Заливка подшипников


В процессе ремонта тракторов и сельскохозяйственных машин слесарю часто приходится восстанавливать втулки и вкладыши подшипников путем повторной заливки их баббитом или свинцовистой бронзой.
Заливка подшипников баббитом состоит из следующих операций: 1) выплавка старого баббита; 2) подготовка подшипников к лужению; 3) лужение подшипников; 4) плавка баббита: 5) заливка подшипников.
Выплавка старого баббита обычно производится при помощи газосварочной горелки или паяльной лампы. Вкладыш подшипника нагревают со стороны, не залитой баббитом, до температуры 240—260°, что соответствует началу сползания баббита. После нагрева, слегка ударяя о верстак или стол, освобождают подшипник от баббита.
Выплавлять старый баббит из подшипников можно также в тиглях или специальных ваннах.
Подготовка вкладышей к лужению состоит в следующем. После выплавки баббита вкладыши очищают от грязи стальной щеткой. Ржавчину удаляют травлением в 10—15-процентном растворе серной или соляной кислоты в течение 2—10 минут с последующей промывкой в горячей воде при температуре 80—90°. После этого очищают поверхность стальной щеткой или шабером и вторично промывают в горячей воде. Для очистки вкладышей от масла применяют 10-процентный раствор едкого натра (каустическая сода), подогретый до температуры 80—90° в течение 10—15 минут, затем промывают вкладыш в горячей воде.
Лужение подшипников можно производить ручным способом и в ваннах методом окунания.
При лужении в ваннах поверхность вкладыша, не подлежащую лужению, покрывают защитной обмазкой, состоящей из 2 весовых частей мела, 2 частей жидкого стекла и 1 части воды или смесью из 1 части мела, 3 частей воды и 2 частей столярного клея.
После нанесения обмазки подшипник просушивают. Поверхность, подлежащую лужению, покрывают флюсом — раствором хлористого цинка.
При лужении в ванне подшипник после покрытия флюсом предварительно подогревают до температуры 120—130°.
Нагрев можно производить в муфельной печи или на нагретой стальной плите. После подогрева подшипник вторично покрывают флюсом и опускают в ванну с расплавленной полудой, нагретой до температуры 300—320°, выдерживают от 2 до 7 минут для полного прогрева и затем вынимают. Если на вынутом из ванны подшипнике будут обнаружены черные точки и пятна, то долуживание производят вручную.
При лужении вручную офлюсованный и предварительно нагретый до температуры 260—300° подшипник вторично покрывают флюсом и лудят. Лужение производится натиранием поверхности прутком припоя или посыпанием порошком припоя, предварительно смешанным с нашатырем; порошок затем растирают по облуживаемой поверхности асбестовой щеткой или паклей.
Выбор припоя при лужении зависит от марки баббита, которым заливается подшипник. Так, при заливке подшипника баббитом марки Б-83 в качестве припоя применяют чистое олово или сплав, состоящий из 30% олова и 70% свинца, называемый третником; для остальных марок баббита можно применять припой марки ПОСС-4-6.
Период от начала лужения до начала заливки баббита не должен превышать 15—30 секунд.
Плавка баббитов производится обычно в чугунных или стальных тиглях. Тигель нагревают до 400—500°, после чего в него загружают куски баббита размером 0,5—1 кг. Для предохранения от окисления на поверхность расплавленного баббита насыпают слой древесного угля с размером кусков от 5 до 10 мм. При расплавлении баббит не следует перегревать, так как при этом выгорает олово, и сплав после охлаждения будет иметь крупнозернистую структуру и пониженные механические свойства. Температура баббитов при заливке должна быть: для марки Б-83 400°, для марок BH, ВТ и В-6 450°, для марки В-16 460°.
Контроль температуры расплавленного баббита осуществляется пирометром, а при отсутствии его — по цвету расплавленного баббита или цвету древесного угля, покрывающего баббит в тигле. Так, при температуре 400° уголь в нижней части слоя слегка краснеет, а расплавленный баббит имеет вишнево-красную, светящуюся при затемнении поверхность. При температуре 450—475° уголь в нижней части слоя раскаляется докрасна, а при температуре 480—500° он горит.
Следовательно, при плавке баббита нельзя допускать горения слоя угля на поверхности расплавленного баббита. В процессе плавки нужно периодически забрасывать в тигель куски нашатыря для очищения баббита от окислов.
Заливка подшипников производится двумя способами — ручным и центробежным.
Заливка ручным способом производится в подшипник, нагретый до температуры 250—260° (слой полуды на поверхности подшипника должен быть жидким). Вкладыш подшипника закрепляется в приспособлении (рис. 207) с металлическим стержнем, диаметр которого должен быть меньше диаметра вкладыша на две толщины заливаемого слоя плюс припуск на обработку. Стержень перед установкой рекомендуется покрыть смесью графита с бензином, что облегчает удаление его после заливки. Для того чтобы при заливке не образовывались усадочные раковины, верхнюю часть вкладыша нужно несколько нарастить с помощью кольца. Остывание баббита после заливки вкладыша должно происходить быстро. Для этой цели после заливки вкладыша применяют принудительное водяное охлаждение стержня, изготовленного из алюминия или из его сплавов.

Струя металла при заливке подшипника должна быть короткой, то есть носок разливочной ложки или тигля должен находиться около литника, а сечение струи должно быть возможно большим. При заливке высокой струей в баббит попадает воздух, поэтому слой залитого баббита получается пористым и плохо пристает к телу вкладыша. Переносить баббит ложкой из тигля надо быстро (во избежание большого окисления баббита). Емкость разливочной ложки должна соответствовать весу металла, необходимого для заливки. Струя металла в процессе заливки должна быть равномерной и непрерывной. Перед концом наполнения скорость заливки должна быть минимальной (в пределах, необходимых для пополнения усадки).
Вкладыши подшипников освобождают из приспособления после их охлаждения.
Заливка центробежным способом производится на станках. При этом способе подготовленные к заливке вкладыши закрепляются в приспособлении станка (рис. 208). Вкладыши должны быть нагреты до 150—200°; для того чтобы подшипник не слишком охладился во время установки, приспособление должно быть удобным; установка вкладыша на станок должна занимать не более 10—15 секунд. Закрепление часто производится в быстрозажимном пневматическом приспособлении.

Числа оборотов станка зависят от внутреннего диаметра вкладыша, подлежащего заливке, и составляют для диаметра 70 мм — 850 в минуту, для диаметра 100 мм — 650 и для диаметра 170 мм — 560.
Принцип устройства и работа станка для центробежной заливки изложены в главе 5. Порядок заливки расплавленного баббита при центробежном способе тот же, что и при ручной заливке. Для получения необходимой толщины слоя емкость разливочной ложки должна быть достаточной, а заливка непрерывной.
Центробежная заливка по сравнению с ручной обеспечивает лучшее приставание баббита и наибольшую его экономию.
Заливка подшипников баббитом марки БK отличается от заливки оловянистыми баббитами тем, что лужение вкладышей в большинстве случаев не производится, а соединение баббита с телом вкладыша осуществляется механическим способом — засверливанием отверстий или устройством пазов в виде ласточкина гнезда. Баббит БK плавят только в стальных тиглях; в расплавленном виде он должен находиться в тигле не более 10 минут. В противном случае вследствие выгорания кальция и натрия баббит становится непригодным для заливки. Заливка баббита производится при температуре 500—520° и перегрев его выше 600° не допускается. Металл заливают прямо из тигля без перерыва струи. Черпать баббит БK ложкой воспрещается.
Шлак с поверхности баббита не снимается, а отводится в сторону.
Заливка подшипников свинцовистой бронзой. Перед заливкой вкладыш подшипника очищают от грязи, обезжиривают и ставят на поддон, затем для получения отверстия устанавливают стержень. Материал стержня состоит из 5 весовых частей древесного угля, 3 частей песка, 1,3 части белой глины и 0,5 части опилок. Этот состав стержня обеспечивает получение восстановительной атмосферы при заливке. Вкладыш перед заливкой нагревают до температуры 950—1000°.
Плавку бронзы производят под слоем древесного угля и заливают ее при температуре 1020—1050°.