Львовский трамвай

Львовский трамвай

13.08.2021


Львовский трамвай - система городского транспорта Львова, единственная на Западной Украине трамвайная система и крупнейшая среди узкоколейных трамвайных систем Украины.

В 1880-1908 годах использовалась конная тяга, с 1894-го - электрическая. Является первой на территории современной Украины системой конного трамвая и второй на электротяге после Киева.

Наибольшего развития система получила накануне Второй мировой войны, являясь основным видом транспорта Львова, с открытием троллейбуса в 1952 году начал утрачивать свои позиции. По состоянию на 1 января 2020 года имеется 8 маршрутов, эксплуатируемых коммунальным предприятием Львовэлектротранс. В 2010 году на трамвай пришлось 24,3% пассажироперевозок города.

Планируется, что в будущем трамвай станет приоритетным видом транспорта во Львове


Маршруты

Схема маршрутов по состоянию середину 2018 г


Периодически в качестве экскурсионных выезжают вагоны:№ 093 выпуска 1911 г., № 002 — отреставрированный Gotha T-59Е, а также вагон 869 «Татра» Т4.

История

Конный трамвай

Одним из первых (после Вены) в Австрии конный трамвай был запущен во Львове в 1880 году. Эксплуатировался фирмой «Сочета Триестина Трамвай» («Società Triestina Tramway»). Функционировали две линии, которые перевозили в среднем 1 867 000 пассажиров в год. В 1889 году конный трамвай насчитывал 105 лошадей и 37 пассажирских и грузовых возов. Средняя скорость движения составляла 6,4 км/ч. В связи с быстрым ростом города, конный трамвай вскоре уже не мог обеспечить возрастающие потребности в перевозках.

5 мая 1880 года пущена первая двуколейная линия конки на территории современной Украины «Казармы Фердинанда — площадь Таможенная» по ул. Грудецкой (сейчас — часть ул. Городоцкой), Казимировской (сейчас — часть ул. Городоцкой), площадь Голуховских (сейчас — площадь Торговая), ул. Карла-Людвига (сейчас — просп. Свободы), площадь Мариацкую (сейчас — площадь Мицкевича), площадь Галицкую, площадь Бернардинскую (сейчас — площадь Соборная), ул. Чарнецкого (сейчас — ул. Винниченко). Первая линия обслуживалась 5 конными вагонами.

1 июля 1880 года линия продлена от казарм Фердинанда по ул. Грудецкой (сейчас — часть ул. Городоцкой) до Главного вокзала: «Главный вокзал — площадь Таможенная». Депо располагалось на ул. Бема (сейчас — ул. Ярослава Мудрого).

16 марта 1881 года введена новая двуколейная линия конки «площадь Голуховских (сейчас — площадь Торговая) — Подзамче (Жолковская Рогатка)» по ул. Торговая, пл. Краковской (сейчас — пл. Князя Ярослава Осмомысла), ул. Жолковской (сейчас — ул. Богдана Хмельницкого). Пущен новый маршрут (условно — № 2) «Главный вокзал — Подзамче».

В 1906 году город выкупил конку у «Società Triestina Tramway», после чего началась электрификация путей. Последний конный трамвай прошёл по городу 29 декабря 1908 года.

С 1888 года в городе существовало несколько проектов строительства парового трамвая, в том числе который бы обслуживал Львовско-Белзецкую железную дорогу и её львовский вокзал — станцию Клепаров. Ни один из проектов парового трамвая не был реализован.

Электрический трамвай

Австрийская (Венская) фирма Сименс-Гальске строит первую линию электрического трамвая. Весной 1893 года утверждена первая трасса электрического трамвая (от вокзала до Лычакова). Строительство началось в августе 1893 года. 27 апреля 1894 года поступили первые вагоны австрийского производства (город Грац).

Свою работу львовский электрический трамвай начал 31 мая 1894 года — раньше, чем во многих европейских столицах. Длина линии составляла 6,86 км, а количество вагонов достигало 16. После пуска электрического трамвая доля конных перевозок постепенно уменьшалась, а к 1908 году конный трамвай окончательно прекратил своё существование. В 1896 году длина эксплуатируемых линий электрического трамвая составляла — 8,3 км, то в 1909 году это было уже 25 км.

Первый маршрут выглядел следующим образом: «Вокзал — ул. Леона Сапеги (сейчас — ул. Степана Бандеры) — ул. Коперника — ул. Словацкого — ул. Сыкстуцкая (сейчас — ул. Дорошенко) — ул. Гетманская (сейчас — просп. Свободы) — площадь Мариацкая (сейчас — площадь Адама Мицкевича) — ул. Батория (сейчас — ул. Князя Романа) — ул. Панская (сейчас — часть ул. Ивана Франко) — ул. Зыблекевича (сейчас — часть ул. Ивана Франко) — ул. Святой Софии (сейчас — часть ул. Ивана Франко) — школа Святой Софии (сейчас — Энергосбыт, Стрыйский парк)». Депо находилось на ул. Вулецкой (сейчас — ул. Дмитрия Витовского).

5 июня 1894 года пущена временная линия по случаю открытия Краевой выставки в парке Килинского (сейчас — Стрыйский парк) «Школа Святой Софии — Верхний вход выставки» по ул. Святой Софии (сейчас — часть ул. Ивана Франко) и ул. Рацлавицкого (сейчас — ул. Самчука). Демонтирована в сентябре 1894 года.

30 октября 1894 года введена новая Лычаковская линия «ул. Гетманская (сейчас — просп. Свободы) — Лычаков» по ул. Русской, ул. Подвальной, ул. Чарнецкого (сейчас — ул. Винниченко), ул. Лычаковской до ул. Святого Петра (сейчас — ул. Мечникова).

14 декабря 1894 года продлена Лычаковская линия от церкви Св. Петра и Павла (сейчас — ул. Мечникова) до Лычаковской Рогатки (или Заставы, сейчас — Лычаковский парк) — однопутный участок, а также введена однопутная ветка «ул. Лычаковская — Лычаковское кладбище» по ул. Святого Петра (сейчас — ул. Мечникова).

1 августа 1896 года город выкупил электрический трамвай у «Сименс-Гальске».

В 1906 году началась нумерация маршрутов: ŁD — «Лычаков — Главный вокзал» и KD — «Парк Килинского (школа Св. Софии) — Главный Вокзал».

В 1899 году количество ежегодно перевозимых пассажиров достигло отметки 5 млн, что породило вопросы дальнейшего развития трамвайной сети, парка вагонов, а в первую очередь учреждения, которое бы поставляло электрический ток. Переломным годом в истории львовского трамвая стал 1907 год, когда запустили новую электростанцию. За этот год было перевезено 12 млн человек.

В 1913 году объём перевозок составил 32 млн пассажиров, а в 1940 году уже 64 млн при общей длине трамвайных линий более 70 км.

18 января 1907 года введена новая линия электрического трамвая «ул. Леона Сапеги (сейчас — ул. Бандеры) — вилла „Гражина“ (сейчас — Гординских)» по ул. Потоцкого (сейчас — ул. Генерала Чупринки), ул. Шимоновичев (сейчас — ул. Мельника), ул. 29 Ноября (сейчас — ул. Коновальца).

В июне 1907 года вновь введена линия «Школа Св. Софии — Парк Килинского» по ул. Святой Софии (сейчас — часть ул. Ивана Франко) и ул. Рацлавицкого (сейчас — ул. Самчука).

31 октября 1908 года введена новая линия «ул. Казимирского (сейчас — ул. Городоцкая) — Яновская рогатка (сейчас — Яновское кладбище)» по ул. Яновской, а также электрифицирована линия «площ. Голуховских (сейчас — площ. Торговая) — ул. Яновская» по ул. Казимировской, пущен маршрут GJ «площадь Голуховских — Яновская Рогатка» (позже — HJ).

31 октября 1908 года введена новая линия «Венское кафе — Лычаковское кладбище» от ул. Панская (сейчас — часть ул. Ивана Франко) по ул. Зелёной, ул. Шевченко (сейчас — ул. Днепровская), ул. Кохановского (сейчас — ул. Левицкого), пущен маршрут HŁ «ул. Гетманская — Лычаков (церковь Св. Петра и Павла)». Тогда же построена вторая колея от Лычаковского кладбища через церковь Св. Петра и Павла до Лычаковской Рогатки.

15 декабря 1908 года введена новая линия (частично электрифицирована конка) «ул. Гетманская — Замарстыновка — Жолковская Рогатка — Габриеловка (или Новая Ризница, сейчас — ул. Липинского)» по ул. Гетманской (сейчас — просп. Свободы), ул. Торговой, ул. Жолковской (сейчас — ул. Богдана Хмельницкого), ул. Замарстыновской, ул. Балоновой (сейчас — ул. Гайдамацкая), ул. Жолковской (сейчас — ул. Богдана Хмельницкого), ул. Волынской (сейчас — ул. Волынская и ул. Промышленная). Пущен новый маршрут HG «ул. Гетманская — Габриеловка», тогда же продлён маршрут GJ до ул. Гетманской: HJ.

29 декабря 1908 года электрифицирована линия конки «Главный вокзал — ул. Яновская», маршрут KD разделён на 2 маршрута: HD «ул. Гетманская — Главный вокзал» и HK «ул. Гетманская — парк Килинского», а также линия W (Выставочная) «Парк Килинского — Выставка».

31 декабря 1908 года введена новая линия «ул. Балонова (сейчас — ул. Гайдамацкая) — Замарстынов (сейчас — ул. Городницкая)» по ул. Замарстыновская. Пущен новый маршрут HZ «ул. Гетманская — Замарстынов».

В 1908 году построено депо № 2 на Замарстынове.

Уже после закрытия конки, 25 июня 1909 года электрифицирована линия по ул. Легионов (сейчас — просп. Свободы в направлении от вокзала) и 30 августа 1909 года от площ. Мариацкой (сейчас — площ. Мицкевича) через площадь Галицкую, площадь Бернардинскую (сейчас — площадь Соборная), до ул. Чарнецкого (сейчас — ул. Винниченко).

С 30 августа 1909 года объединены маршруты HJ и HŁ в ŁJ «Лычаков — ул. Зелёная — Яновская Рогатка», а также HD и HK в KD «Парк Килинского — ул. Городоцкая — Главный вокзал».

7 августа 1910 года введена новая линия «ул. Подвальная — ул. Высокий замок» по ул. Театынской (сейчас — ул. Максима Кривоноса), сюда продлена линия HL до UL «Высокий замок — ул. 29 Ноября».

В 1910 году введена новая линия «парк Килинского — Техническая школа (сейчас — ул. Мушака)» по ул. Дверницкого (сейчас — ул. Свенцицкого), сюда продлён маршрут KD.

21 февраля 1914 года введена новая небольшая линия «Лычаковская Рогатка — Лычаковский вокзал», сюда пущен новый маршрут HŁ «ул. Гетманская — Лычаковский вокзал».

Трамвай продолжал работать во время русской оккупации с 3 сентября 1914 года по 22 июня 1915 года, а в 1917 — 1919 году работал нерегулярно из-за отсутствия топлива, а позже из-за разрушения электростанции (окончательно восстановлена в 1921 году).

В 1921 году продлена на 1 современную остановку линия по ул. 29 Ноября (сейчас — ул. Коновальца).

С 1921 года маршрут W переименован в TW «Парк Килинского — Выставка».

1 октября 1922 года всё движение трамвая переведено с левостороннего на правосторонний, начался переход на цифровую нумерацию маршрутов, до декабря 1925 года маршруты № 1, 2, 3, 4, 5 работали под старыми обозначениями:

  • 1 ŁD Лычаковская Рогатка — ул. Коперника — Главный вокзал
  • 2 KD Техническая школа (Снопков) — ул. Городецкая — Главный вокзал
  • 3 ŁJ Лычаковское кладбище — ул. Зелёная — Яновская Рогатка
  • 4 UL Высокий замок — ул. 29 Ноября
  • 5 HG Гетманские валы (ул. Гетманская) — Гавриловка и (новый) Главный вокзал — Жолковская Рогатка

С 4 октября 1923 года пущены кольцевые маршруты № 6 и 7:

  • 6 Главный вокзал — ул. Коперника — ул. Лычаковская — ул. Зелёная — ул. Русская — Главный вокзал
  • 7 Главный вокзал — ул. Русская — ул. Зелёная — ул. Лычаковская — ул. Коперника — Главный вокзал

В 1924 году пущены новые маршруты:

  • 8 Главный вокзал — ул. Городецкая — Парк Килинского (короткий KD)
  • 9 Главный вокзал — Гавриловка

Тогда (в 1924 году) маршруту HZ присвоен номер 10 (до декабря 1925 года сохранялись буквы), а позже пущен новый маршрут № 11 «ул. 29 Ноября — Техническая школа (Снопков)».

25 июня 1925 года введена новая линия «Аллея Маршала Фоха (сейчас — ул. Черновецкая) — Грудецкая Рогатка» по ул. Грудецкой (сейчас — ул. Городоцкая), сюда пущен маршрут № 8 «Грудецкая Рогатка — Лычаковский вокзал», маршрут HŁ закрыт.

10 ноября 1925 года введена новая линия от площади Голуховских (сейчас — площадь Торговая) до ул. Замарстыновской по ул. Солнечной (сейчас — ул. Кулиша), Госпитальной и ул. Под Дубом, сюда пошёл маршрут № 9 без изменения конечных.


30 ноября 1929 года введена новая линия «площадь Прусса (площадь Ивана Франко) — ул. Леона Сапеги (сейчас — ул. Стапана Бандеры)» по ул. Пельчинская (сейчас — ул. Дмитрия Витовского), ул. Ленартовича (сейчас — ул. Нечуй-Левицкого), ул. Набеляка (сейчас — ул. Котляревского), ул. На Байках (сейчас — ул. Киевская) и ул. Вишневецких (сейчас — ул. Братьев Русовых), сюда направлен маршрут № 11 (позже перенесен с ул. 29 Ноября на вокзал, а маршрут № 2 закрыт), а также пущены новые маршруты:

  • 14 Главный вокзал — ул. Грудецкая — Рынок — ул. Пельчинская — Главный вокзал
  • 15 Главный вокзал — ул. Пельчинская — Рынок — ул. Грудецкая — Главный вокзал

15 декабря 1930 года продлена линия от Грудецкой Рогатки до Богдановки — пересечение с ул. Городской (сейчас — Левандовский путепровод), продлён маршрут № 8.

В 1930 году возвращён маршрут № 2 «Техническая школа — ул. Грудецкая — Главный вокзал», маршрут № 3 вновь продлён от Лычаковского кладбища до церкви Св. Петра и Павла, закрыты маршруты T (до выставки периодически стал ходить маршрут № 11), 14, 15, а также перенесены маршруты № 6 и № 7:

  • 6 площадь Мытная (Таможенная) — ул. Русская — ул. Коперника — ул. 29 Ноября
  • 7 площадь Мытная (Таможенная) — площадь Галицкая — ул. Грудецкая — Богдановка

2 октября 1933 года введена новая однопутная линия от ул. Рацлавицкой до Стрыйской Рогатки по ул. Понинского (сейчас — часть ул. Ивана Франка), ул. Козельницкой. Сюда продлён маршрут № 10 «Стрыйская Рогатка — Замарстынов».

В 1934 году (или 1935 году) закрыты маршруты № 5, 6, 7, маршрут № 9 перенесен с парка Килинского к Главному вокзалу.


В 1934 — 1937 года проложены вторые пути по ул. 29 Ноября (сейчас — ул. Коновальца), ул. Понинского (сейчас — часть ул. И. Франка), ул. Козельницкой.

10—25 сентября 1939 года трамвай закрыт из-за начала войны. В сентябре 1939 года закрыта линия до парка Килинского. После установления советской власти образован Львовский трамвайный трест.

В 1939 году закрыт маршрут № 11, временно пущен маршрут П «Техническая школа — ул. 1 Мая (сейчас — ул. Русская, Гетманские Валы)», а также пущен маршрут № 7 «площадь Бернардинская — ул. Энгельса (ранее — ул. 29 Ноября, сейчас — ул. Коновальца)».

5 декабря 1939 года продлена линия от ул. Народной до Богдановки, продлён маршрут № 8.

В декабре 1939 года введена новая линия от Замарстынова до Замарстыновской Рогатки по ул. Замарстыновской (линия продлена на 1 остановку) и от прежней конечной Яновская Рогатка на одну остановку ближе к станции Клепаров, продлены маршруты № 3, 10, пущен новый маршрут № 6 «Техническая школа — ул. Яновская (Яновская Рогатка)».

15 декабря 1939 года закрыта линия от Лычаковской Рогатки до Станции Лычаков, изменён маршрут № 8 «Богдановка — Гетманские Валы — ул. Лычаковская — ул. Зелёная — Богдановка», а также пущен новый маршрут № 5 «Богдановка — Гетманские Валы — ул. Зелёная — ул. Лычаковская — Богдановка».

30 июня 1941 года — 15 июля 1941 года движение трамвая прекращено из-за боевых действий, после чего было возобновлено оккупационными войсками. Маршрут № 2 продлён до технической школы (Снопков), маршрут № 4 сокращён от ул. Томицкого до Рынка, маршрут № 7 шёл от ул. Немецкой (ранее — ул. Энгельса и ул. 29 Ноября, а сейчас — ул. Коновальца) до центра, затем по ул. Зелёной, ул. Лычаковской, Рынку и назад к ул. Немецкой, маршруты П и № 6 закрыты.


Во время войны трамвайное хозяйство сильно пострадало, после войны восстановлено. Движение трамваев было прекращено с начала июля 1944 года до марта 1945 года. Восстановление трамвая было начато в августе 1944 года, и уже 1 марта 1945 года были пущены 3 маршрута:

  • 1 Вокзал — ул. Коперника — ул. Ленина (ул. Лычаковская, пересечение с ул. Мельникова)
  • 6 ул. 1 Мая (ул. Русская) — Гавриловка
  • 10 Техническая школа — ул. Солнечная (ул. Кулиша) — Замарстыновка (ул. Гайдамацкий Шлях)

1 апреля 1945 года воссновлена линия «ул. Сталина (сейчас — ул. Бандеры) — ул. Энгельса (сейчас — ул. Коновальца)» по ул. Пушкина и ул. Энгельса, пущен маршрут № 7 «ул. 1 Мая (Центр) — ул. Энгельса».

4 апреля 1945 года восстановлена линия «ул. Сталина — ул. Чернышевского (сейчас — ул. Иана Франко)» по ул. На Байках (сейчас — ул. Киевская) и ул. Дзержинского (сейчас — ул. Дмитрия Витовского), пущен маршрут № 9 «Вокзал — ул. Дзержинского — ул. 1 Мая (Центр)».

1 июня 1945 года восстановлена линия «просп. Ленина (сейчас — просп. Свободы) — Богдановка» по ул. Городоцкой, пущен маршрут № 5 «ул. 1 Мая (Центр) — Богдановка».

7 ноября 1945 года восстановлена линия «ул. Городоцкая — ул. Шевченко (ранее — ул. Яновская)» по ул. Шевченко, пущен маршрут № 3 «ул. 1 Мая (Центр) — ул. Шевченко».

С начала 1946 года по причине нехватки подвижного состава и кадров остановилось движение по маршруту № 7 и № 9.

16 марта 1946 года восстановлена линия «ул. Чернышевского (сейчас — ул. Ивана Франко) — Стрыйский парк» по ул. Тимирязева и ул. Ивана Франко, продлён маршрут № 10 «ул. 1 Мая (Центр) — ул. Ивана Франко (Стрыйский парк)». Позже пущен маршрут № 11 «ул. 1 Мая (Центр) — ул. Институтская (Техническая школа)».

15 сентября 1947 года восстановлена линия до Замарстынова, пущен маршрут № 4 «ул. 1 Мая (Центр) — ул. Замарстыновская».

24 января 1948 года восстановлена линия по ул. Зелёной и ул. Мельникова до ул. Лычаковской, пущен маршрут № 8 «ул. 1 Мая (Центр) — ул. Зелёная — ул. Мечникова», а также возобновлено движение по маршрутам № 7, № 9 (приостановлено с начала 1946 года).

11 марта 1948 года восстановлена линия по ул. Ленина до Авторемзавода (ранее — Лычаковская Рогатка), продлён маршрут № 1.

В августе 1948 года из части маршрута № 1 (и бывшего маршрута № 1а) выделен маршрут № 2 «ул. 1 Мая (Центр) — ул. Ленина (Авторемзавод)», маршрут № 1 изменён: «Вокзал — ул. Коперника — ул. Дзержинского (ныне — ул. Дмитрия Витовского) — Вокзал», в противоположном направлении пошёл маршрут № 9 «Вокзал — ул. Дзержинского (ныне — ул. Дмитрия Витовского) — ул. Коперника — Вокзал».

1 мая 1949 года восстановлена линия до Высокого замка, пущен маршрут № 12 «ул. 1 Мая (Центр) — Высокий замок».


В августе 1951 года перенесено движение с просп. Ленина (сейчас — просп. Свободы) на ул. Подвальную.

С 1960 по 1991 годы

С 1960-х годов, в связи с пуском в городе троллейбуса, трамвайная сеть была сокращена. В 1963 году была снята линия по улице Зелёной, впоследствии там был пущен троллейбус. В 1970 году, из-за трудностей с эксплуатацией вагонов на дорогах с горным рельефом, была закрыта линия на Высокий Замок, а в 1972 году — по ул. Ивана Франко на Персенковку.

В 1972 году начались поставки вагонов из Чехии. В 2005 году трамвайный парк Львова насчитывал около 220 вагонов, общая длина трамвайной колеи превышала 80 км. Большая часть парка находится в плохом состоянии. Основной тип вагонов — Tatra KT4SU и Tatra T4SU производства чехословацкого завода «Татра». Вагоны 1960-х гг. производства Gothaer Waggonfabrik использовались при строительстве и ремонте полотна.

В 1978 году началось проектирование скоростного трамвая во Львове, однако реально была построена лишь линия по ул. Княгини Ольги, в начале 1990-х годов, в связи с кризисом, все работы по строительству тоннелей были прекращены.

С 1991 года по настоящее время

С 1997 года во Львове проводится реконструкция трамвайных путей по бесшпальной технологии. Первой была перешита часть линии по улице Лычаковской, в дальнейшем были перешиты почти все линии в центре: ул. Ивана франка, ул. Беринди, ул. Дорошенко, ул. Коперника, ул. генерала Чупринки, ул. Мельника, ул. Евгения Коновальца, ул. Городоцкая, ул. Замарстыновская, ул. Ивана Гонты, ул. Подвальная.

В 2001 году расцеплены последние СМЕ.

В 2007—2008 годах было поставлено 11 бывших в употреблении трамваев из Германии, которые ещё находятся в очень хорошем состоянии.

В 2008 году принято решение о строительстве трамвайной линии на Сихов.

С 26 декабря 2011 года трамвайное депо № 1 закрыто как эксплуатационное и перепрофилировано под ремонтный участок, а весь подвижный состав переведен в депо № 2.

12 июня 2012 года с Винницы прибыл первый из двух подаренных трамваев Tatra KT4SU (№ 209), а 14 июня — второй трамвай Tatra KT4SU (№ 213).

С 13 сентября 2012 года трамвайный маршрут № 6 начал работать по маршруту: ул. Липинского — ул. Богдана Хмельницкого — ул. Подвальная — ул. Ивана Франко — ул. Витовского — Вокзал — ул. Городоцкая — ул. Богдана Хмельницкого — ул. Липинского.

15 декабря 2012 года открыт новый трамвайный маршрут № 10 «Вокзал — Пасечная» (через центр).

С декабря 2012 года во львовских трамваях начали устанавливать бесплатный Wi-Fi. 5 декабря 2012 года первым был оборудован вагон № 1170.

1 июня 2013 года открыт новый трамвайный маршрут № 11 «Вокзал — Академия Искусств — Соборная площадь — Вокзал».

27 июня 2013 года на заводе «Электрон» состоялась презентация первого образца нового низкопольного трамвая Электрон T5L64, построенного для Львова.

23 августа 2013 года трамвай Электрон T5L64 (№ 1179) введен в эксплуатацию с пассажирами.

С 26 декабря 2013 года маршрут № 6 разделили на два (№ 6 и № 6А), которые курсируют вокруг центра в обоих направлениях:

  • 6Вокзал — ул. Городоцкая — ул. Подвальная — ул. Франко — парк культуры — Вокзал;
  • Вокзал —ул. Киевская — парк культуры— ул. Франко — ул. Подвальная — ул. Городоцкая — Вокзал.

С 30 января 2014 года трамвайный маршрут № 11 следует к конечной у трамвайного депо № 1) вместо ж/д вокзала. На маршруте увеличили выпуск до 4 вагонов.

В период с 12 августа 2016 года по 4 ноября 2016 года в трамвайное депо № 1 доставлены новые трисекционные вагоны Электрон T3L44 (№ 1181—1187).

10 ноября 2016 года состоялась пробная поездка трамвая Tatra KT4SU (№ 1053) по новой линии на Сихов (более 10 км), связавшая этот крупнейший жилой район города с центром. 17 ноября 2016 года открыта первая очередь новой трамвайной линии (маршруте № 8 «Пл. Соборная — Кинотеатр имени Довженко». 11 апреля 2017 года состоялась пробная поездка по второй очереди новой линии от кинотеатра имени Довженко до улицы Академика Вернадского, первооткрывателем линии стал, как и в прошлый раз, трамвай Tatra KT4SU (№ 1053).

С 12 мая 2017 года по 1 сентября 2017 года проводилась реконструкция линии по улице Черновицкой, маршруты № 1, 6, 9, курсировали до Пригородного вокзала, а разворот осуществлялся через депо на улице Городоцкой.

С 1 сентября 2017 года восстановлено движение маршрутов № 1, 6, 9, 10 до Главного железнодорожного вокзала.

В марте 2019 г. запущены маршруты: № 4 — гл. ж-д. вокзал — парк культуры — ул. Вернадского и № 5 — академия искусств — ул. Миколайчука. Последний отменен с 13.05.2018 г

С 13 мая 2019 г. в связи с реконструкцией площади перед главным ж-д. вокзалом до ее окончания маршруты № 1, 4, 6, 9 перенаправляются к пригородному ж-д. вокзалу на разворот возле депо № 1 с конечной остановкой по ул. Городоцкой, 185.

С 7 декабря 2019 г. в связи с окончанием реконструкции разворотного кольца на площади перед главным ж-д. вокзалом маршруты № 1, 4, 6 и 9 вновь курсируют до главного вокзала

С 28.10.2020 начат первый этап, а с 24.03.2021 г второй этап капремонта путей и улицы следования маршрутов № 1, 4 , 9 от ул Городоцкой, 135 до университета Льв. Политехника на уровне СШ № 3. В связи с этим вагоны маршрутов № 1 и 4 курсируют от главного вокзала по ул. Городоцкой, Гонты, Подвальной и далее № 1 — по маршруту, а № 4 — по маршруту № 8 до ул. Вернадского. Маршрут № 9 от ул. Торфяной следует посвоим маршрутом до ул. Киевской и далее по маршруту № 2 до ул. Житомирской вместо главного вокзала. Маршрут № 7 временно упразднен из-за капремонта ул. Шевченко от № 30 до № 122. Маршрут частично заменен вагонами маршрута № 1 от начала ул. Шевченко до Погулянки.

Инфраструктура

Депо

До конца 2011 года во Львове работало два трамвайных депо:

  • депо № 1 — по улице Городоцкой, здесь были приписаны вагоны № 801—883, 1001—1031, 1150—1154, 1156—1159, 1171. Обслуживало маршруты 1, 2, 3, 9, 9А.
  • депо № 2 — по улице Промысловой, здесь были приписаны вагоны № 1032—1133, 1155, 1160—1170. Обслуживало маршруты 4, 5, 6, 7.

С начала 2012 года все вагоны переведены в депо № 2, в депо № 1 остались лишь ремонтные мастерские.

В 2015 г. все эксплуатируемые вагоны вновь переведены в депо № 1, а депо № 2 находится по настоящее время (апрель 2021 г.) на стадии реконструкции.

  • депо служебных вагонов — в начале ул. Суворова/Сахарова напротив управления «Львовэлектротранса»— памятник технической архитектуры. Это было первое депо электрического трамвая во Львове. Впоследствии на его базе размещались вагоно-ремонтные мастерские, служба пути. С конца 2019 г. преобразовано в выставочный центр и музей техники.

Депо конного трамвая размещалось на современной улице Городецкой, напротив её пересечения с ул Гоголя (практически не сохранилось).

Пути и остановки

На 2016 год хозяйство ЛКП «Львовэлектротранс» насчитывает около 80 км двустороннего пути. Около 50 % путей — колеи, положенные на бесшумную основу по ул. Городецкой, Ив. Франко, Б. Хмельницкого, Промысловой, Замарстиновской, Стуса, ч. калины, Подвальной, пл. Рынок, Лычаковской, Мечникова, Котляревского, Киевской, аллее к гл. ж-д вокзалу, Коперника и на всем протяжении маршрута № 2. При этом Львов — первый город Украины, где была применена эта технология (на участке по ул. Лычаковской поблизости Винниковского рынка). 15 % путей — полотно, проложенное по стандартам скоростного трамвая, то есть отдельно от проезжей полосы — по маршрутам № 1, 2, 3, 4, 8, частично № 6.

Во Львове нет пересечений трамвайных и железнодорожных путей.

На остановках львовского трамвая ещё перед Первой мировой войной устанавливались крытые павильоны Все эти остановки были оборудованы урнами для использованных билетов. К середине 1970-х годов во Львове существовали остановки-островки посреди проезжей части; они были демонтированы после трамвайной аварии 1972 года. После реконструкции ул. Стуса и Замарстиновской на них появились подобные модернизированные остановки.

в 2005 году во Львове была построена первая на Украине крытая остановка-терминал «Главпочтамт».

На 2016 год трамвайные маршруты во Львове насчитывают около 120 остановок (в одностороннем исчислении), на части из низ установлены электронные табло информирования о времени прибытия вагонов маршрутов № 1, 2, 6, 7. Отслеживать нахождение вагонов на маршрутах можно с использованием приложения EASY WAY в смартфоне.

Подвижной состав

Львовский трамвай Электрон T5L64 изнутри

Пассажирские вагоны

трамвайный парк Львова состоял и состоит из вагонов:

  • Tatra Т4SU — 27 моторных вагонов поставок 1972 года (10 вагонов № 801—810), 1973 года (17 вагонов № 811—827) и 1974—1978 годов (56 вагонов № 828—883) — все списаны.
  • Tatra КТ4SU — соединённые, моторные вагоны поставок 1976 года (2 вагона № 1001—1002), 1981 года (20 вагонов № 1003—1022), 1982 года (9 вагонов № 1023—1031), 1982—1983 годов (23 вагона № 1032—1054), 1984—1985 годов (34 вагона № 1055—1088), 1988 года (45 вагонов № 1089—1133) и 1990 года (12 вагонов № 1134—1145). Эксплуатируются (январь 2019 г.) 63 вагона: 1004, 1006, 1012, 1014, 1017, 1022, 1024, 1028, 1030, 1031, 1043, 1045, 1047, 1052, 1053, 1054, 1059, 1061, 1065, 1066, 1068, 1071, 1072, 1073, 1074, 1075, 1080, 1088, 1089, 1090, 1091, 1096, 1097, 1098, 1100, 1101, 1103, 1104, 1105, 1107, 1108, 1109, 1110, 1111, 1112, 1118, 1119, 1123, 1124, 1126, 1127. 1128, 1129, 1130, 1140, 1141, 1142, 1143, 1144, 1145, так же как и поставленные из Винницы в 2011 г. 1172, 1173.
  • Tatra KT4DM из Берлина после замены тележек на узкоколейные, всего поставлено 30 вагонов. На январь 2020 г. по маршрутам № 3 и № 6 курсируют вагоны 1188—1217.
  • Tatra КТ4D — соединённые, 22 моторных вагона поставок 2007 года (11 вагонов № 1150—1155 и 1160—1164) и 2008 года (11 вагонов № 1156—1159 и 1165—1171,1174—1178) из городов Эрфурт и Гера (Германия). Эксплуатируются все по состоянию на декабрь 2019 г. также, как и вагоны местного производства (на немецкой основе):
  • Электрон T5L64 (1179) курсирует на маршруте № 1 или 9.
  • Электрон T3L44 (1180) курсирует на маршруте № 1, 2 или 9.
  • Электрон T3L441 (1181—1187), все курсируют на маршруте № 8.

Служебные вагоны

  • № 001 — Gotha T2-62, грузовой
  • № 005 — Tatra T-4SU, для посыпания путей песком
  • № 006 — Tatra T-4SU, служебный
  • № 011 № 021 (прицепной к № 011) — Gotha T2-62, грузовые
  • № 015 — прицепной снегоочиститель
  • № 020 — прицепная вышка
  • №С-001, №С-002, №С-003 — снегоочистители
  • Экскурсионные отреставрированные вагоны:
  • № 093 выпуска 1911 г.
  • № 002 Gotha T-59Е
  • № 869 «Татра».

Оплата проезда

До 31 августа 2017 года разовый проездной билет стоил 2 грн., для льготных категорий граждан — 1 грн.

Стоимость проезда с 1 сентября 2017 года составляла 3 грн., льготного проезда (для учащихся общеобразовательных школ и студентов) — 1,50 грн.. С 16 апреля 2018 г. стоимость разового проезда составляла 5 грн, льготный тариф — 2, 50 грн. (для студентов и школьников). Штраф за безбилетный проезд 100 грн.

С 15 января 2020 г. стоимость разового билета, приобретенного у водителя 7 грн., льготного 3,5 грн. При использовании для оплаты проезда мобильных приложений Приватбанка или EasyWallet стоимость обычного билета 6 грн., льготного 3 грн. Штраф за безбилетный проезд 120 грн.

С 16 февраля 2017 года, появилась возможность ездить в трамваях и троллейбусах без бумажных билетов и оплачивать проезд с помощью смартфонов через специальный QR-код, расклеенный в салонах подвижного состава.

В марте 2019 г. введена система оплаты через СМС на номер 877, в том числе на период 90 мин. с возможностью пересадки.


Перспективы развития

Согласно проекту Генерального плана Львова до 2025 года, планируется:

  • строительство линии в Рясное-1 по Шевченко — продолжения теперешнего маршрута № 7
  • строительство линии по улице Миколайчука до улицы Щурата — продолжению действующего маршрута № 6
  • строительство линии по улицам Линкольна и Богдана Хмельницкого к рынку «Галицкий Перекрёсток» через Северный автовокзал.
  • строительство линии по улицам Лычаковской, Голинского и Тракт Глинянский к Лисиничам и Винникам по трассе бывшего железнодорожного полотна на Перемышляны — продолжение маршрута № 2
  • строительство трамвайной линии с Сихова к стадиону «Арена Львів» по проектируемому проспекту Вернадского
  • строительство линии № 3 по проектируемому продолжению улицы к стадиону «Арена Львів»
  • Катастрофа трамвая во Львове 10 января 1972 года
  • Львовский трамвай на сайте «Городской электротранспорт»

Львовский трамвай в культуре

Файл:Площа ринок. кадр з фільму старики-розбійники Gotha G4-61 1970р.jpg Кадр из фильма «Старики-разбойники» - трамвай Gotha G4-61 на площади Рынок

В межвоенный период во львовских трамваях бродяжничал Бувай, как его прозвали в народе. Он получил известность и популярность, так как зарабатывал на жизнь исполнением собственной песни, ставшей народной:

В 1970 году во Львове снимались эпизоды фильма «Старики-разбойники», в кадры которого попали и львовские трамваи.

Маршрут №6 упоминается в песне группы

Брати Гадюкіни» «Дівчина з Коломиї»:

Маршрут №7 упоминается в песне группы « Скрябин» «То є Львів»: