Ныгда

Ныгда

23.06.2021


Ныгда — деревня в Аларском районе Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области. Административный центр муниципального образования «Ныгда».

География

Расположена в 40 км к югу км к югу от районного центра — посёлка Кутулик.

Состоит из 19 улиц:

  • Переулок Ветеранов
  • Зелёная
  • Комсомольская
  • Красная
  • Красный переулок
  • Молодежная
  • Молодежный переулок
  • Назарова
  • Новая
  • Подгорная
  • Полевая
  • Полевой переулок
  • Советская
  • Совхозная
  • Степная
  • Трактовая
  • Трудовой переулок
  • Школьная
  • Переулок Эдыгей

Экология

С 2012 года жители Ныгды регулярно проводят субботники для борьбы со стихийными свалками, периодически возникающими в окрестностях населённого пункта.

Происхождение названия

Название может происходить от бурятского нэгэдэ — «соединиться», нэгдыхын — «объединение». По преданию, когда-то здесь объединились несколько бурятских родов. Существует легенда о трёх братьях, которые в конце XIX века посадили здесь три дерева: лиственницу, сосну и берёзу, а позже стали основателями трёх здешних родов – Осиповых, Алексеевых и Бухаевых.

Станислав Гурулёв производит этот топоним от эвенкийского нэктэ — «низкий», «низина», «поле», «пашня». Также он считает, что нельзя исключать и бурятское нэгэ, монгольское нэг, что означает «один».

История

В 1899 году открыто Ныгдинское инородческое приходское смешанное училище.

В период образования колхозов в деревне были образованы колхозы имени Кирова и «Красная Ныгда». В то же время располагавшаяся здесь церковь была закрыта, в здании был открыт клуб.

В 1993 году в районе горы Хара-Хушун, располагающейся недалеко от деревни, при строительстве дороги археологами были обнаружены останки древнего человека, относившиеся к эпохе неолита.

Местные традиционные верования и предания

В окрестностях деревни располагается считающаяся священной гора Хара-Хушун (бур. хара хушуун — «чёрный выступ»), где проводятся поклонения убитому другим шаманом на горе обусинскому шаману-хородуту Хану–Мэргэну и ритуалы посвящения в шаманы. В 1993 году у подножья горы было начато строительство дороги к месторождению магнезита. На горе был открыт карьер, из которого добывали песок для строительства дороги. Проживавшие рядом буряты считали, что раскапывать священную гору — грех. Вскоре многие из людей, принимавших участие в строительстве, стали болеть и умирать. Под напором общественности строительство дороги было решено прекратить. В это же время при раскопках были обнаружены останки древнего человека. Место было освящено по бурятским традициям.

В пяти километрах к северу от населённого пункта, на территории соснового леса расположено шаманское святилище «Убгэдэй бууса». Согласно легенде,

Старцы пришли из-за Байкала и, изрядно побродив по разным местам, основали стоянку в окрестностях Ныгды.

Жители Ныгды именуют этих старцев эжинами (от бур. эжин — «хозяин») и каждый год устраивают общественные моления в их честь.

Северо-западнее Ныгды расположено урочище Двенадцать Сосен, где ранее обитали белоголовые орлы. В бурятском шаманизме считается, что первый бурятский шаман был сыном Орла, и орёл считается священным животным. В 1950-х годах белоголовые орлы исчезли, однако место продолжает считаться священным по сей день.

Также недалеко от Ныгды есть урочище Убхээт, где по преданию похоронен шаман Улалзар. В этом месте жители Ныгды и окрестностей просят хорошего урожая, дождя, благополучия своему роду.

В конце июня, как правило, в последнее воскресенье, после окончания посевной в деревне проводится свой национальный праздник Саламатный ёхор. Для гостей праздника существует особый ритуал: они должны выпить топлёного саламатного масла. После торжественной части участники праздника танцуют ёхор и едят саламат.

Экономика

3 тыс. га засеваемых сельскохозяйственных площадей принадлежат предприятию ОАО «Белореченское» (зарегистрировано в г. Усолье-Сибирское). Большинство жителей живут за счёт подсобного хозяйства.

Инфраструктура

В селе функционируют детский сад, школа. Школа была открыта в 1899 как Ныгдинское инородческое приходское смешанное училище. Однако, в 1990-е здание закрыли на ремонт, школу перенесли в здание бывшей администрации совхоза. На конец 2015 года в учебном заведении насчитывалось 96 учеников.

Население

Национальный состав

Около 90% жителей – буряты.