Муранское стекло


Муранское (венецианское) стекло — стекло, изготовленное по старинным технологиям, возникшим на острове Мурано близ Венеции.

История

Н. Н. Качалов выделяет в истории стеклоделия в Венеции четыре периода: 1) зачаточная стадия, производство простейших предметов домашнего обихода (X—XIII вв.); 2) период интенсивного развития (XIII—XIV вв.); 3) эпоха мирового господства Венеции в области стеклоделия (XV—XVII вв.); 4) период упадка (XVIII в.). К этой периодизации можно добавить период возрождения традиций, начавшийся в XIX веке и продолжающийся до сих пор.

Ключевым моментом в истории венецианского стекла стал XIII век. Стекло в Венеции изготавливали и до того, но оно ничем не отличалось от стекла, производившегося в других европейских странах, и особой художественной ценности не имело. Это были изделия бытового назначения: простейшие питьевые сосуды, бусы и т. д. Однако в XIII веке венецианцы привезли из Константинополя образцы византийского художественного стекла и рецепты его изготовления, что дало толчок к развитию новых технологий.

Вначале стекольные мастерские располагались в самой Венеции, но производство стекла, связанное с огнём, грозило пожаром деревянным постройкам города. Поэтому в конце XIII века было принято решение перенести мастерские вначале за черту города, а потом и вовсе на отдельный остров. Именно с тех пор Мурано стал центром производства венецианского стекла.

Венецианская республика вела широкую торговлю со странами Запада и Востока, и одним из предметов этой торговли было муранское стекло. Получая от продаж немалую прибыль, Венеция всячески стремилась держать в тайне секреты его производства, чему как нельзя лучше способствовала изоляция мастеров-стеклодувов на острове. Чужаки не имели права заниматься производством стекла в Мурано, фабрику могли построить только те, кто уже был в профессии: или сыновья владельцев других местных фабрик, или мастера-стеклодувы. Вывоз сырья за пределы Венеции запрещался, разглашение технологий производства каралось тюрьмой или смертью. Однако наряду с этим стеклодувам предоставлялись и особые привилегии, дабы удержать их на острове. Самой почётной из них была та, что дочери главных муранских стеклодувов имели право выходить замуж за венецианских патрициев, и при этом их потомство сохраняло все дворянские титулы. Это было особенно удивительно для такой страны, как Венецианская республика, где знать очень держалась за свои аристократические привилегии.

Стакан из муранского стекла. Около 1330

XIV—XV века — время расцвета венецианского стекла. В этот период оно уже широко известно и высоко ценится во всей Европе; изделия из него венецианские дожи преподносят в качестве ценного подарка гостям города. В это же время вырабатываются и определённые каноны изготовления стеклянных изделий, появляются устойчивые формы различных сосудов. Современников особо поражала абсолютная прозрачность венецианского стекла, которая сейчас представляется само собой разумеющейся. Удивительными казались и богатство красок, и разнообразие декоративных деталей.

В XVI столетии слава муранского стекла становится поистине мировой; заказы на него поступают в Венецию из разных стран. Типичными изделиями этого периода были бокалы в виде широкой чаши на узкой длинной ножке, зачастую украшенной декоративными элементами. Кроме того, мастера изготавливают сосуды причудливых форм в виде цветов, животных, птиц, гондол, колоколен.

В XVII веке мода на муранское стекло проходит: Европа отдаёт предпочтение гранёному богемскому стеклу. Ходовым товаром оставались только зеркала и люстры из венецианского стекла, богато украшенные гирляндами листьев и цветов, гроздьями плодов, изогнутыми рожками и розетками. Металл в них почти не использовался; там, где без него нельзя было обойтись, железная арматура тщательно маскировалась. Спрос на них держался вплоть до XVIII столетия, когда эти люстры считались незаменимым элементом интерьеров в стиле Людовика XV.

В XVIII веке Венецию оккупируют французские войска, стекольные цехи закрываются. Многие мастера покидают страну, старинные технологии утрачиваются.

Возрождение стеклянного производства начинается только в середине XIX века благодаря энтузиазму одного человека — Антонио Сальвиати, адвоката из Виченцы. Он основал в Мурано завод, производивший изделия по традиционным венецианским технологиям. С тех пор интерес к венецианскому стеклу уже не ослабевал, и оно неизменно пользуется популярностью во всём мире.

В 1861 году на острове был открыт Музей муранского стекла, в котором хранится коллекция наиболее выдающихся стеклянных изделий с XV по XX век.

Современность

Стеклянная скульптура на острове Мурано

В наше время на острове существует множество предприятий, производящих муранское стекло. Наиболее известные среди них — Barovier & Toso, Ferro, Moretti, Pauli, Seguso, Venini. Некоторые из них (Barovier & Toso, Seguso) — династии потомственных стеклодувов, история которых восходит к XIII—XIV векам.

Поскольку муранское стекло нередко подделывается, в 1994 году ассоциация производителей стекла Promovetro создала и официально закрепила товарный знак Vetro Artistico Murano, защищающий подлинные изделия. Производители призывают покупателей обращать внимание на наличие этого знака на стеклянных изделиях и приобретать их только в магазинах, торгующих настоящим муранским стеклом.

Технологии производства

Изначально мастерские стеклодувов располагались в небольших одноэтажных зданиях. У печи работали трое: мастер, его помощник и мальчик-ученик.

Изготовление любого стекла начинается с песка. Для производства муранского стекла традиционно использовался песок из французского леса Фонтенбло, один из чистейших в мире. Песок нагревается до температуры 1200—1400 °C.

Разогрев стеклянную массу, мастер берёт специальную трубку с мундштуком на одном конце и утолщением для забора стекла на другом. За две тысячи лет существования ремесла эта трубка не претерпела существенных изменений. Дополнительные декоративные материалы могут добавляться как в стеклянную массу, так и на поверхность выдуваемого «пузыря». Спектр изготавливаемых изделий чрезвычайно широк: вазы, бокалы, блюдца, подсвечники, фигурки животных, пресс-папье, абажуры, бусы и т. д.

Наиболее известными разновидностями венецианского стекла являются следующие:

Подвеска в технике миллефиори
  • цветное стекло, для производства которого используются окиси цветных металлов: окись железа даёт зелёный цвет, кобальт — синий, и т. д.;
  • прозрачное бесцветное стекло;
  • эмалированное и позолочённое стекло;
  • филигранное стекло, то есть бесцветное стекло, внутрь которого включены стеклянные нити (чаще всего белого цвета);
  • молочное стекло: непрозрачное, молочного оттенка, полученное путём добавления в стеклянную массу окиси олова;
  • агатовое стекло, имитирующее узоры агата;
  • авантюриновое стекло, изобретённое муранскими мастерами в XVII веке: добавление меди в стеклянную массу позволяло получить эффект множества сверкающих точек;
  • мозаичное стекло, в том числе миллефиори (итал. millefiori — «тысяча цветов»), выглядящее как пёстрое поле, состоящее из отдельных звёздочек, цветочков, розеток;
  • кракелированное стекло, украшенное сеткой трещин, полученных при мгновенном охлаждении горячего стекла.