Теория рецепции


Теория рецепции — это вариант литературной теории читательского отклика, которая подчёркивает индивидуальность восприятия и толкования литературного текста каждым читателем. Теория рецепции в основном относится к восприятию аудиторией коммуникационных моделей. В литературных исследованиях теория рецепции впервые появляется в работе Ханса-Роберта Яусса в конце 1960-х, самая же значительная работа была написана в 1970-х — начале 1980-х в Германии и США (Fortier 132), несколько важных работ было создано и в Западной Европе. Разновидность теории рецепции применили для изучения историографии, более подробно это рассматривается в описании рецепции истории (см. ниже).

Общая информация

Культурный теоретик Стюарт Холл, один из основных сторонников теории рецепции, разработал её для области СМИ и массовых коммуникаций, отталкиваясь от литературных и ориентированных на историю подходов. Его подход, основанный на кодировании и расшифровке, является формой текстового анализа, который сосредотачивается на контексте «переговоров» и «несогласия» публики. Это означает, что любой «текст» — будь то книга, фильм или другая творческая работа — не просто пассивно воспринимаются аудиторией, а интерпретируются читателем/зрителем, исходя из его культурного уровня и жизненного опыта. В сущности, значение текста не зарождается внутри самого текста, а создаётся в рамках отношений между текстом и читателем.

Холл также создал теорию кодирования и расшифровки, теорию Холла, которая рассматривает коммуникационные процессы телевизионных текстов.

Теория рецепции с тех пор распространилась и на зрителей театральных постановок. Теория рецепции также применяется к истории и к анализу ландшафтов благодаря работам ландшафтного историка Джона Диксона Ханта, поскольку Хант признал, что выживание садов и ландшафтов, в основном, связано с их восприятием обществом.

Как правило, группа читателей воспринимает определенный текст похоже, если имеет общее культурное наследие и трактует текст одинаково. Вероятно, чем меньше общего в культурном наследии читателя и писателя, тем сложнее ему будет понять смысл произведения, и из этого следует, что, если два читателя обладают разным культурным и личным опытом, их восприятие текста будет очень сильно отличаться. Умберто Эко ввел термин неверная расшифровка, чтобы описать явление, когда трактовка текста читателем отличается от того, что подразумевал автор произведения.

Художественная рецепция

Восприятие художественной литературы — деятельность, требующая больших усилий, которая включает в себя непосредственное восприятие, обдумывание идейного содержания произведения, его эстетическая оценка и, как результат всего этого, влияние художественной литературы на личность реципиента.

Иоганн Вольфганг фон Гёте выделил 3 вида художественного восприятия:

1. Наслаждаться красотой, не рассуждая

2. Судить, не наслаждаясь

3. Судить, наслаждаясь, и наслаждаться, рассуждая

Именно те, кто способен к последнему типу художественного восприятия, по мнению Гёте, способны усвоить всё богатство художественной мысли.

Художественная рецепция связывает произведение искусства с читателем. Эта взаимосвязь зависит от субъективных особенностей реципиента и от объективных качеств художественного текста, от художественной традиции, а также от общественного мнения и языково-семиотической условности, равно исповедуемой автором и воспринимающим его творчество. Огромное влияние на эти факторы оказывают эпоха, среда и воспитание.

Теория рецепции и ландшафтная архитектура

В ландшафтной архитектуре взаимодействие происходит посредством движения и обзора, а не жанра и тона. Вместо «подразумеваемого читателя», теория рецепции ландшафтов вводит понятие «подразумеваемого посетителя», который представляет собой абстрактный синтез мнений множества посетителей в разное время.

Теория признает, что не существует полной и однозначной трактовки ландшафта, важно изучить побуждения посетителей и факторы, влияющие на их посещения (читали ли они путеводители о месте перед посещением или, например, это место или архитектор вызывали у них сильные эмоции).

Основное отличие между теорией рецепции в литературе и в ландшафтной архитектуре — то, что, в то время как литературные работы доступны только для воображения, реальные пейзажи доступны и для чувств, и для воображения. Однако, мифические сады (такие как Эдем и Гипнэротомахия Полифила) доступны только для воображения, а восприятие известных исторических садов основывается как на сведениях, полученных из описания посещений этих садов, так и на собственном опыте.

Теоретический анализ восприятия ландшафтов отличается от типичного анализа истории ландшафта, который имеет тенденцию сосредотачиваться на намерениях проектировщиков, на условиях создания дизайна и на строительном процессе. Теория рецепции склонна преуменьшать роль таких распространенных терминов для описания ландшафтов, как «формальный» и «живописный», если эти термины не имеют такого же значения для самих посетителей.

Рецепция истории

Согласно Гарольду Маркизу, рецепция истории — это история оценочных суждений об исторических событиях. Она представляет собой толкование этих событий участниками, наблюдателями и историками во время этих событий и после них, чтобы придать им значение для прошлого и настоящего.