title-icon
Яндекс.Метрика

Возвращение «Святого Луки»


«Возвращение „Святого Луки“» — советский художественный полнометражный цветной фильм, снятый в 1970 году режиссёром Анатолием Бобровским на киностудии «Мосфильм». Первый фильм детективной трилогии о полковнике Зорине с Всеволодом Санаевым в главной роли.

Сюжет основан на реальных событиях — похищении картины Франса Халса из Пушкинского музея.

Сюжет

Франс Халс, «Евангелист Лука»

Инженер Юрий Лоскутов помимо основной работы промышляет спекуляцией старыми иконами. В этом деле у него имеется помощник, молодой человек по кличке «Червонец».

Одним из покупателей Лоскутова становится иностранный турист по имени Кейт. По его заказу Лоскутов решает украсть из музея картину Франса Халса «Святой Лука», для этого он организует преступную группу. Ключевую роль в краже должен сыграть бежавший из заключения вор-рецидивист Михаил Карабанов, по кличке «Граф». Лоскутов вводит в заблуждение Карабанова относительно стоимости картины, но «Граф», будучи опытным преступником, узнает истинную стоимость шедевра, который ему предстоит похитить. И не пожелав быть лишь исполнителем, Карабанов решает сорвать весь куш. Для этого он заказывает у художника Куликова копию картины, и, получив её, искусственно старит и далее собирается отдать Лоскутову, а сам выходит на иностранного покупателя…

Следственную группу по делу о краже картины возглавляет полковник милиции Иван Сергеевич Зорин. Допросив художника Куликова и других свидетелей, полковник Зорин устанавливает исполнителя кражи и далее, в процессе следствия, разоблачает всех фигурантов дела.

В ролях

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
    • Владимир Кузнецов
    • Борис Шустров
    • Сергей Дерковский
  • Режиссёр: Анатолий Бобровский
  • Оператор: Роман Веселер
  • Художники:
    • Семён Валюшок
    • Саид Меняльщиков
  • Композитор: Исаак Шварц
  • Звукорежиссёр: Василий Костельцев
  • Монтажёр: Галина Спирина

Факты

Фильм создан на основе подлинных фактов. Картина Франса Халса «Евангелист Лука», написанная около 1623—1625 годов, была похищена в 1965 году с выставки в Москве. По иронии судьбы, кража произошла через несколько недель после заявления тогдашнего министра культуры СССР Екатерины Фурцевой о том, что «В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят». Однако широкой общественности о пропаже шедевра ничего не сообщалось, информация о том, что фильм основан на реальных событиях, в титрах отсутствует. Существует мнение, что «фильм должен был фикционализировать реальную историю и таким образом представить её недостоверной». Нынешнее местонахождение картины — Одесский музей западного и восточного искусства. О реальных фактах кражи картины рассказывает один из эпизодов документального телесериала «Следствие вели...» и фильм-расследование «Странствие „Святого Луки“. 27 оттенков чёрного».

Наряду с кинодетективом «Кража», вышедшим в том же году, фильм стал одной из первых советских кинокартин, раскрывающих тему похищения произведений искусств из музеев в СССР. Появление этого фильма привело к далеко идущим последствиям для советского кинематографа и, в частности, для советского детективного жанра: тема кражи произведений искусства, которая ранее отсутствовала в советской массовой культуре, была легитимизирована как полноправная составляющая жанра.

Критика

Кинокритик Валентин Михалкович хвалил вдумчивую актёрскую работу В. Санаева, отмечая при этом, что «полковник робел, чувствовал какую-то скованность» в непривычной обстановке среди музейных работников.

Кинокритик Всеволод Ревич также выделял роль В. Санаева, который воспроизводит «характер милицейского работника старой школы» и «не стесняется спрашивать и переспрашивать работников музея, обнаруживая свою неосведомлённость». При этом критик писал, что «характер Зорина всё же был отодвинут на второй план, подчинён интриге».

Фильмы трилогии

  • 1970 — Возвращение «Святого Луки»
  • 1973 — Чёрный принц
  • 1978 — Версия полковника Зорина