Иззуддин ибн Абдуссалам


Шейх аль-ислам Иззу-д-дин Абу Мухаммад Абду-ль-Азиз ибн Абду-с-Салям ас-Сулями, известный как Ибн Абду-с-Салям, аль-Изз ибн Абду-с-Салям и Иззу-д-дин ибн Абду-с-Салям (араб. عز الدين بن عبد السلام‎; 1181, Дамаск, совр. Сирия — 1262, Каир, совр. Египет) — исламский богослов, факих шафиитского мазхаба. Известен также под прозвищем Султан учёных (султан аль-улема) и Шейх аль-ислам.

Биография

Его полное имя: Иззу-д-дин Абу Мухаммад Абду-ль-Азиз ибн Абду-с-Салям ибн Абу-ль-Касим ибн аль-Хасан ас-Сулями ад-Димашки аш-Шафии. Родился в 1181 или 1182 году в Дамаске. Рано осиротев и оставшись без дома и средств к существованию, решил отправиться в мечеть в поисках выхода из сложившейся ситуации. Там, известный историк и богослов Ибн Асакир помог ему и устроил работать сторожем в мечети. Заметив безудержную тягу к изучению исламских дисциплин Ибн Абдуссалама, Ибн Асакир оказывал ему всяческую моральную и материальную помощь.

Исламское право изучал у Ибн Асакира и Джамалу-д-дина Абду-ль-Хамида аль-Харситани, усул аль-фикх и богословие у Сайфу-д-дина аль-Амиди, суфизм — ас-Сухраварди и Абу-ль-Хасана аш-Шазили.

Во время правления султана аль-Малика Ашрафа Мусы ему было запрещено издавать фетвы, встречаться с кем бы то ни было и выходить из дома. Однако, по просьбе богослова ханафитского мазхаба Джамалу-д-дина запрет был снят.

Вёл проповеди в мечети в Омейядов в Дамаске. Открыто бросил вызов правителю Сирии, отказался носить чёрную одежду и хвалить правителей. Когда правитель аль-Салих Исмаил сделал уступки крестоносцам, Ибн Абду-с-Салям осудил его и не упомянул в молитве. За это его отправили в тюрьму, а после освобождения он эмигрировал в Египет.

Покинув Дамаск, Ибн Абду-с-Салям поселился в Каире, где он был назначен главным судьей и имамом-хатибом, совершающим пятничные молитвы. Позже он ушёл с должности главного судьи и стал преподавателем шафиитского права в медресе Салихийя, основанного аль-Маликом аль-Салихом. По свидетельству биографов, Ибн Абду-с-Салям был первым, кто обучал толкованию Корана в Египте.

Он пользовался авторитетом не только у богословов, но и правителей исламского мира своего периода. После его смерти мамлюкский султан Захир Бейбарс так отзывался о нём: «Только теперь я утвердился во власти, ибо если бы он [Ибн Абдуссалам] повелел людям выполнить любую его волю, то они поспешили бы исполнить его веление».

Умер в 1262 году в Каире.

Учителя и ученики

Среди его учителей были такие известные богословы как:

  • Ибн Асакир,
  • Сайфу-д-дин аль-Амиди,
  • Абу Мухаммад Касим ибн Асакир,
  • Ханбаль ибн Абдуллах,
  • Абду-ль-Латиф ибн Исмаил,
  • Абду-ль-Хамид аль-Харситани,
  • Абу-ль-Хасан Ахмад ибн аль-Мавазини,
  • Абу Тахир аль-Хашуи,
  • Умар ибн Мухаммад ас-Сахраварди.

Среди его учеников были такие известные богословы как:

  • Ибн Дакик аль-Ид,
  • Абу Шама аль-Макдиси,
  • Шихабу-д-дин аль-Карафи,
  • Шарафу-д-дин ад-Думьяти,
  • Ахмад ибн Фарах аль-Ашбили,
  • Абу-ль-Хасан аль-Бунини
  • Таджу-д-дин Абду-ль-Ваххаб ибн Халаф ибн Бинт аль-Аазз.

Труды

Ибн Абду-с-Салям является автором более 30 книг и сочинений в таких дисциплинам как Толкование Корана, хадисоведение, акида, фикх, усуль аль-фикх, суфизм и др.

Наиболее известные и значимые труды имама:

  • Тафсир аль-Азим (Большой тафсир)
  • Каваиду аль-ахкам (Основы прав)
  • Фарк байналь иман валь ислам (Разница между иманом и исламом)
  • Фатава
  • Бидаяту ар-Расул (Жизнеописание Пророка)
  • Аль-Джихад ва фадаилуху (Джихад и его достоинство)
  • Ахвалу ан-Нас явмаль кияма (Состояние людей в Судный день)