Боги земледелия в римской религии

Боги земледелия в римской религии

29.04.2021


В древнеримской религии божества заботились обо всех аспектах выращивания, сбора урожая и хранения сельскохозяйственных культур. Среди них выделялись такие крупные божества, как Церера и Сатурн, но большое количество римских божеств, известных по имени, либо способствовали земледелию, либо были посвящены исключительно определённой сельскохозяйственной функции.

С 272 по 264 гг. до н. э. четыре храма были посвящены отдельным сельскохозяйственным божествам — Консу, Теллус, Палес и Вертумну. Создание четырёх таких храмов в течение восьми лет свидетельствует о серьёзной озабоченности земледелием Италии после Пирровой войны.

У Варрона

В начале своего труда о сельском хозяйстве Варрон приводит список из двенадцати божеств, жизненно важных для сельского хозяйства. Они сгруппированы по понятийному или теологическому принципу: об их коллективном почитании неизвестно. Это:

  • Юпитер — Теллус;
  • Сол — Луна;
  • Церера — Либер;
  • Робиг — Флора;
  • Минерва — Венера;
  • Лимфа — Эвентус.

У Вергилия

В «Георгиках», сборнике стихов на сельскохозяйственные темы, Вергилий также приводит список, на который повлияла эллинизация в образованной среде и идеология принципата Августа:

Аллегорическая сцена с римскими божествами (Алтарь Мира эпохи Августа)
  • Сол — Луна;
  • Либер — Церера;
  • фавны — дриады;
  • Нептун;
  • Аристей;
  • Пан — Минерва;
  • Триптолем;
  • Сильван.

Тринадцатым, по мысли поэта, в список мог войти божественный Юлий Цезарь.

Индигитаменты

Помощники Цереры

Двенадцать особых богов, известных только по именам, призывались для «обряда злаков» (sacrum cereale) в честь Цереры и Теллус. Все двенадцать были мужского пола и носили имена, образованные с суффиксом -tor. Хотя их пол указывает на то, что они не являлись аспектами двух богинь, в честь которых проводилось празднество, их имена — «лишь апеллятивы» для божественных функций. Обряд проводился прямо перед праздниками Сементив. В. Г. Рошер указывал этих божеств в индигитаментах, списках имён, которые хранились у понтификов для вызова определённых функций.

  • Вервактор (Vervactor), «тот, кто пашет».
  • Репаратор (Reparator), «тот, кто готовит» (землю).
  • Импорцитор (Imporcitor), «тот, кто делает борозды».
  • Инцитор (Incitor), «сеятель».
  • Обаратор (Obarator), «тот, кто запахивает кругом».
  • Оккатор (Occator), «тот, кто боронит».
  • Серритор (Serritor), «копатель».
  • Субрунцинатор (Subruncinator), «тот, кто пропалывает».
  • Мессор (Messor), «жнец».
  • Конвектор (Convector), «тот, кто свозит» (зерно).
  • Кондитор (Conditor), «тот, кто прячет» (зерно).
  • Промитор (Promitor), «тот, кто достаёт» (зерно).

Прочие

Имена некоторых других сельскохозяйственных божеств сохранились разбросанными по источникам.

  • Русина (Rusina) — богиня полей (от rus, ruris — «поле»).
  • Русор (Rusor) и Альтор (Altor), призывавшиеся понтификами при жертвоприношении земным божествам Теллус и Теллумону. Объясняя функцию этих божеств, Варрон выводил имя Русора из rursus, «снова», и связывал его с циклической природой сельского хозяйства. По мнению позднейших лингвистов, это имя скорее всего происходило либо от корня ru- (того же, что в имени богини грудного вскармливания Румины, вероятно, от ruma, «сосок»), либо от rus, ruris, и в этом случае это было мужское божество, соответствующее Русине. Имя Альтора происходит от глагола alo, alere, altus («вскармливать»); по Варрону, его почитали, поскольку «всё, что рождается, — питается».
  • Сатор (Sator, от того же корня, что Инцитор выше), «сеятель».
  • Сейя (Seia) — богиня, оберегавшая семя, засеянное в землю; также Фруктесея (Fructesea) от fructus («плод»).
  • Сегеста (Segesta) — богиня, помогавшая расти саженцу.
  • Гостилина (Hostilina) — богиня, заменявшая старые колосья новыми (по Августину, от hostire — «возмещать»).
  • Лактант (Lactans, вариант: Lacturnus) — бог, который наполнял колосья «молоком» (соком).
  • Волютина (Volutina) — богиня, формировавшая покровы (involumenta) колосьев.
  • Нодут (Nodutus) — бог, формировавший узлы (nodus) колосьев.
  • Пателана (Patelana, варианты: Patelena, Patella) — богиня, открывавшая (pateo, patere) зерно. Вероятно, имелось в виду появление кроющего листа.
  • Рунцина (Runcina, от того же корня, что Субрунцинатор выше) — богиня прополки или косьбы.
  • Мессия (Messia) — богиня, соответствующая богу жатвы Мессору (выше) и связывавшаяся с Тутелиной.
  • Нодутеренс (Noduterensis, вариант: Terensis, ср. с Нодутом) — бог молотьбы.
  • Тутелина (Tutelina, варианты: Tutulina, Tutilina) — богиня, надзиравшая за собранным зерном.
  • Стерквилин (Sterquilinus, варианты: Sterces, Stercutus, Sterculus, Sterculinus) — бог, унавоживавший поля.