Костюм Мао

Костюм Мао

03.08.2021


Современный китайский френч — это стиль мужского костюма, традиционно известного в Китае как одежда Чжуншань (кит. 中山裝, пиньинь Zhōngshān zhuāng), после смерти Сунь Ятсена также называемого суньятсеновкой (кит. 孫中山, пиньинь Sūn Zhōngshān), а позже — как френч Мао (благодаря Мао Цзедуну). Сунь Ятсен внедрил стиль вскоре после основания Китайской Республики в качестве формы национальной одежды, хотя и с ярко выраженным политическим и, позже, правительственным подтекстом.

После окончания Гражданской войны в Китае и основания Китайской Народной Республики в 1949 году эта одежда стала широко носиться мужчинами и правительственными лидерами Китая как символ пролетарского единства и восточный аналог пиджака западного делового костюма. Название «френч Мао» происходит от любви китайского лидера Мао Цзэдуна к ношению его на публике, поэтому эта одежда стала часто ассоциироваться с ним и китайским коммунизмом вообще в представлении западного человека. Несмотря на то, что в 1990-е годы они перестали быть популярными у широкой публики Китая из-за увеличения влияния западной моды, они по-прежнему широко используются китайскими лидерами во время участий в важных государственных церемониях и при исполнении своих правительственных обязанностей.

В 1960-х и 1970-х годах френч Мао стал модным среди западноевропейских, австралийских и новозеландских социалистов и интеллектуалов. Иногда его носили поверх водолазки.

Происхождение

Когда в 1912 году была основана Китайская Республика, стиль одежды, которую носили в Китае, основывался на маньчжурской национальной одежде («ципао» и «чаншань»), которая была навязана китайцам династией Цин для контроля над населением. Ханьское революционное большинство, которое свергло Цин, основывалось на неспособности династии Цин защитить Китай и на недостатке научных достижений в сравнении с Западом. Даже до основания Республики старые варианты китайской национальной одежды переставали быть популярными среди элиты и это привело к развитию и появлению новой национальной одежды ханьцев, которая объединила в себе маньчжурскую одежду чаншань и западную шляпу. Одежда Чжуншань — это один из результатов такого развития, совмещающий в себе западную и восточную моды.

Одежда Чжуншань была попыткой удовлетворить настрои китайских революционеров тех лет, вместо того, чтобы массово продавать западную одежду. Доктор Сунь Ятсен был лично вовлечен в её разработку, предоставляя сведения, основанные на его опыте жизни в Японии: японская кадетская униформа стала основой для одежды Чжуншань. Были и другие особенности: вместо трех скрытых карманов пиджака западного делового костюма одежда Чжуншань имела четыре наружных кармана, сохраняя традиционные китайские представления о балансе и симметрии; также имелся внутренний карман. Со временем в стиль костюма были внесены незначительные изменения. Первоначально костюм имел семь пуговиц, затем их количество уменьшилось до пяти.

После того, как неоднократные попытки добиться поддержки и признания со стороны западных стран провалились, правительство Гоминьдана в Кантоне во главе с Сунем добилось получения помощи (советниками и стрелковым оружием) от Советской России, которая рассматривала его как возможного революционного союзника против западных интересов на Дальнем Востоке; китайский национализм в то время был подвержен сильному негодованию западными державами (особенно из-за принудительной аренды у империи Цин этими державами некоторых китайских морских портов и дискриминации проживающих в них местных китайцев экстерриториальными лицами и учреждениями). В результате этого геополитического сотрудничества Сунь согласился позволить членам недавно созданной Коммунистической партии Китая влиться в Националистическую партию — стать членами Гоминьдана; это не был союз, объединение или альянс двух партий. В результате ранние члены Коммунистической партии также приняли эту одежду в знак вступления в ряды Националистической партии. По иронии судьбы, из практики использования этой одежды в течение этого ослабленного политического «брака по расчету», который вскоре был разведён кровавым путём (в 1927 году), впредь все азиатские марксистские движения и правительства будут рассматривать эту одежду как стандарт политической принадлежности, и она будет продолжать быть присущей обеим сторонам горьких китайских гражданских войн, длящихся десятилетиями.

После смерти Сунь Ятсена в 1925 году слухи, ходившие в народе, наделили одежду Чжуншань революционным и патриотическим смыслом. Говорилось, что четыре наружных кармана отражают Четыре добродетели, упомянутые в китайском литературном памятнике Гуань-цзы: пристойность, справедливость, искренность и чувство стыда. Также говорилось, что пять главных пуговиц символизируют пять Юаней (ветвей власти) — законодательство, надзор, инспекция, административное управление и юрисдикция, перечисленные в конституции Китайской Республики, и что три пуговицы на каждой манжете символизируют Три народных принципа, сформулированные Сунь Ятсеном: национализм, народовластие и народное благосостояние. Наконец, говорилось что в отличие от верхних частей костюмов западного стиля, которые обычно шьются из двух кусков ткани, этот френч шьётся из одного куска, символизирующего единство и миролюбие Китая.

Историческое развитие

Чан Кайши и Мао Цзэдун в одеждах Чжуншань на мирных переговорах в Чунцине, 1945

В 1920-х и 1930-х годах от всех гражданских служащих Китайского национального правительства, во главе которого стоял Чан Кайши, требовалось ношение одежды Чжуншань. Слегка измененная версия этой одежды, приспособленная к боевым условиям, стала основой униформы Национально-революционной армии, прошедшей в ней через Вторую японо-китайскую войну, хотя в 1930-е годы, поскольку немецкая военная помощь Китайскому национальному правительству отправками советников и поставками оружия и снаряжения возросла, китайская военная униформа и военное снаряжение того периода во многом стали похожими на военную униформу и военное снаряжение Веймарской республики, а затем и нацистской Германии (например, армия Чан Кайши использовала немецкий военный шлем).

После создания Китайской Народной Республики, и особенно в течение долгой эпохи правления Мао, кульминацией которой стала Великая пролетарская культурная революция 1966—1976 годов, эту одежду стало широко носить всё мужское население континентального Китая как символ пролетарского единства; её регулярно носили члены Коммунистической партии Китая вплоть до 1990-х годов, когда её в значительной степени заменил западный деловой костюм.

Френч Мао оставался стандартной формальной одеждой для первого и второго поколений руководителей КНР, таких как Дэн Сяопин. В течение 1990-х годов частость[щито?] его использования китайскими лидерами поколения Цзян Цзэминя стала уменьшаться, поскольку все больше и больше китайские политики носили традиционные западные костюмы с галстуками. Цзян носил его только в особых случаях, например, на государственных банкетах. Ху Цзиньтао также носил френч Мао только в особых случаях, таких как церемония, посвященная 60-летию Китайской Народной Республики в 2009 году. Ху Цзиньтао однажды даже появился на государственном ланче «черных галстуков» в Соединенных Штатах в западном деловом костюме, привлекая к себе некоторую критику за то, что он не был одет во френч Мао по официальному случаю. Однако в администрации Си Цзиньпина френч Мао был возвращён в качестве официальных дипломатической униформы и вечернего наряда.

На Тайване одежда Чжуншань редко встречалась после 1970-х годов. Более того, учитывая тёплую субтропическую погоду, длящуюся большую часть года на Тайване, до 1970-х годов там использовалась модифицированная версия этой одежды, которая отличалась от той, что была распространена в континентальном Китае, у которого воротник и его нижнее застёгивающееся сужение были понижены до середины одежды, благодаря чему воротник стал открытым, незастёгивающимся, подобно западному пиджаку.

Символ национального суверенитета

Френч Мао носят на самые важные официальные церемонии в качестве символа китайского национального суверенитета. Наиболее видные политические деятели КНР всегда носят френчи Мао на военных парадах в Пекине даже несмотря на то, что заместитель председателя КНР и другие члены Политбюро носят там же западные деловые костюмы. Обычное дело для лидеров КНР — носить френчи Мао при посещении государственных ланчей. В таких ситуациях френч Мао для них служит формой вечернего наряда, что эквивалентно военной форме у монарха или смокингу у президента.

Френч Мао также служит дипломатической формой в КНР. Хотя послы КНР обычно носят западные деловые костюмы, многие из них предпочитают носить френч Мао, когда они вручают главам других государств их верительные грамоты. Церемония вручения является символом дипломатического признания, существующего между двумя странами, поэтому она носит более высокий уровень формальности, чем другие дипломатические встречи.

  • Чан Кайши инспектирует Тайвань (1946)

  • Мао провозглашает создание КНР на площади Тяньаньмэнь в Пекине (1949)

  • Си Цзиньпин, одетый во френч Мао, на приёме Барака Обамы (2015)