title-icon
Яндекс.Метрика

Пётр Первый и Второй (линейный корабль)


«Пётр Первый и Второй» (в источниках своего времени «Пётр Первый и Вторый» в соответствии с церковнославянской морфологией) — первый в истории российского флота стопушечный линейный корабль 1 ранга, построенный на верфи Санкт-Петербургского Адмиралтейства в 1723—1727 гг.

Постройка

Конструкция корабля была спроектирована лично Петром Первым. В разработке чертежей и росписи корабля Петру Первому помогал Федосей Скляев.

Корабль был заложен на стапеле в 1723 году. Строительством корабля вплоть до своей смерти руководил лично Пётр. В строительстве корабля царю помогали корабельные подмастерья Пальчиков и Карлсбом.

После смерти Петра возник конфликт между Федосеем Моисеевичем Скляевым и Адмиралтейств-коллегии по поводу достройки этого «государева» корабля. Сущность конфликта состояла в том, что Адмиралтейств-коллегия первоначально поручила руководство завершением строительства англичанину Ричарду Броуну. Это вызвало энергичный протест всех выпестованных Петром отечественных кораблестроителей, которые считали, что достраивать корабль должны только русские люди. Как главный конструктор и хранитель царских чертежей Скляев отказался выдать их Броуну и добился решения Екатерины I о достройке корабля под коллективным руководством отечественных корабельных мастеров во главе с ним самим.

Служба

Корабль «Пётр Первый и Второй» участвовал в манёврах флота у Красной Горки в мае-июне 1729 года.

С мая по август 1732 года и с мая по август 1736 года находился на Кронштадтском рейде в обучающих экипаж плаваниях.

Принимал участие в боевых действиях Русского Балтийского флота под Данцигом в 1734 году. Был флагманским кораблём русской эскадры, когда 15 мая под флагом адмирала Т. Гордона вышел из Кронштадта и направился к Данцигу.

26 мая вместе с эскадрой у Пиллау прикрывал выгрузку с транспортов осадной артиллерии, затем в составе эскадры крейсировал у Пиллау, блокируя Данциг с моря.

После капитуляции крепости (13 июня) «Пётр Первый и Второй» с эскадрой ушел в Ревель, а 2 июля прибыл в Кронштадт.

Был повреждён во время грозы 23 сентября 1736 года (молния ударила в грот-мачту, в результате чего возник пожар). Больше в моря не выходил.

По решению Адмиралтейств-коллегии после 19 августа 1744 года введён в плавучий док для сохранения памяти о Петре Великом.

Разобран по ветхости в 1752 году.

Командиры

  • И. А. Брант (1728—1729)
  • Я. Фогель (1732)
  • Р. Литель (1734)
  • Пётр Дефремери (1736).