

Двенадцатичленная формула бытия
07.11.2021
Двенадцатичленная формула бытия, или 12 нидан, — в буддизме — схема причин и следствий — взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада), образующих круговорот страдания (сансару).
В начале этой схемы-цепочки находится неведение (авидья), которое называют «корнем сансары». Звенья цепи последовательно порождают друг друга, и двенадцатое звено приводит снова к первому. Так цепочка причин и следствий создаёт круговорот существования, которому присуща неудовлетворённость (духкха).
Звено первое: неведение
Поскольку эта схема образует «порочный круг», есть толкование, что неведение (авидья) — корневая причина лишь условно, формально, но не «абсолютное начало или первопричина сансары»: наравне со всеми остальными элементами цепочки, авидья — как их следствие, так и причина. Будда об этом говорил: «Непостижимо начало неведения, о монахи, до которого неведения не было, и после которого оно появилось. Однако постижимо, что у неведения есть условие» (Ангуттара-никая, X. 51). В трактате Буддагхосы «Висуддхимагга» (17.36) утверждается, что не следует считать неведение «беспричинной корневой причиной мира... она небеспричинна, ибо причина ее определяется так: с возникновением омрачений (асава) возникает неведение». Асава (пали, санскр.: асрава) — это отрицательные психические состояния, препятствующие духовному прогрессу, к которым относят:
- жажду чувственных удовольствий, жажду существования, жажду несуществования (тришна; см. также 2-ю из Четырех благородных истин); жажда является звеном 8 в цепочке факторов взаимозависимого возникновения (см. ниже), из нее проистекают все аффекты (клеша) — страсть, ненависть, зависть и прочие, с нее начинается закабаление индивида в сансаре;
- ложные взгляды (дришти); конструирование ложных концепций провоцируется неведением;
- неведение (авидья).
Таким образом, получается, что неведение и прочие омрачения (асава, асрава) взаимообусловлены.
Согласно буддийской философской школе Мадхъямака, авидья означает наделённость ума предвзятыми идеями и понятиями, из-за которой существа конструируют мир идей, накладывающийся на реальность и своими формами и качествами заслоняющий её. В более узком смысле авидья определяется как невежество относительно Четырех благородных истин (Самьюта никая, II. 4).
Осознание этой цепочки ведёт к освобождению от страданий:
Чтобы понять природу нашего существования, мы начинаем с понимания двенадцати звеньев обусловленного возникновения, которые определяют форму и путь нашей жизни по мере её развёртывания. Тот, кто может созерцать эти двенадцать звеньев, полностью поймёт причины страдания, как и путь от страдания к освобождению.
Схема двенадцатизвенной цепи причинно-зависимого происхождения
Двенадцатичленная формула бытия включает в себя следующие звенья (ниданы):
Двенадцать звеньев причинно-зависимого происхождения охватывают три последовательные жизни. Если первые два звена относятся к прошлой жизни, то звенья с третьего по десятое относятся к данной жизни, а одиннадцатое и двенадцатое звенья относятся к следующей жизни.
В формуле существует не только последовательное воздействие элементов друг на друга, но и более сложное круговое взаимодействие. Например, виджняна появляется в схеме три раза: на третьем звене, на четвёртом в качестве одной из скандх и на пятом, где в буддийской традиции шести сферам ставят в соответствие шесть виджнян.
Д. Люстхаус предполагал, что Шакьямуни сформулировал схему в обратном порядке, начав с вопроса «Почему существует смерть?» и дойдя таким образом до неведения.
Значение двенадцати звеньев причинно-зависимого возникновения
В буддийской иконографии (тиб. танка) для наглядности и лучшего понимания доктрины мирянами в изображении «Колеса становления» (бхава-чакра), или «Колеса сансары», размещают 12 образов, символизирующих 12 причинно-зависимых звеньев (во внешнем круге, по часовой стрелке):
Будда, отказавшись от идеи неизменного самосущего атмана, «я» (анатмавада), оставил только процесс — поток меняющихся дхарм (сантана), саморегулирующийся законом взаимозависимого становления (пратитья самутпада). Пратитья самутпада фактически утверждает, что все феномены обусловлены, и нет ни одного явления, которое, обуславливая другое явление, не было бы обусловлено каким-либо третьим. Буддисты считают, что такой ход вещей существовал извечно и был открыт Буддой: «Возникает ли татхагата или нет, этот порядок существует: порядок дхарм, чередование дхарм, или обусловленность» (Самьюта никая, II. 25).
Формула зависимого бытия объясняет динамику разворачивания опыта индивидуального существования в условиях сансары, связывает неизбежно страдание (духкха) и страсть (тришна), являясь важным дополнением к Четырем благородным истинам. После реализации индивидом Четырех благородных истин, неведение (авидья) прекращается, и цепь пратитья самутпады начинает раскручиваться в обратную сторону: перестает возникать тришна, не производятся самскары, и происходит освобождение. В доктринальном плане двенадцатизвенная цепь зависимого происхождения связна со 2-й истиной об источнике духкхи, а остановка процесса возникновения причинно обусловленных звеньев и выход из круговорота рождений и смертей — с 3-й и 4-й истинами о прекращении и пути. Для объяснения Четырех благородных истин Будда описал 12 звеньев зависимого возникновения с четырех точек зрения:
Будда оценивал учение о пратитья-самутпаде как «глубокое», «тонкое», «доступное пониманию только знатоков» и отождествлял его с Дхармой:
«Кто видит взаимозависимое возникновение, тот видит Дхамму;
кто видит Дхамму, тот видит взаимозависимое возникновение.»
Маджджхима-никая, I.191
Считается, что перед пробуждением Будда изучал все звенья цепи с тем, чтобы увидеть «слабое звено», уничтожив которое можно достигнуть освобождения. Будда указывал, что невозможно изменить прошлое и первые два звена вместе с ним; также невозможно изменить связанные с этими звеньями факторы виджняны, нама-рупы, контакта, шести сфер и ощущений. Но взаимодействие жажды и присвоения поддаётся пресечению. В части школ считается, что для прекращения данной связки Шакьямуни создал практику памятования смрити. В ряде текстов на место «слабого звена» претендовали и некоторые другие факторы, в частности, жажда.
Будда представлял пратитья самутпаду как «срединный путь» между двумя «крайностями» — воззрением этернализма (сассатавада: действует тот же, кто пожинает результаты действия) и воззрением аннигиляционизма (уччхедавада: действует один, а пожинает плоды другой). В трактате «Васуддхимагга» взаимозависимое происхождение, наряду с пятью скандхами и Четырьмя благородными истинами, указывается как объект для аналитической медитации (пали: випассана, санскр.: випашьяна), посредством которой достигают мудрости (праджня) и ослабления омрачения неведения (авидья).
Буддолог А. В. Парибок считает, что формула взаимозависимого происхождения является для буддизма «универсальным выражением любых психофизиологических процессов», также высказывая мнение о невозможности её истолкования на данный момент, так как «ни один из исследователей её поистине не понял». Однако буддисты провозгласили открытие двенадцатизвенной цепи причинности величайшим деянием Татхагаты. Один стих подытоживает кредо всех буддийских школ, и его можно видеть везде, где буддизм оказывал влияние — на стенах храмов, статуях, камнях:
Татхагата разъяснил причину всех тех дхарм, которые возникают из причин, а также способ их прекращения. Это Учение Великого Аскета.
IAST: Ye dharmā hetu prabhabā hetun tesāṁ tathāgato hyavadat te teṣāṁ cayo nirodha evam vādī māha śramaṇah

- Чёрная Речка (деревня, Томская область)
- Мышеловка (альбом)
- Сельскохозяйственное училище имени Вениамина и Сарры Тонгур
- Стахауэр, Фредерик
- Чемпионат Америки по баскетболу 2009
- Самарчик
- Где заказать качественные натяжные потолки в Санкт-Петербурге
- Прорабские бытовки: преимущества и особенности
- Д’Альбер д’Айи, Мишель Фердинан
- Новороссийская улица (Москва)