Керцы


Керцы (арм. Քերծի) — армянский военный коллективный мужской танец. Относится к виду Пайланджо (то есть пляскам пайлеванов), отчего танец также иногда называют Пайланджо (арм. Փայլանջո). Регионы, где был распространён данный танец, — Тимар, Айоц-Дзор (Васпуракан), Муш, Хлат, Хнус.

Этимология

Существует версия, что пляска получила своё название от одноимённой деревни.

Исполнение

Танец воспроизводит битву, включая имитацию таких сцен, как подготовка к бою, атака и победоносный ход с развевающимся над головой платком, который напоминает знамя.

Танцоры выстраиваются широко друг от друга: в один ряд, иногда в два ряда лицом друг к другу. Руки сцеплены за мизинцы (в другом варианте — за ладони), опущены и неподвижны. Обычно количество мужчин в ряду не превышает 6-8, в противном случае есть риск расцепления ряда.

Как отмечает Србуи Лисициан, иногда, в виде исключения, к мужчинам присоединяются и женщины. Обычно девушки и женщины, если участвуют в данной пляске, составляют свой отдельный ряд. В начале ХХ века танец исполнялся уже не только пайлеванами, а всеми, кто пожелает, в любое время и без привязки к какому-либо обряду или празднику.

В первой части танца темп умеренный, во второй части — быстрый.

Согласно профессору Т.С. Ткаченко, в рисунке и исполнении танца превосходно отразились боевой дух и строевые правила армянских воинов.

Керцы как элемент армянского танца

Т.С. Ткаченко, помимо описания самого танца Керцы, также приводит два одноимённых движения в качестве характерных элементов армянского народного танца.

  • «Керцы» — винтообразное движение (музыкальный размер: 2/4)
  • «Керцы» с прыжком (музыкальный размер: 6/8)