Гонзалес-Торрес, Феликс

Гонзалес-Торрес, Феликс

30.08.2021


Феликс Гонзалес-Торрес (англ. Félix González-Torres; 26 ноября 1957, Гуаймаро — 9 января 1996, Майами) — американский художник кубинского происхождения.

Биография

Феликс Гонзалес-Торрес вырос в Пуэрто-Рико, где начал изучать искусство в Университете Пуэрто-Рико. С 1979 года жил и работал в Нью-Йорке. В 1983 году получил диплом фотографа в Института Пратта. В 1986 году Гонзалес-Торрес путешествовал по Европе и учился в Венеции. В 1987 году получил степень магистра изящных искусств в Международном Центре Фотографии и Нью-Йоркском университете. Преподавал в Нью-Йоркском университете и в Калифорнийском институте искусств в Валенсии.

Умер от СПИДа в Майами, Флорида.

Творчество

Гонзалес-Торрес — один из основателей «искусства 1990-х» — искусства прямого действия и открытой коммуникации со зрителем, в противоположность респектабельному, стабильному, закрытому художественному объекту. Известен своими минималистскими инсталляциями и скульптурами, в которых он использовал такие материалы, как струны, лампочки, часы, кипы бумаг, конфеты (леденцы). Ранние работы художника представляли собой пазлы, сделанные промышленным способом на основе фотографий, взятых из прессы — «Без названия» (Клаус Барби как семьянин). 1988. Первые скульптуры — в виде стопок почти пустых белых листов бумаги (на них только надпись). Стопки своей формой указывали на погребальные стелы на кладбищах ветеранов — «Без названия» (Мемориал). 1989.

Работы Гонзалеса-Торреса представляют собой минималистские скульптуры — абстрактные, геометричные, холодные.

Например, аккуратные стопки листов бумаги с текстами и фото, которые зрителям предлагается уносить с собой. Но по мере исчерпания таких плакатов музей, купивший такую работу, берет на себя вечное обязательство допечатывать её по мере исчерпания запаса. Тем самым нарушается сама экономика и одновременно идеология современного искусства, искусства уникальных объектов и ограниченного тиража.

Или, «Без названия» (Плацебо. 1991) — обёрнутые в серебряную фольгу леденцы застилают пол правильным прямоугольником. Общий вес конфет составлял вес тела умершего от СПИДа возлюбленного художника. Сладость конфет становилась в этом контексте провокативной как в сексуальном, так и в религиозном смысле. Ведь зрителям предлагается вкушать «тело погибшего», пока весь запас не исчерпается и прямоугольник не исчезнет. После этого, по замыслу художника, музей насыпает новую порцию, выкладывает новый квадрат, и процесс начинается снова.

«Без названия» (1991) — на Манхэттене были размещены 24 билборда с фотографиями разобранной постели, ещё хранящей следы двух тел. Этот щемящий символ утраты и исчезновения одновременно нарушал границы между публичным и частным. Снимки стали предметом судебного разбирательства.

«Без названия» (Идеальные любовники. 1987—1990) — самая знаменитая работа, вошедшая во все учебники. Инсталляция состоит из двух висящих рядом одинаковых настенных часов, изначально синхронизированных, но со временем теряющих синхронизацию или вовсе выходящих из строя.

Персональные выставки

Первая персональная выставка художника была представлена в Нью-Йорке в 1984 году. Гонзалес-Торрес сделал несколько важных выставок в галерее «Andrea Rosen» и музее «Hirchhorn». За год до своей смерти он сделал персональную выставку в Музее Гуггенхайма. После его кончины прошло несколько ретроспективных показов в МоМА и других музеях. В 1997 году был реализован его более ранний проект для американского павильона на Венецианской биеннале, и это стало наиболее успешной посмертной выставкой художника.