title-icon
Яндекс.Метрика

Миньяр, Пьер


Пьер Миньяр, также — Миньяр Римский (фр. Pierre Mignard; 17 ноября 1612 года, Труа, Шампань, Франция — 30 мая 1695 года, Париж, там же), — французский живописец академического направления времён правления «короля-солнца Людовика XIV», младший брат Николя Миньяра. Имел прозвище Римский, чтобы отличаться от брата.

Биография

С 1624 года Пьер учился в ателье Жана Буше в Бурже. Вернувшись в Труа, работал у скульптора Франсуа Жанти. Вскоре уехал в Фонтенбло — город художников и столицу искусств того времени, где изучал творчество Приматиччо, Россо и Мартена Фремине . Под покровительством маршала Витри Пьер Миньяр стал учеником Симона Вуэ, в ателье которого повстречал своего будущего соперника Шарля Лебрена и познакомился с живописцем и теоретиком искусства Дюфресне.

В 1635 художник отправился в Рим, где заработал громкую известность. Там он познакомился с Пуссеном и Анной Аволара, которая через много лет станет его женой, и от которой он имел четырёх детей. Испытал влияние римской и болонской школ живописи, таких мастеров как Агостино Карраччи, Франческо Альбани, Доменикино, Пьетро да Кортоны, Андреа Сакки, Джованни Сассоферрато. Вместе с другими художниками, по заказу брата кардинала Ришелье А. Л. дю Плесси, снимал копии с фресок Агостино и Аннибале Карраччи во дворце Фарнезе.

Став знаменитым в Италии, Миньяр в 1657 году был вызван ко двору Людовика XIV. Соперничая с Лебреном, Миньяр становится главой Академии Святого Луки в Париже, противостоящей Королевской Академии. В 1687 король пожаловал ему дворянское достоинство, а в 1690 году, после смерти Лебрена, Миньяр стал главным придворным художником, директором королевских художественных музеев и мануфактур, членом и профессором парижской Академии живописи и скульптуры, а затем её ректором и канцлером. В это время, почти в 80-летнем возрасте, он создаёт проекты росписей в Соборе Инвалидов, которые до сих пор хранятся в Лувре, расписывает два плафона в малых апартаментах короля в Версальском дворце (фрагменты — в музеях в Гренобле, Лилле, Тулузе, Динане и в замке Фонтенбло) и пишет серию тонких по колориту религиозных картин: «Христос и самаритянка», 1690, (Лувр); «Святая Цецилия», 1691, (Лувр); «Вера» и «Надежда», 1692. Пьер Миньяр умер 30 мая 1695 года, работая над своим «Автопортретом в виде Святого Луки» (музей Труа), и похоронен в монастыре якобинцев в Париже. На доме, где он умер, по адресу улица Ришелье, 23, находится мемориальная доска в его честь.

Сильный, гармоничный колорит составляет главное достоинство произведений Миньяра, вообще свидетельствующих о его высокой талантливости; но в них он платил дань своему времени, пристрастному к изысканности и внешнему блеску: композиция его картин театральна, грациозность его фигур граничит с жеманностью, экспрессия страдает некоторой деланностью и аффектацией. Эти недостатки менее всего заметны в его портретах, по части которых он может считаться одним из лучших мастеров во всей французской школе. Его кисти принадлежат многочисленные портреты придворных, фавориток короля и самого Людовика XIV, которого он писал около десяти раз. Из фресковых работ Миньяра важнейшими были живопись в куполе церкви Валь-де-Грас, вскоре испортившаяся вследствие дурного качества красок, и мифологические стенные картины в большом зале дворца Сен-Клу, погибшие вместе с этим зданием в 1870 году.

Среди его произведений, сохранившихся до наших дней:

  • «Семья Великого Дофина», музей в Версале;
  • «Девочка с мыльными пузырями» («Мадемуазель де Блуа»), музей в Версале;
  • Портрет посла Мальты, 1653, Ла-Валлетта, Национальный музей;
  • Портрет мужчины (возможно, сенатора Марко Перуты), 1654, Прага, Национальная галерея;
  • Портрет Тюбефа, 1663, музей в Версале;
  • Портрет мадам де Ментенон, 1691, Париж, Лувр;
  • Портрет Кольбера де Вилласерфа, 1693, музей в Версале.

Галерея

  • Людовик XIV
  • Генриетта Стюарт
  • Кардинал Мазарини
  • Дева с виноградом