основ воздухоплавания.
17 сентября 1929 г. приказом ВСНХ СССР № 124 авиационное отделение механического факультета МВТУ преобразовано в аэромеханический факультет.
Индустриализация в СССР потребовала подготовки за период с 1930 по 1935 г. около 435000 инженерно-технических специалистов, в то время как их число в 1929 г. составляло 66000.
20 марта 1930 г. на базе аэромеханического факультета приказом ВСНХ СССР было создано Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ).
20 августа 1930 г. на базе ВАМУ был создан Московский авиационный институт. Поначалу занятия проходили на Ольховской улице, затем ВУЗу было предоставлено здание на 5-й Тверской-Ямской улице. К началу учебного года (1930—1931) в ВАМУ были переведены студенты авиационного факультета Ленинградского политехнического института — 120 человек — и Томского технологического института — 19 человек. В составе МАИ, также как и в ВАМУ, было три отделения: самолётостроительное, моторостроительное и воздухоплавания.
С 10 мая 1931 г. институт перешёл на факультетскую систему организации учебного процесса.
В 1930—1931 гг. происходило формирование структуры института. Воздухоплавательный факультет был переименован в дирижаблестроительный.
22 сентября 1932 года решением ЦКК—РКИ на базе дирижаблестроительного факультета МАИ был образован Московский дирижаблестроительный институт, который решением Совета Народных Комиссаров СССР от 8 апреля 1939 г. реорганизован в Московский институт инженеров Гражданского воздушного флота им. К. Э. Циолковского (позднее Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского).
К 1933 г. было построено первое собственное здание института (в настоящее время корпус № 3 факультета систем управления) на развилке Волоколамского и Ленинградского шоссе (где основная территория ВУЗа находится и по сей день).
10 марта 1933 г. на базе Московского авиационного инженерно-экономического института (МАИЭИ) и кафедр организации производства и конкретной экономики организован инженерно-экономический факультет МАИ.
16 декабря 1935 г. указом Президиума ЦИК СССР было присвоено имя народного комиссара тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе.
К осени 1941 г. правительство приняло решение об эвакуации института в Алма-Ату. После разгрома германских войск под Москвой был поставлен вопрос о возобновлении деятельности института в Москве, и уже со 2 февраля 1942 г. начался учебный процесс в московских помещениях института.
В 1945 году заслуги коллектива МАИ во время войны были отмечены высокой правительственной наградой — орденом Ленина. Кроме того, 119 преподавателей, сотрудников и студентов института были награждены орденами и медалями.
В 1945 году в МАИ создана кафедра специальных (реактивных) двигателей (заведующий кафедрой профессор Н. В. Иноземцев). С этого в МАИ началась подготовка специалистов по воздушно-реактивным и жидкостно-реактивным двигателям, а затем и по другим ракетным специальностям.
Весной 1955 года к 25-летию МАИ по инициативе и при непосредственном участии ректора института Николая Викторовича Иноземцева был создан нагрудный академический знак для выпускников МАИ. На одном из эскизов знака Н. В. Иноземцев изобразил МиГ-15, силуэт которого до сих пор украшает знак МАИ (с небольшими изменениями).
В 1956 году группа преподавателей МАИ выехала в Пекин для оказания организационной и методической помощи в создании Пекинского авиационного института (ПАИ), в настоящее время переименован в университет Бэйханг (Пекинский университет авиации и космонавтики). Преподаватели МАИ на протяжении ряда лет проводили в ПАИ все виды учебных занятий.
В 1956—1975 годах осуществлён второй этап строительства МАИ. Количество аудиторных корпусов, учебных и научных лабораторий, производственных помещений доведено до 35. С ростом института изменялась и его структура, добавлялись новые факультеты и кафедры. Итогом этого этапа стало превращение авиационного института, ранее ориентированного в основном на самолётную и частично вертолётную технику, в аэрокосмический политехнический университет, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в авиационной и ракетно-космической отрасли.
В 1959 году создана кафедра «Проектирование и конструкция ЛА» для подготовки специалистов в области ракетно-космической техники. С момента организации и до 1990 года кафедрой руководил первый заместитель главного конструктора С. П. Королёва, академик В. П. Мишин (выпускник МАИ 1941 года). Кафедра положила начало широкой подготовке кадров для ракетно-космической отрасли и послужила базой для организации в последующем (1968) Аэрокосмического факультета.
В 1967 году при кафедре «Проектирование и конструкции ЛА» создано первое в СССР студенческое КБ космической техники «Искра».
В 1970 году в соответствии с межправительственным соглашением между СССР и Индией (1966) МАИ принял участие в создании факультета авиационной техники при Бомбейском технологическом институте. Более 20 профессоров и преподавателей МАИ работали в БТИ с 1970 по 1974 год.
26 октября 1978 года в Советском Союзе осуществлён первый успешный запуск студенческого искусственного спутника Земли «Радио-2», созданного СКБ МАИ «Искра».
В 1980 году за большой вклад в дело подготовки специалистов, в год своего пятидесятилетия институт был награждён орденом Октябрьской Революции.
В 1998 году создан факультет Иностранных языков, который ведёт подготовку специалистов по связям с общественностью и лингвистов для авиационной отрасли.
7 октября 2009 года Московскому авиационному институту был присвоен статус национальный исследовательский университет.
По случаю 80-летия вуза Президент России Дмитрий Медведев направил сотрудникам вуза поздравительную телеграмму:
Ваш вуз внёс значительный вклад в развитие отечественной науки, авиационной и ракетно-космической промышленности. За прошедшие годы подготовил более 140 тысяч выпускников, среди которых известные учёные, лётчики-космонавты, руководители и ведущие инженеры предприятий аэрокосмической и оборонной отрасли. Сегодня в стенах МАИ ведутся фундаментальные и прикладные исследования в целом ряде областей, среди которых наноматериалы и нанотехнологии. Институт обладает современной технической базой и уникальной инфраструктурой и по праву входит в число национальных исследовательских университетов.
31 марта 2015 года приказом Минобрнауки проведена реорганизация МАИ путём присоединения к нему МАТИ.
Университет сегодня
Особенности жизни и учёбы в университете во многом определяются его столичным расположением, общим числом студентов (ныне около 22 тыс. человек, в советское время — до 26 тыс. на всех курсах и факультетах, что по Москве уступает только МГУ), наличием военной кафедры (ныне военно-учебного центра (факультета) подготовки офицеров и сержантов запаса), а также преимущественно техническими специальностями подготовки в нём. При таком большом числе студентов МАИ, в отличие от МГУ, не имеет отдельной строки в гос. бюджете РФ, поэтому снабжается в целом по общероссийским нормативам высшей школы (то есть весьма скудно).
В планах на дополнения статьиМеждународное сотрудничество
Программа МАИ «Научно-педагогическая молодёжь»
Профориентационная работа
Центр трудоустройства МАИ
Подготовка офицеров
Учебная деятельность МАИ
В МАИ по различным формам обучения в 13 институтах и 5 филиалах обучаются около 22 000 человек.
Институты
- № 1 «Авиационная техника»
- кафедра 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники»;
- кафедра 102 «Проектирование вертолётов»;
- кафедра 104 «Технологического проектирования и управления качеством»;
- кафедра 105 «Аэродинамика летательных аппаратов»;
- кафедра 106 «Динамика и управление летательных аппаратов»;
- кафедра 107Б «Внешнее проектирование и эффективность авиационных комплексов»;
- кафедра 109Б «Проектирование специальных авиационных комплексов».
- № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки»
- кафедра 201 «Теория воздушно-реактивных двигателей»
- кафедра 202 «Ракетные двигатели»
- кафедра 203 «Конструкция и проектирование двигателей»
- кафедра 204 «Авиационно-космическая теплотехника»
- кафедра 205 «Технология производства двигателей летательных аппаратов»
- кафедра 207 «Метрология, стандартизация и сертификация»
- кафедра 208 «Электроракетные двигатели, энергетические и энергофизические установки»
- № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика»
- кафедра 301 "Системы автоматического и интеллектуального управления"
- кафедра 304 "Вычислительные машины, системы и сети"
- кафедра 305 "Пилотажно-навигационные и информационно-измерительные комплексы"
- кафедра 307 "Цифровые технологии и информационные системы"
- кафедра 309 "Теоретическая электротехника"
- кафедра 310 "Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы"
- кафедра 311 "Прикладные программные средства и математические методы"
- кафедра 315 "Управление высокотехнологичными предприятиями"
- кафедра 316 "Системное моделирование и автоматизированное проектирование"
- кафедра 317 "Управление инновациями"
- кафедра 319 "Системы интеллектуального мониторинга"
- № 4 «Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность» (ФРЭЛА)
- кафедра 402 «Радиосистемы и комплексы управления, передачи информации и информационная безопасность»
- кафедра 404 «Конструирование, технология и производство радиоэлектронных средств»
- кафедра 405 «Теоретическая радиотехника»
- кафедра 406 «Радиофизика, антенны и микроволновая техника»
- кафедра 408 «Инфокоммуникации»
- кафедра 410 «Радиолокация, радионавигация и бортовое радиоэлектронное оборудование»
- № 5 «Инженерная экономика и гуманитарные науки»
- кафедра 501 "Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности"
- кафедра 502 "Экономика промышленности: учёт, анализ и аудит"
- кафедра 505 "Инновационная экономика, финансы и управление проектами"
- кафедра 507 "Экономическая теория"
- кафедра 509 "Экономика аэрокосмической промышленности"
- кафедра 510Б "Информационные технологии в экономике и менеджменте"
- кафедра 512 " Управление персоналом"
- кафедра 514 "Социология, психология и социальный менеджмент"
- кафедра 515 "Государственное управление и социальные технологии"
- кафедра 516 "Энергетический сервис и управление энергосбережением"
- кафедра 517 "Философия"
- кафедра 518 "История"
- кафедра 519 " Физическое воспитание"
- № 6 «Аэрокосмический»
- кафедра 601 — «Космические системы и ракетостроение»;
- кафедра 602 — «Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий»;
- кафедра 604 — «Системный анализ и управление»;
- кафедра 608 — «Проектирование аэрогидрокосмических систем»;
- кафедра 609 — «Прикладная информатика»;
- кафедра 610 — «Управление эксплуатацией ракетно-космических систем»;
- кафедра 611Б — «Системный анализ и проектирование космических систем»;
- кафедра 614 — «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности».
- № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы» (ФАУСТ)
- Кафедра 701 — «Авиационные робототехнические системы»
- Кафедра 702 — «Системы приводов авиационно-космической техники»
- Кафедра 703 — «Системное проектирование авиакомплексов»
- Кафедра 704 — «Информационно-управляющие комплексы»
- Кафедра 705Б — «Бортовая автоматика беспилотных космических и атмосферных летательных аппаратов»
- № 8 «Информационные технологии и прикладная математика»
- кафедра 801 — "Физика"
- кафедра 802 — "Мехатроника и теоретическая механика"
- кафедра 804 — "Теория вероятностей и компьютерное моделирование"
- кафедра 805 — "Математическая кибернетика"
- кафедра 806 — "Вычислительная математика и программирование"
- кафедра 810Б — "Информационные технологии в моделировании и управлении" (кафедра 810Б, базовая при ФИЦ «Информатика и управление РАН»);
- кафедра 811 — "Моделирование динамических систем"
- кафедра 812 — "Математика"
- кафедра 813 — "Компьютерная математика"
- № 9 «Общеинженерная подготовка»
- кафедра 902 — «Сопротивление материалов, динамика и прочность машин»
- кафедра 903 — «Перспективные материалы и технологии аэрокосмического назначения»
- кафедра 904 — «Инженерная графика»
- кафедра 908 — «Физическая химия»
- кафедра 910Б — «Механика наноструктурных материалов и систем»
- кафедра 912Б — «Авиационные материалы и технологии в медицине»
- кафедра 914 — «Проектирование сложных технических систем»
- № 10 «Иностранные языки»
- кафедра И-11 — «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей»
- кафедра И-12 — «Лингвистика и переводоведение»
- кафедра И-13 — «Иностранный язык для физико-математических и инженерных специальностей»
- кафедра И-14 — «Иностранный язык для технологических специальностей»
- кафедра И-15 — «Реклама и связи с общественностью в высокотехнологических отраслях»
- № 11 «Институт материаловедения и технологий материалов»
- Материаловедение и технология обработки материалов (МиТОМ)
- Природная и техногенная безопасность и управление риском (ПТБиУР)
- Технологии и системы автоматизированного проектирования металлургических процессов (ТиСАПРМП)
- Технологии композиционных материалов, конструкций и микросистем (ТКМКиМ)
- Управление качеством и сертификация (УКС)
- Физика конструкционных материалов (ФКМ)
- № 12 «Аэрокосмические наукоёмкие технологии и производства»
- Радиоэлектроника, телекоммуникации и нанотехнологии (РТН)
- Стартовые комплексы (СК)
- Технологии производства приборов и информационных систем управления летательных аппаратов (ТППИСУЛА)
- Технология испытаний и эксплуатации (ТИЭ)
- Технология производства и эксплуатации двигателей летательных аппаратов (ТПЭДЛА)
- Технология производства летательных аппаратов (ТПЛА)
- Военный институт МАИ (реорганизованный из военной кафедры, позднее факультета военного обучения (ФВО))
- кафедра «Летательных аппаратов»
- кафедра «Авиационного вооружения»
- кафедра «Радиоэлектронного оборудования»
- кафедра «Космических войск»
- кафедра «Зенитных ракетных систем ближнего действия»
- кафедра «Зенитных ракетных комплексов средней дальности»
- кафедра «Ракетных войск стратегического назначения»
- кафедра «Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации»
- кафедра «Общевоенной подготовки»
Филиалы
- «Восход» (Байконур)
- «Взлёт» (Ахтубинск)
- «Стрела» (Жуковский)
- «Ракетно-космическая техника» (Химки)
- Ступинский филиал МАИ (Ступино)
- Учебный центр МАИ «Интеграция» при МОУ «ИИФ» (Серпухов)
Начальники, директора, ректоры МАИ с 1930 г
Вначале руководители института назывались начальниками (2), затем — директорами (12), а с 1961 года по сегодняшний день — ректорами.
Среди руководителей МАИ на 2019 г. — четыре академика РАН (И. Ф. Образцов, Ю. А. Рыжов, А. М. Матвеенко, М. А. Погосян) и шесть профессоров.
Первые пятеро (по времени службы) руководителей осуждены по сфабрикованным «контрреволюционным» статьям и погибли (либо «дальнейшая судьба неизвестна»). В 1950-х и позже все упомянутые (о ком сохранились сведения) были реабилитированы.
Список начальников, директоров и ректоров МАИНаучная деятельность МАИ
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) — ведущий высокотехнологичный вуз России, обеспечивающий подготовку инженерных кадров и проведение передовых научных исследований мирового уровня. На базе университета реализуются образовательные и научные проекты в области комплексного конструирования и математического моделирования, беспилотных летательных аппаратов, двигательных и энергетических установок, электрификации инженерных систем, технологий гиперзвука, искусственного интеллекта, BigData, интернета вещей, сервиса высокотехнологичной техники, аддитивных технологий и композиционных материалов, а также роботизации и др.
Приоритетные направления развития научной деятельности университета:
- авиационные системы;
- ракетно-космические системы;
- энергетические системы;
- IT и информационно-телекоммуникационные системы;
- новые материалы и производственные технологии;
- диверсификация применения технологий аэрокосмического комплекса.
МАИ участвует во всех крупных проектах своих партнёров, взаимодействует с ведущими зарубежными и российскими профильными корпорациями, такими как COMAC, ENAC, Safran, BrahMos Aerospace, HAL, ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», и др.
Наряду с образовательной деятельность институт выполняет научно-исследовательские работы в интересах ряда отраслей промышленности.
В МАИ действуют аспирантура и диссертационные советы.
В аспирантуре МАИ осуществляется подготовка по 15 направлениям, на которые возможно поступить на места, финансируемые за счет федерального бюджета и за счет оплаты обучения физическими или юридическими лицами. Возможен целевой прием по заявкам организаций оборонно-промышленного комплекса.
Результатом научной деятельности МАИ является ряд разработок, внедрённые в разные направления науки, техники, медицины, сельского хозяйства и т.д.
Научные публикации МАИ:
- Список публикаций МАИ в научной электронной библиотеке elibrary.ru (37984 статей на 18.12.2020), большая часть книг по данной ссылке не указана.
Учебно-авиационная база «Алферьево»
Уникальным видом учебного процесса является лётно-эксплуатационная практика студентов, проводящаяся с 1973 года в Авиационном центре (вблизи посёлка Алферьево Волоколамского района), имеющим аэродром, самолёты, квалифицированный лётный и технический персонал.
В течение месяца практики студенты, вначале на пилотажных стендах института, а затем в Авиационном центре постигают искусство пилотирования самолётов. Это позволяет будущим конструкторам ближе познакомиться с пилотажными характеристиками самолётов.
Такая практика не проводится ни в одном другом вузе России и за рубежом. За 35-летний период она охватила более 3500 студентов.
Большая работа по созданию её методики, организации и проведению была отмечена премией Правительства Российской Федерации.
Рейтинги
Дворец культуры и техники МАИ
На базе Дворца культуры и техники МАИ работают творческие коллективы, проводятся разнообразные мероприятия, встречи, фестивали, концерты, театрализованные представления, спектакли и пр. В 1979 году народному коллективу — агиттеатру МАИ под руководством Михаила Задорнова присуждена Премия Ленинского комсомола. В настоящее время продолжает свою работу студенческий театр «СТАФ» под руководством Татьяны Каковкиной (основан в 1975 году) и другие творческие коллективы. На сцене ДК МАИ выступали А. Пугачёва, В. Высоцкий, В. Цой, Л. Лещенко, А. Градский, О. Газманов, А. Маршал, А. Райкин, М. Задорнов, Е.Черникова, Л. Измайлов и др. ДК МАИ стал известной рок-площадкой, где выступали группы «Ария», «Алиса», «Машина времени», «Ногу свело!», «Король и Шут».
Известные учёные и преподаватели
Полный список см. Преподаватели Московского авиационного института
Среди известных учёных и преподавателей МАИ, не являющихся его выпускниками, отметим:
Академики АН СССР и РАН Академики АН СССР и РАН – преподаватели МАИ(указаны только те, по которым есть страницы в Википедии на время заполнения списка)
- Артоболевский, Иван Иванович (1905-21.09.1977) — теория машин и механизмов
- Белов, Александр Фёдорович (1906—1991) — металлургия лёгких сплавов
- Ганиев, Ривнер Фазылович (р. 1.04.1937)
- Дородницын, Анатолий Алексеевич (1910—1994) — аэрогидродинамика.
- Желтов, Сергей Юрьевич (р. 26.04.1956) — процессы управления и обработка информации в сложных системах
- Каторгин, Борис Иванович (р. 13.10.1934) — ракетные двигатели
- Костюк, Валерий Викторович (р. 26.08.1940) — гидродинамика и теплообмен в криогенной и ракетно-космической технике
- Люлька, Архип Михайлович (1908—1984) — учёный и конструктор авиационных двигателей
- Миллионщиков, Михаил Дмитриевич (1913—1973) — специалист в области аэрогидродинамики
- Некрасов, Александр Иванович (1883 — 21.05.1957) — специалист в области гидродинамики, теоретической и прикладной механики, функционального анализа
- Петров, Борис Николаевич (1913—1980) — учёный в области автоматического управления
- Пономарёв-Степной, Николай Николаевич (3.12.1928) — физик-ядерщик.
- Пугачёв, Владимир Семёнович (1911—1998) — математик, механик.
- Пузин, Сергей Никифорович (р. 18.07.1953) — медик, специалист по восстановительной медицине.
- Тихонравов, Михаил Клавдиевич (1900-4.03.1974) — ракетчик
- Юрьев, Борис Николаевич (1889—1957)
(указаны только те, по которым есть страницы в Википедии на время заполнения списка)
- Белянин, Пётр Николаевич (1926—2008)
- Гайфуллин, Александр Марксович (р. 1958)
- Михалёв, Стефан Борисович(1926—2014)
- Петухов, Вячеслав Георгиевич (25.10.1960)
- Стечкин, Борис Сергеевич (1891—1969)
- Цыпкин, Яков Залманович (1919—1997) — учёный в области автоматического управления
(указаны только те, по которым есть страницы в Википедии на время заполнения списка)
- Братухин, Иван Павлович (1903-4.06.1985)(МВТУ)
- Борисенко, Михаил Иванович (1917—1984)
- Бруни, Николай Александрович (1891—1938) — разработал новую кинематическую схему автомата перекоса несущего винта вертолёта, которая и до сих пор используется во всём мире.
- Воскресенский, Леонид Александрович (1913—1965)
- Григорович, Дмитрий Павлович (1883-26.07.1938) — конструктор гидросамолётов и истребителей
- Добрынин, Владимир Алексеевич (1895—20.10.1978) — конструктор авиационных двигателей.
- Душкин, Леонид Степанович (1910-4.04.1990) — конструктор жидкостных реактивных двигателей
- Ефремов, Герберт Александрович (р. 15.03.1933) — конструктор ракетной и ракетно-космической техники
- Кузнецов, Вячеслав Александрович (1902—1984) — авиаконструктор.
- Мясищев, Владимир Михайлович (28.09.1902-14.10.1978) (МВТУ)
- Поликарпов, Николай Николаевич (1892—1944)
- Поликовский, Владимир Исаакович (1904—1965)
- Тищенко, Николай Михайлович (1920-) — инерциальные системы управления
- Торопов, Иван Иванович (1907—1977) — авиационное вооружение
- Федосеев, Алексей Фролович(1913—1978) — авиационная электротехника.
- Цандер, Фридрих Артурович (1887—1933) — ракетчик
- Шабранский, Виталий Леонидович (1917—1992) — конструктор-испытатель жидкостных ракетных двигателей
(указаны только те, по которым есть страницы в Википедии на время заполнения списка)
- Акимова, Александра Фёдоровна (1922-29.12.2012)
- Галлай, Марк Лазаревич (1914-14.07.1998)
- Коркоценко, Дмитрий Игнатьевич (1922—1990) (каф. ист. КПСС)
- Мещеряков, Михаил Михайлович (1896—1970)
- Омелин, Николай Титович (1916—2001) (военная каф.)
- Осипенко, Александр Степанович (1910—1991)
Известные выпускники
За всё время своего существования МАИ выпустил более 160 тысяч инженеров и специалистов, в том числе:
- более 250 генеральных и главных конструкторов, руководителей организаций профильных отраслей промышленности;
- более 50 академиков и членов-корреспондентов АН СССР и РАН;
- более 150 заслуженных лётчиков-испытателей, Героев СССР и России (в основном это выпускники лётных училищ, ставшие лётчиками-испытателями и проходившие позже дополнительную теоретическую подготовку на вечернем и заочном отделениях МАИ);
- 22 лётчика-космонавта;
- более 2300 генералов и старших офицеров;
- более 60 000 офицеров запаса;
- 60 олимпийских чемпионов, чемпионов мира и Европы по различным видам спорта.
Среди выпускников МАИ:
Академики РАН, АН СССР, АН Союзных респ.
Академики РАН, АН СССР, АН Союзных респ. – выпускники МАИЧлены-корреспонденты РАН
Члены-корреспонденты РАН – выпускники МАИГенеральные конструкторы
Выпускники МАИ - Генеральные конструкторы(указаны только те, по которым есть страницы в Википедии на время заполнения списка)
Профессора — лауреаты госпремий
Выпускники МАИ - профессора и лауреаты гос. премий- Квасников, Александр Васильевич (1892—1971) — российский учёный в области космических и авиационных двигателей, один из создателей МАИ и организаторов становления и развития авиационной и ракетной техники в СССР.
- Миронов, Арсений Дмитриевич (1917—2019) — один из старейших учёных в области аэродинамики, д.т. н., профессор, лауреат Сталинской (1949) и Государственной (1976) премий
- Целиков Виктор Александрович, д.т.н.,профессор каф 202, лауреат Государственной премии (1962) (совм. с А. В. Квасниковым, В. В. Рамодиной и рядом работников промышленности) за разработку метода модельных испытаний элементов и узлов РД на тяжёлых газах.
- Шмыглевский, Юрий Дмитриевич (1926—2007) — проф., д.ф.м.н., лауреат Сталинской (1951) и Государственной (1978) премий
Выпускники МАИ — космонавты
(в порядке совершения своего первого космического полёта)Заслуженные испытатели техники
(Заслуженные лётчики-испытатели СССР/РФ и (одновременно) Герои Советского Союза/ РФ)Большая часть представленных далее отважных и умелых лётчиков первоначально закончили какое-либо из лётных училищ, а в МАИ обычно учились после принятия на службу лётчиками-испытателями без отрыва от основной службы для углубления теоретических знаний. Несколько исключений касается студентов МАИ, занимавшихся (до 1991 г.) в аэроклубе института в Тушино. С начала 1990-х последний заметно сократил свою деятельность до знакомства с парашютными прыжками.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР. Заслуженные лётчики, штурманы и пилоты
(имеющие одно из почётных званий СССР /РФ: заслуженные лётчики-испытатели, штурманы-испытатели, пилоты СССР / РФ, Герои Советского Союза /РФ/)Руководители современных экономических структур
(руководители, основатели, председатели, предприниматели...)Выпускники МАИ — Чрезвычайные и Полномочные Послы СССР
- Добрынин, Анатолий Фёдорович
- Замятин, Леонид Митрофанович
- Лихачёв, Вениамин Андреевич
- Мусин, Дмитрий Петрович
- Смирновский, Михаил Николаевич
- Усачёв, Игорь Григорьевич
- Фирюбин, Николай Павлович
Выпускники, сотрудники и студенты МАИ — выдающиеся спортсмены
(рекордсмены, чемпионы и призёры Олимпийских игр, мира и Европы, заслуженные мастера спорта и заслуженные тренеры СССР и России)Деятели культуры
- Ляпунов, Борис Валерианович — писатель-фантаст (преимущественно о космонавтике ближайшего и отдалённого будущего), теоретик и исследователь научной фантастики в этой же области.
- Задорнов, Михаил Николаевич — артист
- Измайлов, Лион Моисеевич — писатель-сатирик
- Майя Кристаллинская — певица
- Плонский, Александр Филиппович — д.т. н., проф. и автор научно-попул. и науч.-фант. произведений.
- Успенский, Эдуард Николаевич — детский писатель, «отец» Чебурашки и крокодила Гены
- Климов, Олег — белорусский музыкальный журналист и критик, телеведущий.
И другие
- Капица, Сергей Петрович — профессор физики и популяризатор науки
- Алексей Пажитнов — создатель «Тетрис»
и другие, Полный список (представленных в Википедии и имеющих соотв. категорию) см.
Выпускники Московского авиационного института
Общественная деятельность
В МАИ в течение многих лет было весьма распространено движение студенческих строительных отрядов, бойцы которых помогли в более ранние сроки и с хорошим качеством построить множество зданий и сооружений в разных уголках СССР.
В истории института есть и примеры создания сводных педагогических отрядов. Так, в 1958 году под руководством зам. декана радиофакультета Нины Александровны Морозовой вместе со студентами МГПИ и МОПИ создали в 1958 году Сводный студенческий отряд, который стал одним из структурных подразделений детского дома под руководством студента МАИ — Миши Ландо. Этот детский дом привлёк ребят тем, что жил особенной жизнью — его возглавлял не кто иной, как воспитанник и продолжатель дела А. С. Макаренко, а в годы ВОВ — отважный разведчик, чей вклад в Победу был отмечен орденом и целым рядом медалей, Семён Афанасьевич Калабалин (прообраз Семёна Карабанова из книги «Педагогическая поэма»). Из считавшихся до того безнадёжных ребят руководство детдома по методикам А. С. Макаренко и при существенной помощи шефов — студентов сводного отряда МАИ и др. вузов, смогло коренным образом улучшить воспитательную обстановку в дет.доме и воспитать немало достойных людей, среди которых — и выпускники МАИ, кандидаты наук, внёсшие свой посильный вклад в развитие науки и техники.[значимость факта?]
