title-icon
Яндекс.Метрика

Лоденстейн, Йодокус ван


Йодокус ван Лоденстейн (нидерл. Jodocus van Lodenstein, также Lodensteyn; 6 февраля 1620, Делфт — 6 августа 1677, Утрехт) — нидерландский протестантский пастор, проповедник, богослов, мистик, духовный писатель и поэт, представитель движения «Nadere Reformatie» («продолжающаяся, углубляющаяся реформация»), один из предшественников и вдохновителей пиетизма.

Биография

Йодокус ван Лоденстейн родился 6 февраля 1620 г. в Делфте. Происходил из знатного рода; его отец был бургомистром Делфта. С детских лет проявилось его религиозное настроение. Учился в университетах г. Утрехта у Гисберта Воеция и г. Франекера у Иоганна Кокцеюса. От Кокцеюса Лоденстейн заимствовал глубокий интерес к Священному Писанию, от Воеция — серьёзное отношение к практическому благочестию и увлечение пуританизмом. Впоследствии Лоденстейн сохранил в высшей степени почтительное и даже дружеское отношение с обоими своими знаменитыми учителями, не вмешиваясь в богословские споры между воетианами и кокцеюсианами.

Желая ближе ознакомиться с учением и практикой английских и шотландских пуритан, Лоденстейн намеревался по окончании учёбы совершить путешествие в Великобританию. Но планы его не осуществились: в 1644 году он был призван к пастырскому служению в Зутермер, а в 1650 года в Слёйс. Зарекомендовав себя как замечательный пастор и проповедник, в 1653 году Лоденстейн был приглашён в Утрехт, где до конца жизни служил в городской церкви св. Иакова.

Лоденстейн принадлежал к движению «Nadere Reformatie», главная цель которого была — не останавливаться в реформировании Церкви только на учении, но распространять «возврат к апостольским временам» и на все сферы общественной, семейной и личной жизни христиан. На практике это вело к «пуританизации» — аскетически-строгой повседневности, сосредоточенной на духовной жизни и молитве, чуждой развлечений, излишних удовольствий, а тем более роскоши, увеселений и т. п. Лоденстейн являлся образцом такой жизни. Он избрал для себя безбрачное существование, жил крайне воздержно, много благотворил. Его ревностное отношение к своему пастырскому служению вызывало благодарный отклик и любовь прихожан. Помимо своей прямой церковной деятельности он организовал у себя дома еженедельные катехизические собрания, вход на которые был открыт для всех. На этих «пятничных вечерах» (почти уже пиетистских «collegiis pietatis») наряду с чтением Св. Писания много времени посвящалось разбору тех или иных вопросов внутренней духовной жизни, интересующих участников собраний. Были у Лоденстейна и противники, утверждающие, что он насаждает «излишне пуританский» образ жизни, что его собрания — сплошное бесчинство, поскольку на них присутствуют без всякого различия и бюргеры и студенты, и мужчины и женщины, и люди благородного и низкого звания, и т. д. По этому поводу даже писались памфлеты, обвинявшие Лоденстейна в «новом методизме». Но в целом уважение к Лоденстейну и его почитание было столь всеобщим и тёплым, что горожане называли его не иначе как «vader» — «отец», «батюшка». Дружеские, доверительные отношения связывали Лоденстейна со многими видными представителями духовной и интеллектуальной элиты Утрехта: Гисбертом Воецием, Анной Марией фон Шюрман и др.

Горячее стремление, которому была посвящена вся жизнь Лоденстейна — внутренняя реформация церковной жизни — со временем стало приобретать у него черты гиперкритицизма. Видя недостаточность церковных усилий для того, чтобы все без исключения христиане вели образцово-благочестивый образ жизни, Лоденстейн пришёл к мысли отказаться от совершения Таинства Алтаря, чтобы не преподавать Святое Причастие, наряду с подлинными христианами, недостойным «христианам-по-имени». Об этом решении он объявил в 1665 г., после того, как перенёс некую тяжёлую болезнь. Отказ Лоденстейна от совершения таинств стал сенсацией не только в Утрехте, но и во всех Нидерландах. Бургомистр Утрехта предъявил Лоденстейну официальные претензии, но тот не отказался от своего решения. Несмотря на это, Лоденстейн не был отрешён от должности — здесь сказалось его исключительное положение как «духовного учителя» народа; до конца своих дней он продолжал быть проповедником утрехтской церкви св. Иакова.

Такой образ действий Лоденстейна пролагал пути церковному сепаратизму, хотя сам он не был его сторонником. Когда в конце 1660-х гг. Жан де Лабади (в своё время приглашённый в Нидерланды в том числе и Лоденстейном) открыто перешёл на сепаратистские позиции, Лоденстейн не одобрял этого. При этом он оставался с Лабади в добрых отношениях и призывал не осуждать его.

В апреле 1672 года Франция и Англия (а вслед за ними и другие державы) объявили Нидерландам войну. 20 июня король Людовик XIV вступил в Утрехт. В ходе военных действий французы впоследствии были вынуждены оставить город, наложив на него контрибуцию. Чтобы гарантировать выплату контрибуции, завоеватели увезли с собой в качестве заложника Лоденстейна и поместили его под арест в крепость Рес, где он пробыл несколько месяцев. Вернувшись в Утрехт, Лоденстейн произнёс покаянную проповедь, необыкновенно воодушевившую горожан. И в дальнейшем, в ходе войны, Лоденстейн всячески поддерживал утрехтцев и духовно, и материально (так, он отдал на нужды города всю серебряную посуду из своего дома).

Титульный лист первого издания «Отдохновений»

Лоденстейн достаточно много писал; сочинения, выходящие из-под его пера (трактаты, проповеди, молитвенные размышления), привлекали всеобщее внимание и не раз переиздавались. Лоденстейн был выдающимся поэтом, ценимым в Нидерландах не только в церковных кругах. Ряд своих проповедей он перелагал в гимны, считая это весьма важным. Особенной популярностью пользовался его поэтический сборник «Отдохновения» («Uytspanningen», 1676 г.), многие стихотворения из которого впоследствии были переведены Герхардом Терстегеном на немецкий язык и получили широкое распространение.

Скончался Лоденстейн 6 августа 1677 г. в возрасте 57 лет после краткой болезни и был с большими почестями похоронен в Утрехте.

Учение

Догматически Лоденстейн строго придерживался учения Реформатской Церкви. Но центр тяжести христианства лежал для него не в догматике и не в характерной для протестантизма XVI—XVII вв. борьбе за «чистоту учения», а в непосредственном единении души со Христом и проистекающей из этого единения всесторонней христианизации жизни — личной, семейной, церковной и общественной.

Nadere Reformatie

Отсюда проистекали реформационные устремления Лоденстейна. Он считал, что «реформация XVI века была половинчата, и что реформированная церковь — которая на самом деле совершенно деформирована, — нуждается в новой реформации каждого отдельного её члена». По мнению Лоденстейна, в результате излишнего увлечения учением об оправдании только через заслуги Христа верующие совсем перестали обращать внимание на то, что это оправдание усваивается человеком через осознание своих грехов, покаяние в них и стремление к духовному совершенству. «Учение должно быть только средством для очищения и исправления жизни», — настаивал он (этот тезис — одно из основных положений пиетизма). Лоденстейн критиковал излишнее усердие протестантов по искоренению многих исторически-церковных учреждений; он полагал, что совсем не нужно было упразднять покаянную дисциплину и исповедь, монастыри, всенощные и т. п., а нужно было их «евангелически очистить» и приспособить к подлинной жизни по духу Христову. «Реформация без Духа есть злейшая деформация»; «реформат без Духа — атеист», писал он в своей книге «Созерцание Сиона».

Понимание необходимости покаяния и изменения жизни Лоденстейн ревностно насаждал в своей пастве. При этом он думал не только о своей общине и о Реформатской Церкви, к которой он принадлежал; с проповедью истинного христианства нужно идти и к папистам, и к язычникам. Таким образом, Лоденстейн явился одним из первых богословов среди реформатов, которые настаивали на необходимости активного миссионерства (подразумевая под миссией прежде всего научение христианскому образу жизни).

Мистическое богословие

«Реформация жизни», по Лоденстейну, осуществляется не столько принятием тех или иных церковных и общественных мер, сколько, прежде всего, внутренним изменением человека. Главным двигателем реформации поэтому должно быть духовное, мистическое обновление личности во Христе. Оно традиционно связано с умерщвлением ветхого Адама и с новым рождением свыше (Ин. 3, 3). Мистико-аскетическое учение Лоденстейна было систематизировано его друзьями и последователями в десяти пунктах следующим образом:

  • Христианин должен познавать своего Бога. Для этого ему надлежит сколь возможно часто умом и сердцем молитвенно взирать на Него и на Его божественные свойства, и таким образом непрестанно ходить в свете лица Его. (Здесь важное место занимает чтение Священного Писания. Но как таковое оно мало полезно, если Бог не даст человеку дух разумения Писания и способность прилагать то, что в нём говорится, к себе самому. Необходимо молить Бога о ниспослании этого духа.)
  • Через такое взирание на Бога христианин научается смирению перед Богом и другими людьми.
  • Правильное взирание на Бога свидетельствуется тем, что человека не отвлекает от Него ничто тварное.
  • От такого правильного, святого взирания на Бога в сердце христианина рождается пламенная любовь к Нему, с помощью которой только и можно увидеть, преодолеть и умертвить в себе греховные расположения, падшее самолюбие и плотские похоти.
  • Если душа правильно созерцает Бога, то она приобретает через это некое «в-печатление» в себя образа Божия, подобно тому, как лицо Моисея сияло от общения с Богом.
  • Это созерцание лица Божия порождает и укрепляет в человеке истинную веру в милосердного Бога, Иисуса Христа, и в то, что Он поможет ему во всех обстоятельствах и скорбях.
  • Действием этой веры является то, что христианин, познавая благость и всемогущество Божие, полностью предаёт всего себя в Его волю, ищет только того, что угодно Богу и становится способным делать всё то, что Он повелит, и с терпением принимать всё то, что Он ниспошлёт.
  • Через такое всецелое устремление к Богу и созерцательную молитву христианин, уже в самых глубинах своего существа, совершенно отвращается от греха; мотивацией его жизни и действий становится исключительно прославление Бога.
  • Тогда наступает единение человека с Богом, насколько это возможно для человека. Бог и Его воля становятся всецелым и единственным содержанием жизни христианина.
  • Но всё вышеописанное не состоит во власти человека. «Чтобы узреть Бога, необходимо, чтобы Он отверз и просветил наши очи Своим светом. Посему да повергается душа перед Ним и во всяком смирении и тишине ожидает, что Ему будет угодно с нею сотворить».

В последние 12 лет своей жизни Лоденстейн заметно сдвигался от реформационного настроения к мистическому индивидуализму. Внешние пастырские усилия казались ему всё менее плодотворными; он всё больше замыкался в себе и нередко повторял: «Только путь внутрь себя остаётся доступным».

Влияние

Своим отказом от участия в Таинстве Алтаря с «христианами-по-имени» Лоденстейн по сути положил начало церковному сепаратизму. В случае Лоденстейна это был сепаратизм «мягкий», отличающийся от решительного сепаратизма Лабади и позднейших радикальных пиетистов: Лоденстейн подчёркнуто не отделялся от своей церкви (и даже продолжал нести церковное служение), а только по некоторым параметрам отстранялся от неё, с тем, чтобы проводить более сосредоточенную, цельную, внутренне-молитвенную жизнь, чем большинство её членов. Вокруг Лоденстейна сложился кружок единомышленников, продолживший своё существование и после его кончины. Вот как описывали современники последователей Лоденстейна: «Так называемые „лоденстейнианцы“ суть такие люди, кои противятся лицемерию и ханжеству, кои, хоть и несовершенны, но стремятся к совершенству, кои не желают иметь ничего общего с мирским времяпрепровождением и весьма опечалены косностью и рутиной нынешнего христианства… Они отдаляют себя от плотских и мирских людей и „христиан-по-имени“ и подвергаются за это поношению от тех, кто „ходит в церковь“, но Духа не имеет».

Влияние «лоденстейнианцев» со временем распространилось не только на Нидерланды, но и на нижнерейнские области Германии. Особо благоприятную почву «лоденстейновский сепаратизм» нашёл для себя в Мюльхайме в лице Вильгельма Хоффмана и Герхарда Терстегена. Последний не только перенял образ жизни Лоденстейна (не-причащение, безбрачие), — во многом и поэтическое дарование Терстегена сформировалось под воздействием нидерландского мистика.

Наконец, известное немецкое пиетистское движение «мирные земли» (Пс. 34, 20), «Stillen im Lande», связываемое обычно с именем Терстегена (христиане, сводящие всё внешне-церковное к минимуму и стремящиеся проводить жизнь в тихости (нем. Stille), отрешённости от духа мира сего, молитве и предании всего себя Богу), своим происхождением обязано в значительной мере именно Лоденстейну и вышеупомянутому сообществу его последователей.