Здравоохранение в Азербайджане

Здравоохранение в Азербайджане

29.12.2021


Государственная система здравоохранения — система здравоохранения, в состав которой входят соответствующие органы исполнительной власти Азербайджанской Республики, лечебно-профилактические, научно-исследовательские, учебные, фармацевтические и санитарно-профилактические учреждения государственного подчинения, а также предприятия, занимающиеся материально-техническим снабжением, производящие медицинскую технику и лекарственные препараты, санитарно-эпидемиологическая служба, судебно-медицинская экспертиза.

История становления системы здравоохранения

Период Азербайджанской ССР

Система советского здравоохранения распространялась на все союзные республики, что обусловило такие черты советского здравоохранения как: общедоступность, бесплатность, всеобщий контроль государства (Союза).

Несмотря на определенные положительные результаты введения такой системы, в Азербайджанской Советской Социалистической Республике начали складываться серьезные проблемы, например: недостаток финансирования системы здравоохранения, исключительно экстенсивное развитие системы (закупка кроватей, увеличение количества медицинских работников), отставание интенсивного развития медицины.

Из-за всеобъемлющей диктатуры Союза во всех отраслях промышленности участие общественности в системе сводилось к нулю, что привело к застою системы общественного здравоохранения. Всеобщая медицинская помощь, которая была так необходима населению, в конечном итоге привела к катастрофичному недостатку ресурсов и кризису.

Организационная система здравоохранения

Основными органами по управлению здравоохранением являются:

- Министерство Здравоохранения, которое занимается обеспечением медицинской помощи населению, разработкой и реализацией государственных программ здравоохранения, профилактикой опасных заболеваний в стране и т. д.

В структуру Министерства здравоохранения входят Министерства, Главное Управление Здравоохранения города Баку, Главное Управление Здравоохранения города Гянджа, Главное Управление Здравоохранения города Сумгаит.

- Объединение по управлению медицинскими территориальными подразделениями Азербайджана - управляет медицинскими учреждениями страны, кроме оставленных в подчинении Министерства здравоохранения

- Государственное агентство по обязательному медицинскому страхованию

Финансирование

Подавляющий объем финансирования (около 90 %) исходит от государственных отчислений, лишь 1 % приходится на самофинансирование. Остальные же 9 % покрываются международными спонсорами. Так, свой вклад в развитие системы здравоохранения вносят международные организации: ЮНИСЕФ, УВКБ ООН и различные общественные организации. Помогают они как материально, так и при помощи образовательных программ.

Более того, ЮНИСЕФ совместно с Министерством Здравоохранения провел исследование под названием «Study of Health Care Demand, Attitudes towards Paid Health Care, Health Care Expenditures in Kuba District». На основе выявленных проблем в области здравоохранения был выработан план дальнейших действий для развития данной сферы. «The Kuba Project» предполагает: рационализацию системы, объединение специализированных клиник и многопрофильных больниц, сотрудничество государства и общественности в сфере здравоохранения при контролирующей и решающей роли государства.

Участие общественности будет производиться через специальные институты: «Health Councils»(Советы Здоровья), «Health Committees» (Комитеты Здоровья) и «District Health Advisory Boards» (окружные совещательные правления). Заниматься такие организации будут координированием мероприятий по здравоохранению; выявлением и решением местных проблем, связанных со здоровьем населения; помощью медицинским работникам.

Реформирование

Задачи реформирования

Давно назревшие проблемы в сфере здравоохранения требуют определенных действий. Власти Азербайджана выработали определенный план действий, задачами которого являются: сокращение младенческой смертности, оживление системы здравоохранения, улучшение общего состояния здоровья населения благодаря повышению качества оказания медицинских услуг и привлечению населения к участию в развитии системы здравоохранения.

Проведение программы в жизнь предполагается начать с пробных изменений в отдельном районе, а потом уже продолжить до распространения программы по всей стране.

Документальное закрепление

Правовой основой проведения реформы стал указ Президента 1998, а также множество законов правительства, связанных с фармацевтической деятельностью, защитой здоровья населения, трансплантацией человеческих органов, медицинским страхованием и многих других.

Участие политических институтов в реформировании системы здравоохранения

Первая партия необходимых лекарств и оборудования была получена в дар от ЮНИСЕФ. Министерство Здравоохранения в свою очередь подготовила директивы о необходимых препаратах и обучении докторов. Именно Министерство Здравоохранения ответственно за проведение всех реформ в области здравоохранения: оно инициирует законодательные изменения в данной области, обеспечивает проведение реформ и контролирует соблюдение требований.

План преобразований также предполагает активное участие местных сообществ через Советы, Комитеты Здоровья и Окружные Совещательные правления.

Участие международных организаций

Международные организации также вносят вклад в развитие системы: так как проект оживления системы здравоохранения Азербайджана был разработан ЮНИСЕФ совместно с Министерством Здравоохранения, ЮНИСЕФ выполняет управляющую роль в реформировании Здравоохранения. Так, ЮНИСЕФ обеспечивает административную поддержку; обучение и помощь с покупкой оборудования, лекарственных средств и транспорта. Не менее важную роль играет Всемирная организация здравоохранения. В 1994 году в Баку был основан страновой офис для оказания помощи в осуществлении программ Всемирной организации Здравоохранения в стране. Офис является координатором деятельности Всемирной организации в Азербайджане. Его проектами являются: борьба с ВИЧ, СПИД, малярией; вакцинация и иммунизация населения; обеспечение соответствия международным санитарным правилам учреждений здравоохранения.