title-icon
Яндекс.Метрика

Оборудование для выпуска и уборки расплавов


Выпуск и уборка штейна и шлака при шахтной плавке руд или агломерата цветных металлов не отличается от выпуска и уборки расплавленных продуктов отражательных и руднотермических печей. В металлургических цехах продукты плавки (штейн, шлак, черновой свинец и медь) транспортируют в специальных ковшах емкостью 10—16 т. Для перемещения ковшей с жидкими продуктами плавки в пролете цеха имеются электрические мостовые краны грузоподъемностью 20—50 т. Мостовые краны имеют три крюка — один 20—50-т, и два вспомогательных десяти тонных. С их помощью можно наклонять ковш с продуктами плавки в любую сторону и заливать расплав в конвертор или рафинированную печь.
Ковши изготовляют преимущественно литыми из хромоникелевой стали. Как правило, ковши имеют конусообразную форму, горизонтальное днище, один или два носка и две цапфы, расположенные перпендикулярно оси носков. На концах цапф обязательно должны быть буртики, исключающие соскальзывание с цапфы проушин траверсы. Во избежание приваривания металла и разъедания стенок внутреннюю поверхность ковша покрывают известковым или меловым раствором. При транспортировке штейна иногда указанного приема недостаточно, тогда на стенки ковша намораживают слой шлака толщиной 5—10 см а на днище укладывают куски холодного шлака для создания слоя толщиной 20—30 см.
Во избежание взрывов ковши под заливку должны поступать всегда сухими При заливке ковшей не допускается их переполнение. Обрабатывать ковши следует по возможности быстро, чтобы уменьшись массу оборотных материалов в виде намороженных на стенке ковша корок.

Шпуровое отверстие закрывают с помощью пневматических механизмов, монтируемых на поворотных кронштейнах (рис 101). Для этого глиняную пробку устанавливают на шток со шляпкой и помещают в гнездо патрона. Воздух под давлением (400 кПа) поступает в цилиндр и давит на поршень штока. Шток сначала выдвигает патрон с глиной до упора, а затем выталкивает из патрона глиняную пробку, которая закрывает шпуровое отверстие. В глиняную пробку шпура забивают железный лом диаметром 30—40 мм. Выбивание лома из шпура — тяжелый физический труд. Поэтому при открывании шпуров и леток широко используют метод прожигания отверстий кислородом. Метод основан на том, что железо (сталь) бурно горит в атмосфере технического кислорода, выделяя большое количество тепла, за счет которого расплавляется замерзший в шпуре штейн и железный ломок. Для этого кислородный баллон через редуктор посредством длинного резинового шланга плотно и прочно соединяют с длинной железной трубкой диаметром 6,3 мм. Конец грубки разогревают на куске древесного угля в слабом токе кислорода до тех пор, пока конец трубки загорится. Затем горячую трубку наставляют на ломок и пускают большой ток кислорода. Прожигание производят до тех пор, пока будет проделано отверстие до расплавленной массы и она пойдет по желобу.
Шлак выпускают через шлаковую летку печей и отстойников непрерывно в чашу шлаковозной платформы емкостью 8—12 м3. Шлаковозные платформы с чашами отвозят жидкий шлак в отвал электровозом. Шлак можно подвергать грануляции в воде. Гранулированный шлак поступает в бассейн, откуда его выбирают грейферными кранами, грузят в вагоны и вывозят на шлаковый отвал.