Госпел


Госпел (от англ. Gospel music — евангельская музыка) — жанр духовной христианской музыки, появившийся в конце XIX века и развившийся в первой трети XX века в США. Обычно различают афроамериканский («чёрный») госпел и евроамериканский («белый») госпел. Общим является то, что и тот и другой родились в среде методистских церквей Американского Юга.

История жанра

Белый госпел

Белый госпел как жанр сугубо религиозной музыки развился в конце XIX века из смешения народных мелодий и христианских гимнов. Со временем госпел обрёл полноправную нишу на рынке музыкальной индустрии. Одними из первых успешных исполнителей госпел был коллектив Carter Family, чьи пластинки в 1920—1930 годах пользовались большой популярностью.

Африканский госпел

Впервые термин «госпел» был использован Филиппом Блиссом в сборнике 1874 года «Песни госпел, избранное собрание гимнов и песен, старых и новых, для евангельских собраний, воскресных школ».

Жанр африканского госпела развился в 1930-е гг. в афроамериканской церковной среде и продолжал традицию спиричуэлс. Основоположником жанра считается Чарльз Тиндли (ок. 1859—1933), методистский священник, писавший тексты и мелодии к ним.

Африканский госпел отличается живостью, иногда используются танцевальные ритмы. В нём больше спонтанных реплик, больше импровизации. Королевой жанра заслуженно считается Махалия Джексон, которая единолично перенесла африканский госпел из церквей Чикаго на всемирное обозрение. Её последователями стали Марион Уильямс, Делла Риз (неоднократно попадавшая со своими хитами в американские чарты), Рути Фостер (которая сумела сочетать в своих альбомах кантри, госпел, блюз и рок-н-ролл) и много других исполнителей.

Госпел в популярной сценической музыке

В популярной музыке госпел исполнялся также такими исполнителями, как Рэй Чарльз, Элвис Пресли, Литл Ричард, Джонни Кэш, Уитни Хьюстон, Мэрайя Кэри, Луи Армстронг.

Избранные примеры музыки жанра госпел

Библиотека Конгресса США, 1943 год