title-icon
Яндекс.Метрика

Zealot. Иисус: биография фанатика

06.12.2021


Zealot. Иисус: биография фанатика — научно-популярная книга ирано-американского писателя и ученого Резы Аслана, вышедшая в 2013 году. Это исторический рассказ о жизни Иисуса с описанием различных религиозных взглядов на Иисуса, а также истории христианства. Книга стала бестселлером New York Times. В книге автор утверждает, что Иисус был политическим, мятежным и эсхатологическим (конец времен) евреем, чье провозглашение грядущего Царства Божьего было призывом к смене режима, которое положит конец римской гегемонии над Иудеей и положит конец коррумпированному и репрессивному аристократическому священству.

Критика

Дейл Мартин, профессор религиоведения Вулсейского факультета Йельского университета, специализирующийся на Новом Завете и христианской истории, в своем отзыве в «The New York Times», пишет, что, хотя Аслан не является исследователем древнего христианства и не представляет «инновационную или оригинальную идею», книга является занимательной и «серьезной презентацией одного правдоподобного портрета жизни Иисуса из Назарета». Он обвиняет Аслана за слишком упрощенное представление раннего христианства. Мартин говорит, что это повторяет теорию, появившуюся в Германии в 19-м веке, но которая сейчас в основном отвергается. Он также указывает, что недавняя теория опровергла мнение Аслана о том, что было бы неправдоподобным, чтобы любой человек, такой как Иисус, в то время и в том месте был бы не женат или мог бы быть представлен как «божественный мессия». Несмотря на критику, Мартин хвалит книгу за поддержание хорошего ритма, простые объяснения сложных вопросов и обширный список примечании и источников.

Элизабет Кастелли, профессор религии Энн Уитни Олин в Барнард-колледже и специалист по библейским исследованиям и раннему христианству, написавшая отзыв в «The Nation» , утверждает, что Аслан в значительной степени игнорирует результаты исследований Нового Завета и слишком сильно полагается на выбор текстов и авторов, как Иосиф, принимая их более или менее за чистую монету (что не сделал бы ни один ученый того периода). В заключении она пишет:

Zealot — это культурная постановка особого исторического момента — ремикс существующей науки, отобранный и измененный для создания культурно значимого вмешательства в мире начала XXI века, где религия, насилие и политика переплетаются сложным образом. В этом смысле книга является просто еще одним примером в длинной очереди усилий богословов, историков и других заинтересованных деятелей культуры.

Крейг Эванс, евангельский ученый и профессор Нового Завета в Acadia Divinity College, пишущий в «Christianity Today» , утверждает, что Аслан допустил много ошибок в географии, истории и интерпретации Нового Завета. Он указывает, что автор «опирается на устаревший и дискредитированный тезис», не привлекает соответствующую историческую науку и «изобилует сомнительными утверждениями».

В обзоре USA Today цитировался Стивен Протеро, профессор религии в Бостонском университете, который сказал, что на написание возможно повлиял взгляд Аслана как мусульманина, так как он обнаружил, что описание Иисуса в Zealot больше похоже на провальную версию пророка Мухаммеда, чем то как он описан в Библии. Тем не менее, Протеро согласился с тем, что биографии Иисуса со ссылкой на альтернативные источники часто противоречивы, поскольку «вне Библии недостаточно исторических свидетельств, чтобы писать о современной биографии Иисуса». В то время как Даррелл Гуолтни, декан Школы религии в Университете Белмонта, согласился с этим комментарием и прокомментировал: «Даже люди, которые присутствовали в жизни Иисуса, не могли решить, кем он был... А ведь они были очевидцами. "

Обзор в ABC Online австралийского историка Джона Диксона поставил под сомнение опыт Аслана в этой области, заявив, что «Аслан не предоставил ни одной статьи, рецензируемой экспертами», и далее сказал, что «грандиозные претензии Аслана и его ограниченные полномочия в истории бросаются в глаза почти на каждой странице". Во время сессии вопросов и ответов после лекции 2014 года в Колледже Дикинсона на тему «Иисус и историк» Барт Д. Эрман, заслуженный профессор религиоведения в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл, также раскритиковал Резу Аслана за отсутствие опыта, комментируя, что Аслан не имеет каких-либо ученых степеней в области исследования Нового Завета или истории христианства, и что его единственная ученая степень - в области социологии религии. Эрман заметил: «Он настолько же квалифицирован, чтобы писать о Новом Завете, насколько я квалифицирован, чтобы писать о социологии религии - могу вас заверить, вы не хотите, чтобы я писал книгу по социологии религии. Его книга полна ошибок и неточностей ... о римской истории, о Новом Завете, об истории раннего христианства ". Эрман также заявляет, что, хотя Аслан не признает этого и может не знать об этом, его основной аргумент фактически восходит к 1770-м годам и впервые был представлен в книге, написанной Германом Самуэлем Реймарусом, одним из самых ранних современных исследователей по Библии. Отмечая позицию Аслана как профессора творческого письма, Эрман комментирует, что книга написана хорошо, но «я не думаю, что она заслуживает доверия как исторический отчет».