Вспомогательные механизмы плавильных печей


Шахтные, отражательные и рудотермические плавильные печи работают круглосуточно и требуют непрерывного ухода и наблюдения. Обслуживание печей сводится к загрузке их шихтой, к выпуску и транспортировке расплавленных продуктов плавки. Бригада, обслуживающая печи, делится на бригаду загрузчиков и бригаду рабочих, обслуживающих шпуры, летки, сифоны, фурмы и отстойники.
При современных больших масштабах производства подача и загрузка шихты в печи механизированы. Работа по загрузке шахтных печей производится на колошниковой площадке. С обоих сторон печей проходят рельсовые пути, по которым к печам доставляются материалы из бункеров. Материал в бункера подается на различных заводах разными способами в зависимости от качества и рельефа местности и масштаба производства. При плавке брикетов брикетные прессы располагают над колошниковой площадкой. Подсушенную руду подают на прессы ленточными транспортерами. Кокс и известняк также подают ленточными транспортерами.
При плавке агломерата горячий агломерат подают скиповыми подъемниками. Специальные металлические вагоны (хопры) с горячим агломератом выгружают в приемные бункера скиповых подъемников. С помощью дозатора порция агломерата заполняет бадью подъемника. Бадью поднимают по наклонному мосту скипа до верхней отметки и опрокидывают, разгружая через течку в бункер агломерата. Скиповой подъемник сдвоен. Когда тележка с загруженной бадьей по одной стороне поднимается вверх, с это же время по другой стороне тележка с порожней бадьей опускается вниз. Движение обоих тележек с бадьей автоматизировано. Остальные компоненты шихты подают в расходные бункера системой ленточных транспортеров. При любой системе подачи материалов бункера располагают так, чтобы их затворы были на колошниковой площадке над бункерами загрузочных механизмов. С каждой стороны печей должны быть бункера для всех компонентов шихты, обеспечивающие 4—6-ч запас шихтовых материалов.
В настоящее время на всех заводах загрузка шихты механизирована Она проводится вагон весами или троллейкарами.
Вагон-весы представляют собой тележки с электроприводом, на которых установлен один или несколько бункеров для набора материалов из бункеров с одновременным их взвешиванием. Емкость вагон-весов 6 т. Вагон весы имеют одно или несколько разгрузочных отверстий. Затворы разгрузочных отверстий шиберного типа приводя в движение вручную через цепную передачу. В конце или середине вагона имеется площадка для машиниста загрузчика и механизма управления. На этой площадке расположен циферблатный указатель массы, кнопки звукового сигнала, штурвалы ручного управления затворами и педалью ножного тормоза, установленного на холостом скате. Электропривод второго ската имеет электромагнитный тормоз.
На заводах, в печах с центральной загрузкой и боковым отводом газа используют вагон-весы (вагонетки), разгружающиеся через днище или опрокидыванием кузова.
На многих заводах загрузка шахтных печей производится троллейкарами Троллейкара состоит из двигающегося по рельсам моторного вагона, имеющего бункер емкостью 6—8 м3, длина бункера должна соответствовать длине печи Троллейкара приводится в движение электродвигателем постоянного тока. Скорость движения машины регулируется с помощью контроллера. Ток поступает через токоприемник от троллей, подвешенных вдоль печей. Шихту в бункер троллейкары набирают по объему. При объемной шихтовке можно руководствоваться насыпными массами материалов. Насыпной массой называется масса единицы объема. Она составляет, т/м3: 0,9—1,0 агломерата; 1.8 известняке; 0,45—0,60 кокса. Например: если заполнить 5 м3 объема бункера агломератом, то в бункере поместится 5х1,0 = 5,0 т агломерата.
Способ набора шихтовых материалов по объему основан также на фиксировании времени работы питателей бункеров, осуществляемом при помощи реле времени. В зависимости от продолжительности работы питателей можно регулировать весовую подачу того или иного количества материала. Шихту набирают следующим образом. Троллейкара или вагон-весы заезжает под питатель бункера. Одновременно с включением питателя троллейкаре придают такое движение, чтобы порция материала распределялась равномерно слоем по всей длине ее бункера.
Для подачи шихты к отражательным и руднотермическим печам применяют различные виды транспорта. Сырую шихту, как правило, подают на колошник печи ленточными транспортерами. Подают шихту также ленточными реверсивными челноковыми питателями в бункера. Каждый бункер имеет две течки-трубы, через которые шихта загружается в печь.
Горячий огарок подают на колошниковую площадку отражательных печей в плотно закрытых вагонетках-кюбелях и через отверстия в их днище, закрываемые уплотненными затворами, разгружают в приемные воронки загрузочных рукавов печи.