title-icon
Яндекс.Метрика

Ни, Виктор Трофимович


Виктор Трофимович Ни (10 декабря 1934, Владивосток — 6 декабря 1979, Тюмень) — российский художник, живописец и пейзажист, портретист, педагог.

Биография

Виктор Трофимович Ни родился 10 декабря 1934 года в г. Владивостоке.

В 1952-1953 году работал в г. Темиртау на металлургическом комбинате и посещал художественную студию.

В 1953-1958 году учился в Пензенском художественном училище им. К. А. Савицкого, окончил его с отличием и рекомендацией в ВУЗ.

В 1958-1964 году успешно учился в Московском Художественном институте им. Сурикова.

С конца 1964 года жил в г. Оренбурге.

В 1969 году вступил в Союз Художников СССР.

В 1974- 1979 годах помимо творческой деятельности преподавал в Оренбургском художественном училище.

Умер 6 декабря 1979 года г. Тюмени в возрасте 44 лет.

Творчество

Имя его прочно вошло в историю изобразительного искусства 70-х годов прошлого столетия. Это было время становления профессионально сильного художественно интересного коллектива художников «Оренбургской школы». Уже широко известны были имена Николая Ерышева, Юрия Григорьева, Геннадия Глахтеева, Вячеслава Просвирина и др. Почти в каждой представительной экспозиции в Москве и на многих зарубежных выставках. Экспонировались произведения Виктора Ни, очень тепло принимаемые зрителями и критикой. Столь активное участие и, почти каждый раз, новая сюжетно-тематическая выставляющаяся картина объясняется, прежде всего, незаурядным талантом и поистине подвижническим трудом художника, который открыл людям свой поэтический образ неповторимо прекрасного мира. Гармонии Виктор Ни подчинил и технические и стилевые приёмы, создав свою систему живописи по левкасу, основанную на мажорном звучании чистых и звонких красок, на величаво-спокойном ритме линейно-пластических построений.

Живой и энергичный по характеру художник с завидным усердием тщательно и с восторгом «украшал» цветением и мирным покоем землю, на которой ясно и радостно живут и работают люди. В картинах «Возвращение с поля», «Уборка капусты», «Вернулся солдат с войны», «Лето», «Комбайнёры» особенно ярко проявилось умение будничные события жизни, привычный окружающий человека мир, да и самого обычного человека выразить гармонически прекрасным и утвердить как большую нравственную и всевременную ценность.

Мировоззрение В. Ни, его эстетическая концепция мира формировалась активным чувством современной жизни, лучшими образцами мирового и отечественного искусства, незабываемыми впечатлениями военного детства, осознанной ценой Победы. Вот почему романтически возвышенным, лирическим отношением проникнуты картины: «Проводы. 1941-й г.», «Освобождение» и «1945 г. Возвращение». Не задуманные художником как триптих, они всё равно связаны единством темы. Это подвиг народа, воинов-солдат. Это возвращение живых и мёртвых. Одних - к жизни, других - чтобы вечно жить в благодарной памяти живых. Поэтому и вписаны они в проём двери вагона как в раму вечности, приподнятую над землёй и украшенную цветами.

В многочисленных женских образах - то же утверждение гармонии и красоты. Чаще всего это портрет жены или модели с ней схожей светлостью миловидного лица, обаянием нежной женственности, душевной тонкостью. Образы эти несколько идеализированы, чуть таинственны, сосредоточены в себе. Каждый портрет имеет свою цветовую гамму, плавный ритм чистых линий. Движение мазка как дыхание: и чувственное и бережливое («Женщина на фоне ковра», «Девушка у окна», «У окна. В Гурзуфе вечером» и др.).

Постичь сложный и многообразный мир современника, выразить собственное восприятие мира помогали В. Ни богатство и возможности пейзажа. Поэтому природа была его постоянной натурой, его мастерской, его лабораторией. Радужный, играющий разными оттенками мир возникает в его многочисленных пейзажах. Оранжевые холмы и протяжённые оренбургские степи, красные и желто-красные башкирские лошадки, тёмно-золотые рощи, синие-синие горы, пёстрые лодочки у берега моря, пирамидальные зелёно-голубые деревья юга, жаркие виноградники – таким колористически звучным было восприятие мира, так динамически подвижен мазок, так велика была радость жить и писать.

6 декабря 1979 года В.Т.Ни умер в г. Тюмени во время работы Зональной выставки «Художники Урала». В этот же день пришло известие из Москвы, что документы на присвоение В. Ни звания Заслуженного художника готовы...

Произведения В. Ни разошлись по музеям страны и зарубежья: Третьяковская галерея, Русский музей, картинные галереи Уфы, Перми, Екатеринбурга, Челябинска, Германии, Франции, Бельгии, Австрии и др. Но самое большое собрание его картин в Оренбургском музее изобразительных искусств. Многие работы разошлись по частным коллекциям.

Выставки

1986 г. – «10 художников Оренбуржья», МЦДХ

2000 г. – «125 художников Оренбуржья», г. Москва

2001-2007 гг. – «100 картин Оренбургских художников», г. Оренбург

Библиография

Акимова Л. Выставка «Физкультура и спорт». Ж. «Художник», № 2, 1972 г.

Веркашанцева Н. «Сто картин художников Оренбуржья», Оренбург, 2003 г.

Лавров Б. Альбом «Новые имена», М., «Советский художник», 1978 г.