Агни


Агни (санскр. अग्नि, «огонь», рус. огонь) — индийский бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Главный из земных богов, основной функцией которого является посредничество между ними и людьми.

Гимны к Агни, которыми начинаются почти все 10 мандал Ригведы, восхваляют его как посредника между богами и людьми, домашнего жреца богов и бессмертного гостя смертных, щедрого подателя благ и защитника людей от демонов, нищеты и голода.

Уже в Ригведе он представлен в антропоморфном облике: агни-хотар, то есть жрец, совершающий обряд-хотру (Ригведа 1.1.5). Агни представлен в Ригведе как тот, кто принимает жертву, как тот, кто доставляет жертву другим дэвам (функция посредника).

Религиозно-эпические произведения — Пураны и Махабхарата — ещё более очеловечивают Агни. Позднее его значение умаляется: он становится одним из восьми богов-миродержцев, царящим на юго-востоке.

На рисунках Агни изображается в качестве старого двухголового мужчины с тремя ногами, семью руками, шестью глазами и четырьмя рогами, в красном одеянии и опоясанным «священным шнуром» в верхней части тела. Его знамя — дым, а сопровождающее его животное (вахана) — баран. Эта антропоморфизированная форма играет важную роль в первую очередь в мифологии, в обрядах персонаж Агни выступает в форме огня.

Эпитеты:

  • Вайшванара — всенародный, семипламенный и т. д.

Галерея

  • Агни (огонь) является частью основных ритуалов (обрядов), таких как свадьбы и кремация в индийских религиях.

  • Скульптура Агни IX века.

  • Агни, сидящий на баране, XIV—XV вв., Индонезия.

  • Саптапади, индуистский свадебный ритуал, вокруг Агни в ходе выполнения.

  • Агни является частью ритуалов во многих индуистских фестивалях. Над Холикой для Холи, включает Агни.

  • Агни-бог в юго-восточном углу храма Раджарани XI века в Бхубанешваре Одиша. Баран высечен под ним.

  • Агни (справа) со своим сыном Скандой (Карттикея), около I века н. э.

  • До III века н. э., эпоха Кушанской империи, красная статуя Агни.