Выксунский металлургический завод


Выксунский металлургический завод (ВМЗ) — один из старейших центров российской металлургии, основан в 1757 году. Один из лидеров трубного и колесопрокатного производств в России, участник крупнейших российских и мировых нефтегазовых проектов. Относится к трубным заводам «Большой восьмёрки». С 1999 года входит в состав «Объединённой металлургической компании». Находится на территории города Выкса (Нижегородская область).

История

В первых десятилетиях XVIII века в окрестностях реки Выксы появились первые примитивные предприятия (родники-«дудки»), где велось кустарное изготовление железа. Промышленное развитие металлургии в этих краях связано с указом дочери Петра I Елизаветы, которая «для охраны лесов от истребления» распорядилась закрыть ряд заводов на расстоянии двухсот верст от Москвы. В составленный Сенатом список попали и предприятия известных «железных заводов промышленников» Андрея и Ивана Баташевых, и братья были вынуждены отправиться на поиски новых мест.

Окрестности Выксы в то время идеально подходили для создания нового металлургического производства, где были созданы баташовские и шепелевские заводы. Богатые залежи железной руды, близость к важной транспортной магистрали — реке Оке — и соседство со знаменитой Нижегородской ярмаркой стали для Баташевых определяющими факторами. Спустя два года после переселения, в 1757 году, начал выпускать чугун первый на новых землях — Унженский — завод Баташевых, расположенный во Владимирской губернии. Осваивание берегов Выксы и Велетьмы началось в 1765 году. Строительство нового, Верхне-Выксунского, завода началось немедленно и годом позже, в 1766 году, он выпустил почти 5 тыс. тонн чугуна — значительный по тем временам объём. В 1783 году заводы были разделены между братьями: Андрею Родионовичу досталась Гусевская группа предприятий во Владимирской губернии, Ивану Родионовичу — Выксунская группа в Нижегородской губернии.

В период пугачёвского восстания часть заводчан поддержали повстанцев. Известные в Выксе рабочие семьи — Уховы, Коршуновы, Ястребовы, Ухарские, Раковы, Доронькины, Алехины, Рощины, Бойковы, Галкины — потомки уральских мастеровых, участвовавших в крестьянском восстании.

Всего же к началу XIX века во владении Баташевых находилось 18 металлургических заводов, 14 из которых они построили сами.

XIX век стал эпохой процветания и успеха баташевских заводов. Иван Родионович Баташев, выдав дочь Дарью замуж за генерал-лейтенанта Дмитрия Дмитриевича Шепелева, назначил его назначил управляющим имением и заводами. Зять повёл дело умело; при нём на заводах были установлены паровые двигатели. Дело продолжил Иван Дмиртиевич Шепелев (1814—1865), при котором кричный способ плавки металла был заменён на прогрессивный пудлинговый.

В 1836 году на Шепелевских заводах, впервые в России, успешно проводились опыты по горячему дутью домны. Новый метод производства повысил выплавку.

В 1862 году Выксунские заводы были объявлены банкротами. В 1865 году их взяла в аренду компания англичан, которые довели завод в 1882 году до катастрофы. Разрушенные заводы взял в аренду немец А. Лессинг, который модернизировал производство и в 1889 году приобрёл их в собственность. Владел ими до Первой мировой войны, когда в 1914 году они были у него реквизированы как «имущество подданного вражеской стороны».

На международных выставках в Париже, Лейпциге, Милане, Турине, Москве, Нижнем Новгороде и Казани изделия Баташевых получили дипломы первой степени и золотые медали. Выксунский чугун славился по всему миру. «Он мягок и имеет вместе с тем необыкновенную упругость, какой по своим путешествиям не замечал ни на одном заводе, как России, так и Швеции, Англии и США. Общие свойства чугуна — твердость, хрупкость, ломкость, но здешний гибок как пружина, и крепок в соединении частей своих. Доказательством служит Петровский театр в Москве, где ложи висят на кронштейнах или на пальцах из сего чугуна», — писал известный историк П. П. Свиньин.

Строительство МКС-5000

В советскую эпоху ВМЗ стал крупнейшим изготовителем электросварных труб и железнодорожных колёс. Завод первым в стране освоил технологию порошковой металлургии, а трубоэлектросварочный цех № 5, построенный в 1987 году по японской технологии, считался лучшим в Советском Союзе. В последний год существования СССР на Выксе вошёл в строй сверхсовременный трубоэлектросварочный цех № 4 — самый совершенный технологический комплекс в советской трубной индустрии.

Эпоха рыночных преобразований не стала для ВМЗ периодом упадка. Заводу удалось сохранить своё уникальное историческое лицо, во многом благодаря вхождению в 1999 году в состав Объединенной металлургической компании. Лидер по выпуску труб, главный поставщик железнодорожных колес для ОАО «Российские железные дороги», ВМЗ продолжает развивать и совершенствовать производство. На предприятии вводится в эксплуатацию уникальное современное оборудование, осваиваются новые технологии.

С ноября 2000 года в ОАО «ВМЗ» работает участок нанесения антикоррозионного покрытия, освоено производство труб с наружной двух- и трехслойной антикоррозийной изоляцией.

В 2004 году на ВМЗ запущены в эксплуатацию установка «печь-ковш-вакууматор» для внепечной обработки колесной стали и установка дробеметного упрочнения железнодорожных колес. Тогда же в трубоэлектросварочном цехе № 3 (ТЭСЦ-3) введена в эксплуатацию установка локальной термообработки сварного шва.

В апреле 2005 года в ТЭСЦ-4 (ныне — трубоэлектросварочный комплекс труб большого диаметра) открылась первая в России линия по производству прямошовных одношовных труб для магистральных газонефтепроводов диаметром до 1420 мм с толщиной стенки до 48 мм. Началось производство труб с наружным антикоррозионным и внутренним гладкостным покрытиями.

В 2006 году ВМЗ был признан крупнейшим российским производителем металлических труб.

В 2007 году введен в эксплуатацию участок объемной термообработки труб, предназначенный для закалки и отпуска труб диаметром 114—530 мм длиной от 6 м до 13,72 м. По итогам международного тендера ВМЗ стал единственным российским поставщиком труб для строительства подводного участка газопровода «Nord Stream» по дну Балтийского моря.

В 2008 году в ТЭСЦ № 3 был освоен метод винтовой прокатки и запущено производство бесшовных труб для изготовления муфтовой заготовки мощностью 22 000 тонн в год. Оборудование для производства бесшовных труб включает дисковую пилу фирмы Linsinger, нагревательную печь фирмы Olivotto, прокатное и транспортное оборудование производства Электростальского завода тяжелого машиностроения».

Летом 2010 года Объединенная металлургическая компания завершила модернизацию производства обсадных труб в ТЭСЦ № 5 Выксунского металлургического завода. Благодаря реконструкции ВМЗ увеличил мощность производства обсадных труб и расширил номенклатуру продукции, начав выпускать сложные виды изделий — высокопрочные и высокогерметичные трубы для обустройства нефтяных и газовых месторождений. В том числе, предприятие освоило выпуск высокопрочных обсадных труб с газоплотной резьбой ВМЗ-1 класса «Премиум».

В 2011 году ВМЗ приступил к реализации проекта реконструкции трубоэлектросварочного цеха № 2 (ТЭСЦ-2) комплекса труб малого и среднего диаметра. Три новых высокотехнологичных, автоматизированных стана будут выпускать водогазопроводные и профильные трубы малого диаметра с улучшенными потребительскими свойствами. Модернизация производства позволит увеличить объем производства до 300 тыс. тонн продукции в год.

25 ноября 2011 года на ВМЗ введен в эксплуатацию металлургический комплекс Стан-5000 (МКС-5000). Сооружение комплекса заняло 4 года — с мая 2007 года по октябрь 2011 года. Продукция МКС-5000 — толстый широкий лист из высокопрочных марок стали для изготовления труб большого диаметра. Проектная мощность комплекса составляет 1,5 млн тонн листа (проката) в год. Цель нового проекта ОМК — полностью ликвидировать зависимость российских трубных компаний от поставок импортного листа и обеспечить собственным листом Выксунский металлургический завод и российские трубные компании. Помимо трубной отрасли, продукция МКС-5000 может использоваться в судостроении, атомной энергетике, мостостроении и других отраслях. [1]

В связи с планами РЖД по развитию сети высокоскоростных железных дорого в России, возник вопрос о материально-техническом обеспечении подобной деятельности. В связи с этим было заключено соглашение о начале производства железнодорожных колёс для высокоскоростного железнодорожного транспорта на ВМЗ. На предприятии в 2012 году начался монтаж нового оборудования для выпуска до 10 тыс. колес в год. В общем объеме производства колес ВМЗ данное количество составляет около 1,5 %. Вместе с тем ВМЗ называет линию единственной в мире, включающей все стадии производства, и с её запуском планирует покрыть все потребности в таких колесах российского рынка.

В последние несколько лет на ВМЗ реализуются значимые инвестиционные проекты. Это реконструкция трубных станов во втором и третьем трубных цехах, модернизация линий отделки третьего и пятого цехов, реконструкция первой линии антикоррозионного покрытия труб большого диаметра — эти и другие проекты обещают укрепить рыночные позиции ВМЗ на рынке труб и железнодорожных колес за счет расширения сортамента и повышения качества выпускаемой продукции.

Новый цех бесшовных труб

В 2017 году стало известно о планах ВМЗ по строительству нового цеха для производства бесшовных труб. Первая колонна здания основного цеха была установлена 12 апреля 2019 года. Первоначально пуск нового трубопрокатного цеха планировался на 2021 год. Спустя год срок запуска производства был скорректирован и обозначен как 2022 год. Цех будет производить бесшовные обсадные, насосно-компрессорные и нефтегазопроводные трубы диаметром от 73 до 273 мм с полупремиальными и премиальными соединениями. Всего в строящемся цехе запроектировано 10 пролётов.

Проектная мощность цеха запланирована на уровне 500 тысяч тонн в год. Объем инвестиций — около 50 млрд рублей.

Ввод нового цеха создаст в Выксе более 1 тысячи рабочих мест.

Поставщиком основного технологического оборудования выступила итальянская компания Danieli, проектированием цеха занимается АО «Уралгипромез» (Екатеринбург). Строительством фундаментов нового цеха занимается магнитогорская компания «Монтажник».

На январь 2021 года под монтаж на площадку поступило более 75% технологического оборудования. На линиях контроля, отделки и термоотдела начали монтировать агрегаты под контролем специалистов компании Danieli.

Также планируется модернизация литейно-прокатного комплекса.

Новый сталеплавильный комплекс

В сентябре 2020 года стало известно о реализации на ВМЗ проекта строительства электрометаллургического комплекса. Проектом стоимостью 150 миллиардов рублей предусмотрено внедрение современных технологий, включая технологию прямого восстановления железа (т. н. технология DRI) для производства стали, круглой заготовки и высококачественных слябов. Этот проект считают пилотным для российской металлургии как образец так называемой современной «зеленой» металлургии. Поставщиком оборудования выступила итальянская компания Danieli. Пуск производства намечен на конец 2024 года.

Продукция

Основная продукция ВМЗ — железнодорожные колеса и стальные трубы.

Продукция железнодорожного назначения
  • цельнокатаные колеса с повышенной твердостью обода и криволинейной формой диска для грузовых вагонов нового поколения,
  • цельнокатаные колеса повышенного качества для пассажирских вагонов,
  • цельнокатаные колеса из бейнитной стали для вагонов,
  • катаные колесные центры для тягового подвижного состава.[2]
Трубная продукция
  • трубы для магистральных газо- и нефтепроводов,
  • трубы нефтегазопроводные и общего назначения,
  • обсадные трубы с различными видами резьб,
  • трубы водогазопроводные и общего назнечения,
  • профильные трубы. [3]

Продукция ВМЗ соответствует мировым и отечественным стандартам качества.

Проекты

Выксунский металлургический завод производил трубы для таких крупных проектов, как Балтийская трубопроводная система (БТС), «Сахалин-1», «Сахалин-2», Северо-Европейский газопровод (СЕГ) и нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий Океан» (ВСТО). В 2007 году ОМК стала единственной российской компанией, выигравшей тендер на поставку труб ВМЗ для подводного участка газопровода «Северный поток», который проходит по дну Балтийского моря. А в 2011 году завершилось выполнение контракта на поставку труб для второй очереди «Северного потока».

Кроме того, ВМЗ в последние годы участвовал в поставках труб большого диаметра для строительства магистральных газопроводов «Средняя Азия — Китай», «Джубга-Лазаревское-Сочи», «Байдарацкая губа» и «Бованенково-Ухта».

В 2013 году выксунские металлурги произвели и поставили для строительства третьей очереди газопровода «Средняя Азия — Китай» 115 тыс. тонн труб большого диаметра, изготовленных из собственного листового проката, произведенного на МКС-5000.

В январе 2014 года ОМК одержала победу в тендере на поставку труб большого диаметра для строительства первой ветки морской части магистрального газопровода «Южный поток». Уже в марте 2014 года компания получила право поставлять трубы для второй ветки магистрали. В итоге ВМЗ в ближайшие годы произведет для первой и второй веток магистрали свыше 600 км труб, или треть от общего необходимого объема — самую большую среди всех участников проекта долю.

В 2015 началось строительство центра финишной обработки обсадных труб.

Весной 2016 года стало известно, что Объединенная металлургическая компания и консорциум Nord Stream 2 AG подписали соглашение на поставку труб большого диаметра для строительства магистрального газопровода «Северный поток 2». Для двух ниток, общей протяженностью 2,5 тыс. км, Выксунский металлургический завод изготовит и отгрузит 745 км труб. Это крупнейший единовременный трубный контракт в истории ОМК и ВМЗ. Половина труб для проекта будет изготовлена из листового проката собственного производства ВМЗ. Поставки труб для проекта «Северный поток 2» начались осенью 2016 года.

Награды

В 2011 году проект ВМЗ «Металлургический комплекс Стан-5000» получил сразу несколько престижных национальных премий, в том числе звание «Проект года» в российской металлургии на выставке «МеталлЭкспо». Объединенная металлургическая компания с проектом МКС-5000 стала победителем конкурса «Компания года» в номинации «Металлургия» концерна РБК.

В декабре 2012 года три представителя Выксунского металлургического завода награждены Правительственной премией в области науки и техники за проект разработки сталей, технологии изготовления, внедрения комплекса инновационных проектов и освоение массового производства железнодорожных колес повышенной эксплуатационной стойкости для вагонов нового поколения. Помимо ОМК и ВМЗ в проекте участвовали РЖД, ФГУП «ЦНИИчермет им И. П. Бардина», ВНИИЖТ.

В 2013 году ВМЗ удостоен золотой медали выставки «Металл Экспо 2013» за освоение производства листового проката и стальных электросварных прямошовных труб с наружным и внутренним полиэтиленовым гладкостным покрытием. Предприятие одержало победу в конкурсе «Организация высокой социальной эффективности» в номинации «Социальная ответственность бизнеса». За активную поддержку спорта предприятие поощрено наградой правительства Нижегородской области.

За высокие производственные показатели в 2015 году Выксунский металлургический завод награжден Почетным штандартом губернатора Нижегородской области. До этого с 1999 года коллектив ВМЗ удостаивался этой награды девять раз (по итогам 1999, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006, 2007, 2010 и 2011 годов).

В 2016 году Выксунский металлургический завод стал лауреатом конкурса министерства инвестиционной политики, земельных и имущественных отношений Нижегородской области «Инвестиционный проект года». Предприятие победило в номинации «Лучший инвестиционный проект в сфере промышленного производства». ВМЗ удостоен награды в связи с успешным завершением в 2015 году трех инвестпроектов, направленных на развитие производства стальных труб и проката.

Музей истории ВМЗ

Музей истории Выксунского металлургического завода располагается в здании дома-усадьбы Баташевых-Шепелевых, основателей и владельцев Выксунских заводов. Дом-усадьба является памятником федерального значения. В 2006 году он был закрыт на реставрацию. Часть восстановительных работ завершилась летом 2011 года, благодаря чему уже в декабре того же года стало возможным открытие первых выставочных залов.

Проект реставрации усадебно-промышленного комплекса Баташевых-Шепелевых был отмечен несколькими значимыми наградами. В мае 2013 года Объединенная металлургическая компания стала лауреатом VIII Национальной премии «Культурное наследие». В апреле 2014 года ВМЗ был признан победителем конкурса «Инновации региона-2013» в номинации «Социальная инновация» за возрождение памятника архитектуры.

Условно музей-усадьбу можно разделить на 4 экспозиционных зоны:

1-й этаж музея — это классическая краеведческая зона, здесь расположены залы, связанные с историей освоения земель, началом промышленного развития и бытования населения. Это «Выкса работная», «Археология», «Промыслы и ремесла», «Испытание революцией», «Традиции культуры в интерьере веков».

Кроме того, на первом этаже памятника — еще зона музейной педагогики. Учебный класс и библиотека оборудованы современными мультимедийными средствами экспонирования. Здесь есть интерактивные доски, сенсорные киоски, мультимедийный стол с авторскими тематическими играми.

2-й этаж музея — историческая интерьерная зона, многие экспонаты которой связаны с жизнью реальных людей, которые в разное время проживали в усадьбе. Кроме того, здесь располагаются три выставочных зала, предназначенные для временных экспозиций. После реставрации усадьбы Баташевых-Шепелевых здесь проходят выставки из частных собраний, авторские проекты, передвижные выставки областных и федеральных музеев.

Особое место в музее занимает экспозиция «Великой победе посвящается…». Тема второй мировой войны по-прежнему актуальна. А выксунские музейщики предложили аудитории новый формат осмысления истории через современные аудиовизуальные средства и исторические инсталляции.

На 3-ем этаже, где располагаются поздние пристройки, действует экспозиция «Металлургия и время». Её формировали совместно с НИТУ «МИСиС».

В настоящее время в фондах музея собрано более 25 тысяч экспонатов.

Музей истории ВМЗ приобрел статус заводского в январе 1992 года. В 1995 году он был принят в Ассоциацию музеев России. К декабрю 1997 года экспозиции музея занимали более двадцати залов, в которых были представлены предметы изобразительного искусства, образцы чугунного и художественного литья, экспозиции, рассказывающие об истории завода и города.

Памятники индустриальной архитектуры

На Выксунском металлургическом заводе находятся уникальные памятники промышленной архитектуры и технического искусства, построенные великим русским инженером, учёным и почётным академиком Владимиром Григорьевичем Шуховым в конце XIX века. Это цех с первыми в мире парусообразными стальными сетчатыми оболочками покрытия двоякой кривизны и одна из первых в мире гиперболоидных конструкций — стальная ажурная сетчатая гиперболоидная башня. Парусообразные перекрытия цеха — единственные сохранившиеся в России стальные сетчатые перекрытия-оболочки из более тридцати, возведённых по проектам В. Г. Шухова.

Директора завода

  • с 2015 по настоящее время — Барыков Александр Михайлович
  • с 2012 по 2015 — Филиппов Сергей Викторович
  • с 2011 по 2012 — Махров Дмитрий Вячеславович
  • с 2006 по 2011 — Кочетков Владимир Викторович
  • с 2002 по 2006 — Исайкин Александр Николаевич
  • с 2002 по 2002 — Соколов Сергей Витальевич
  • с 1999 по 2002 — Анисимов Валерий Павлович
  • с 1997 по 1999 — Сидоров Игорь Петрович
  • с 1990 по 1996 — Конышев Аркадий Андреевич
  • с 1986 по 1990 — Рябов Владимир Федорович
  • с 1977 по 1986 — Вавилин Александр Сергеевич
  • с 1961 по 1977 — Луговских Петр Михайлович
  • с 1947 по 1961 — Шарапов Алексей Иванович
  • с 1940 по 1947 — Соболев Николай Трофимович
  • с 1937 по 1940 — Белобров Иван Федорович
  • с 1934 по 1937 — Попов Аркадий Ильич
  • с 1933 по 1934 — Преображенский С. П.
  • с 1932 по 1933 — Киричков Леонтий Федорович
  • с 1928 по 1932 — Мазурин Владимир Николаевич
  • с 1926 по 1928 — Устинов Василий Иванович
  • с 1922 по 1926 — Данилов Николай Дмитриевич
  • с 1922 по 1922 — Вавилов Петр Михайлович
  • с 1921 по 1922 — Курицын Василий Михайлович

Награды

  • В 1957 году в связи с 200-летием завод награждён орденом Ленина.