title-icon
Яндекс.Метрика

Фроттола


Фроттола (итал. frottola, точная этимология неизвестна), в итальянской музыке конца XV — начала XVI веков — пьеса (изначально вокальная, с текстом на итальянском языке) на 3-4 голоса лирического характера, большей частью в моноритмической фактуре, слегка украшенной имитационной полифонией, с ярко выраженными метрическими акцентами.

Этимология

По одной точке зрения (словарь под редакцией А. Н. Николюкина, 2001), frottola в переводе с итальянского — шутка, выдумка. По другой точке зрения (NGD, 2001), итальянское frottola происходит от средневекового латинского frocta (ср. современное итал. frotta) — мешанина, нагромождение в мыслях. Второй объясняется понимание фроттолы (например, в сборниках О. Петруччи) как общее наименование для песни на текст любой поэтической формы — барцелетты, страмботто, капитоло, сонета, канцоны, виллотты, Giustiniana и пр..

Краткая характеристика

Как правило, фроттолы писались в строфической форме (одна и та же музыка для каждой строфы текста); поэтическая форма обычно содержит рефрен. Стихи фроттолы — любовная лирика в разнообразных формах, среди которых были особенно популярны бардзеллетта (barzelletta, с чертами виреле), strambotto, capitolo, canzona и даже сонет.

Фроттолы нотировались как сочинения для небольшого вокального ансамбля; издавались они (как и все другие многоголосные песни того времени) в виде поголосников. Считается, что верхний голос фроттолы мог исполнять солист, а партии остальных голосов поручались музыкальным инструментам (виолам, лютне, клавишным инструментам).

Крупнейшие авторы фроттолы — Маркетто Кара (одна из самых популярных: «Hor vendut’ho la speranza», с рефреном) и Бартоломео Тромбончино («Vale, diva mia, va in pace»), деятельность которых связана с мантуанским двором. К числу самых известных в истории музыки фроттол относится «In te Domine speravi» Жоскена, на смеси итальянского и латинского языков (показан фрагмент):

Многие фроттолы (в том числе, совершенно неизвестных и анонимных композиторов) опубликованы в сборниках популярной многоголосной музыки, которые выпускал в первых двух десятилетиях XVI века Оттавиано Петруччи (первый сборник фроттол выпустил в Венеции, в 1504 году). В стиле фроттолы сочинялись и более крупные формы, например, месса Лодовико Фольяно (на неидентифицированный cantus firmus).

Значение для эволюции гармонии

Наряду с другими многоголосными песенными жанрами (вилланеллой, канцонеттой, вильянсико, баллетто и др.), равно как и итальянским фобурдоном в богослужебной музыке, фроттола дала сильнейший толчок развитию аккордового чувства, метрической экстраполяции и (в конечном итоге) гармонической тональности. Излюбленный пример фроттолы, которую рассматривают с точки зрения нарождающейся тональности,— «Non mi pento esser ligato» (авторство приписывают некоему композитору по имени Ioannes Lulinus).