Иззуддин ибн Абдуссалам
Шейх аль-ислам Иззу-д-дин Абу Мухаммад Абду-ль-Азиз ибн Абду-с-Салям ас-Сулями, известный как Ибн Абду-с-Салям, аль-Изз ибн Абду-с-Салям и Иззу-д-дин ибн Абду-с-Салям (араб. عز الدين بن عبد السلام; 1181, Дамаск, совр. Сирия — 1262, Каир, совр. Египет) — исламский богослов, факих шафиитского мазхаба. Известен также под прозвищем Султан учёных (султан аль-улема) и Шейх аль-ислам.
Биография
Его полное имя: Иззу-д-дин Абу Мухаммад Абду-ль-Азиз ибн Абду-с-Салям ибн Абу-ль-Касим ибн аль-Хасан ас-Сулями ад-Димашки аш-Шафии. Родился в 1181 или 1182 году в Дамаске. Рано осиротев и оставшись без дома и средств к существованию, решил отправиться в мечеть в поисках выхода из сложившейся ситуации. Там, известный историк и богослов Ибн Асакир помог ему и устроил работать сторожем в мечети. Заметив безудержную тягу к изучению исламских дисциплин Ибн Абдуссалама, Ибн Асакир оказывал ему всяческую моральную и материальную помощь.
Исламское право изучал у Ибн Асакира и Джамалу-д-дина Абду-ль-Хамида аль-Харситани, усул аль-фикх и богословие у Сайфу-д-дина аль-Амиди, суфизм — ас-Сухраварди и Абу-ль-Хасана аш-Шазили.
Во время правления султана аль-Малика Ашрафа Мусы ему было запрещено издавать фетвы, встречаться с кем бы то ни было и выходить из дома. Однако, по просьбе богослова ханафитского мазхаба Джамалу-д-дина запрет был снят.
Вёл проповеди в мечети в Омейядов в Дамаске. Открыто бросил вызов правителю Сирии, отказался носить чёрную одежду и хвалить правителей. Когда правитель аль-Салих Исмаил сделал уступки крестоносцам, Ибн Абду-с-Салям осудил его и не упомянул в молитве. За это его отправили в тюрьму, а после освобождения он эмигрировал в Египет.
Покинув Дамаск, Ибн Абду-с-Салям поселился в Каире, где он был назначен главным судьей и имамом-хатибом, совершающим пятничные молитвы. Позже он ушёл с должности главного судьи и стал преподавателем шафиитского права в медресе Салихийя, основанного аль-Маликом аль-Салихом. По свидетельству биографов, Ибн Абду-с-Салям был первым, кто обучал толкованию Корана в Египте.
Он пользовался авторитетом не только у богословов, но и правителей исламского мира своего периода. После его смерти мамлюкский султан Захир Бейбарс так отзывался о нём: «Только теперь я утвердился во власти, ибо если бы он [Ибн Абдуссалам] повелел людям выполнить любую его волю, то они поспешили бы исполнить его веление».
Умер в 1262 году в Каире.
Учителя и ученики
Среди его учителей были такие известные богословы как:
- Ибн Асакир,
- Сайфу-д-дин аль-Амиди,
- Абу Мухаммад Касим ибн Асакир,
- Ханбаль ибн Абдуллах,
- Абду-ль-Латиф ибн Исмаил,
- Абду-ль-Хамид аль-Харситани,
- Абу-ль-Хасан Ахмад ибн аль-Мавазини,
- Абу Тахир аль-Хашуи,
- Умар ибн Мухаммад ас-Сахраварди.
Среди его учеников были такие известные богословы как:
- Ибн Дакик аль-Ид,
- Абу Шама аль-Макдиси,
- Шихабу-д-дин аль-Карафи,
- Шарафу-д-дин ад-Думьяти,
- Ахмад ибн Фарах аль-Ашбили,
- Абу-ль-Хасан аль-Бунини
- Таджу-д-дин Абду-ль-Ваххаб ибн Халаф ибн Бинт аль-Аазз.
Труды
Ибн Абду-с-Салям является автором более 30 книг и сочинений в таких дисциплинам как Толкование Корана, хадисоведение, акида, фикх, усуль аль-фикх, суфизм и др.
Наиболее известные и значимые труды имама:
- Тафсир аль-Азим (Большой тафсир)
- Каваиду аль-ахкам (Основы прав)
- Фарк байналь иман валь ислам (Разница между иманом и исламом)
- Фатава
- Бидаяту ар-Расул (Жизнеописание Пророка)
- Аль-Джихад ва фадаилуху (Джихад и его достоинство)
- Ахвалу ан-Нас явмаль кияма (Состояние людей в Судный день)