Сестрорецкий курзал


Сестрорецкий курзал — здание, находившееся на территории Сестрорецкого курорта (ныне входит в черту города Сестрорецк, Курортный район Санкт-Петербурга). В нём располагались концертный зал, рассчитанный на 1500—1700 человек, огромный ресторан, библиотека, бильярдные и карточные комнаты, гостиные для отдыха и другие помещения. Сгорел в 1942 году при обстреле финской артиллерии.

Краткая история

связана с деятельностью созданного 8 февраля 1889 года общества АО «Приморской С.-Петербург-Сестрорецкой железной дороги», под председательством Авенариуса П. А. Курзал в составе Сестрорецкого курорта был необходим для увеличения пассажиропотока и прибыли общества, так как железнодорожная деятельность была убыточна. Решение о строительстве было принято на высочайшем уровне в 1898 году. Строительство комплекса Сестрорецкого курорта с лечебницами, пансионатом и курзалом завершено к 1900 году. Во время открытия Сестрорецкого курорта в июне 1900 году в концертном зале курзала было совершено молебствие и освящение зданий курзала, лечебницы и пансионата. Перед поднятием над курзалом флага вице-адмирал С. О. Макаров, прибывший из Кронштадта, произнес краткую речь.

Основатель Курорта и Курзала

Состав и параметры здания

  • Проект курзала арх. Зигфрид (Григорий) Яковлевич Леви (1860-1913)

Курзал был 3-х-этажным, деревянным сооружением, построенным по проекту арх. Зигфрида (Григорий) Яковлевича Леви (1860—1913) между парком и пляжем берега Финского залива. Концертный зал на 1500—1700 мест был высотой в три этажа (трёхсветный), купол над залом достигал отметки 14,5 метров, и был возведен по расчетам инженера Зильбершмидта с использованием новейшей строительной механики. Зал освещали три огромных электрических люстры. На уровне второго этажа размещались ложи для зрителей, а по верхнему периметру располагались окна. Боковые стены были сложены из вертикально поставленных сосновых брёвен. Акустика была изумительная.

Дополнительно в парк выходила открытая эстрада. К концертному залу примыкали полутораэтажные переходы боковых флигелей. В цокольном этаже размещались кладовые, ледники для хранения продуктов и вин, кухня ресторана (на кухонной плите — самой большой в России — могли готовить блюда 20 поваров и несколько десятков их помощников). Приготовляли пищу под контролем врача. Ресторан курзала имел три крытых зала и столики на террасе и мог накормить обедом 2000 человек.

В левом флигеле курзала находились библиотека, бильярдные и карточные комнаты, гостиные для отдыха и тихих игр. Перед курзалом, со стороны залива, была устроена терраса с парадной лестницей, выложенной серым гранитом, спускавшейся на пляж.

Крытая галерея

От вокзала к зданию курзала и далее, отделяя береговую эспланаду от естественного парка, шла крытая галерея длиной 200 саженей (420 м). Со стороны залива она была застеклена, а со стороны парка имела открытые проемы. В галерее стояли садовые скамейки для отдыха.

  • Галерея Курзала в начале XX века
  • Станция Курорт

  • Такси у вокзала

  • Стеклянная галерея

  • Площадка для игр на фоне галереи

  • Конец галереи у морской санатории

  • Галерея зимой

Ландшафтная архитектура

Вдоль всей береговой полосы Курорта тянулась эспланада с фигурными дорожками и молодыми посадками кустов и деревьев на газонах. Эспланада отделялась от песка пляжа линией железной дороги, шедшей от ст. Курорт к гавани Миллера. За вход в парк курорта взималась плата.

  • Курзал в начале XX века
  • Набережная курзала

  • Мол (Гавань Миллера)

  • Раздевалки в Финском заливе

  • Лето у курзала

  • Пётр I на берегу залива.

  • Пляжное оборудование

  • Вид с залива на курзал

  • Катание на осликах

  • Лодки на берегу залива

  • Финский залив

Богема

Здесь, в Сестрорецком курорте отдыхали, лечились и принимали отдельные процедуры: А. Ф. Кони, много лет живший на даче рядом с курортом; А. Г. Достоевская, приводившая в порядок архив писателя; в 1904 году (февраль-апрель) в лечебном корпусе занимал комнату и лечился Максим Горький. Здесь бывали гости репинских «Пенат», дачники не только Сестрорецкой округи, но и гости многих мест России любовались солнечным закатом с Эспланады Курорта. Здесь можно было, принять самые современные процедуры. Особенно любили отдыхать в Курорте артисты столичных театров: артист балета и балетмейстер Михаил Фокин, который очень любил играть в лаун-теннис на площадке соседнего с курортом пансионата «Сан-Ремо».

Много фотографий были сделаны здесь К. А. Фишером, А. Н. Павловичем, П. С. Радецким. Рядом в особняке на углу Сосновой 2/Лесной 1 жила Вяльцева, Анастасия Дмитриевна; после революции дача по ул. Оранжерейной, 3 была предоставлена советским правительством Л. В. Собинову. Для распевки артистов чуть в стороне от курзала в парке на Лесной улице была тем же архитектором Леви построена беседка. В 1901 и 1903 годах летом в Курзале работал симфонический оркестр графа А. Д. Шереметева под управлением Владимирова. Со дня открытия Курорта летом в Курзале и в парке играли Симфонический оркестр и духовые оркестры полков столичного гарнизона. Администрация Курорта заключила договор с Вячеславом Ивановичем Суком, главным дирижёром Московской Императорской оперы (современный Большой театр — ГАБТ). Вячеслав Иванович обязался вести симфонические сезоны в Курзале Сестрорецкого Курорта, оговорив себе право собрать состав оркестра по своему усмотрению. На первом концерте исполнялись произведения Бетховена, Чайковского. Столичная публика устремилась в Курорт. Несмотря на полуторачасовую дорогу из центра города, и езду в тряских вагонах поезда, публика заполняла концертный зал, вмещавший до 1700 человек. Композиторы России начала века считали за честь получить согласие Сука на первое исполнение их произведений: Римский-Корсаков Н. А., Глазунов, Цезарь Кюи, Лядов А. К., Давыдов К. Л. и их многочисленные консерваторские ученики. Концерты давали четыре раза в неделю, и так десять летних сезонов подряд. Для детей устраивались дневные праздники (утренники) и танцы по четвергам. Из СПб в Курзал ходили специальные «концертные» поезда.

  • Концерты в курзале
  • Оркестр графа Шереметьева

  • Оркестр полка столичного гарнизона

  • Оркестр лейб-гвардии Стрелкового полка

  • Концерт для детей

  • Детские танцы

  • дирижёр В.И.Сук

  • Концерты под управлением В.И.Сука

  • Оркестр В.И.Сука

  • Симфонический оркестр

Летом концерты давались на двух сценах: днём на открытой эстраде выходившей в парк, а вечером в концертном зале. Сук не любил дневные выступления из-за худшей акустики открытой сцены и отвлекающих звуках (шелест волн, голоса дачников, шум ветра…). Дирижировать этими концертами он поручал своим ученикам Малько Н. А., Борису Асафьеву, а сам с блеском выступал вечером в концертном зале. Все десять сезонов набирал оркестр по директиве В. И. Сука флейтист Мариининского театра Ю. И. Федерганс.

Летом 1905 года рабочие Сестрорецкого оружейного завода проводили митинг посвящённый памяти жертв 9 января, стало известно, что в курзале собралась на концерт «жирная» публика. Многотысячная колонна прошла до Курорта и потребовала прекратить увеселение. Публика разбежалась. Суку предложили исполнить что либо траурное, что он и сделал. Это был единственный случай срыва концерта.

После начала Первой мировой войны в сезон 1915 года Сук не продлил свой договор с новым руководством Курорта и в этот год оркестром руководил Н. А. Малько, а затем в курзале выступали цыгане.

  • Фотогалерея концертных программ

Советский период

После 1917 года Сестрорецкий курорт со всеми зданиями и сооружениями был передан, военному ведомству, для поправки здоровья военнослужащих. В окрестностях отдыхала молодая Советская интеллигенция Чуковский К. И., Зощенко М. М., Ахматова, Анна Андреевна и др.

Архитектурный макет Курзала, ЦБ им. Зощенко, изготовил Чуркин В. Ю.

«В начале июля 1923 года в здании Сестрорецкого Курзала был назначен литературный вечер. Собрались все петроградские поэты в том числе и Есенин. Вечер открывался вступлением Ильи Садофьева, затем выступало много поэтов, но публика ждала Есенина, он как всегда исчез, и как всегда появился не твёрдо держась на ногах. Первые строки своих стихов произнёс путано, неясно, но постепенно, трезвея, обрёл уверенность и гибкость. Закончил в необыкновенном подъёме и захватил весь зал. Долго не умолкали аплодисменты, крики, а Есенин стоял улыбаясь, и лицо его вновь было юным и свежим.»

В 1927 году проводились вечера фокстрота для населения Сестрорецка. На сцене играл оркестр, а на половине зала у сцены, свободной от кресел, пары танцующих. В конце зала расставлены столики. В один из вечеров за столиком зала рабочий СИЗ Арцишевский Константин Фелицианович увидели народного комиссара Луначарского Анатолия Васильевича, который заканчивал 30-дневный отдых в Курорте. Заведующий агитпропотделом Сестрорецкого горкома партии Настин попросил его сделать доклад о международном положении в театре сада отдыха, где собралась половина населения города. 1927 год: радио, телевидения не было. Доклад прошёл в полной тишине, в конце было несколько вопросов и гром заключительных аплодисментов.

Под руководством пролеткульта в курзале давались концерты соответствующей идеологической направленности.

Во время ВОВ курзал сгорел при одном из обстрелов финской артиллерии. После войны на месте курзала построен спортивный городок.

В память о этом очаге культуры в Сестрорецке выпускается ежегодно Литературный альманах «Сестрорецкий Курзал». Жители сохраняют как наследие это культурно-историческое явление.