title-icon
Яндекс.Метрика

Кинематограф Узбекистана


Кинематограф Узбекистана — киноискусство и кинопромышленность Узбекистана. Основой её является студия «Узбекфильм».

История

Первый показ фильмов состоялся в Ташкенте в 1897 году.

Основателем узбекского кино считается Худайберген Деванов (1879—1940) — первый узбекский фотограф и кинооператор. Он родился в 1879 году в семье Нурмухаммада Деванова, управляющего и смотрителя владений в Ходжейли. Он получил хорошее образование в Хиве, где овладел арабским языком. Первым учителем Худайбергена Деванова был немец-кинолюбитель Вильгельм Пеннер, который приобщил его к фотоделу и кинооператорству. В обстановке ортодоксального исламского общества, в котором испокон веков существовал религиозный запрет на изображение всего одушевленного, Х. Деванов сумел стать первым фотографом, а затем и кинооператором Хивинского ханства. В составе хорезмийской делегации отправившейся в 1908 году в Санкт-Петербург был и Худайберген Деванов. В столице Российской империи Х. Диванов изучал тонкости фотографического дела у признанных профессионалов. Его оставили на два месяца для стажировки после завершения работы хивинской дипломатической миссии. Х. Диванов привез на родину различные фото- и кинопринадлежности, в том числе кинокамеру марки «ПАТЭ» № 593, что позволило ему самостоятельно снять первый узбекский документальный киносюжет о выезде на фаэтоне в 1910 г. хивинского хана Асфандияра. Сохранились также его первые киноленты «Памятники архитектуры нашего края» (114 метров, 1913 г.), «Виды Туркестана» (100 метров, 1916 г.) и др..

1908 год стал годом рождения узбекского кино. Худайберген Деванов снимал на камеру исторические достопримечательности, минареты, мечети и многое другое. Благодаря его работе жители других стран впервые познакомились с древней самобытной культурой Хорезма.

В составе СССР

В 1925 году товарищество «Бухкино» выпустило фильм «Минарет смерти». В этом же году открыта кинофабрика «Шарк Юлдузи», переименованная в 1958 году в «Узбекфильм».

В разные годы на студии работали Камиль Ярматов, Латиф Файзиев, Загид Сабитов, Равиль Батыров, Эльёр Ишмухамедов, Учкун Назаров, Шухрат Аббасов, Али Хамраев и другие. В киноклассику вошли фильмы «Очарован тобой», «Об этом говорит вся махалля», «Минувшие дни». По мнению режиссёра Юсупа Разыкова фильм «Ташкент — город хлебный» является самым большим достижением студии.

В 1972 году создан «Музей киноискусства Узбекистана», располагающийся в «Доме кино».

В 1970-е-1980-е годы при поддержке Ш.Р.Рашидова были сняты три больших исторических сериала: "Сокровища Улугбека" по произведению Адыла Якубова, 10 серийный видеофильм "Алишер Навои" по роману Айбека, 17 серийный сериал "Огненные дороги" по роману Камиль Яшена.

В 1990 году был снят 10 серийный исторический сериал "Бабур" по роману Пиримкул Кадырова.

После 1991 года

Переосмысление эпохи «социалистической реальности» началось с фильмов конца 80-х годов («Сиз кимсиз?», «Каменный идол», «Солдатская сказка», «Дикарь») и продолжилось в первом фантастическом фильме «Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу» (1991, режиссёр Зульфикар Мусаков) и в картине «До рассвета». С другой стороны наметился новый поворот в изображении недавнего прошлого, что привело к появлению таких фильмов, как «Оратор» и «Товарищ Бойкенжаев» Юсупа Разыкова. С 1998 года начался второй этап в развитии кино, который характеризуется выбором национальной стилистики («Чимилдик» М. Абзалова, «Чаёнгул» С. Назармухамедова, «Пари Момо» М. Раджабова, «Дилхирож» Юсупа Разыкова, «Ёдгор» Х. Насымова, «Тюльпан в снегу» Ёлкина Туйчиева и Аюба Шахобутдинова «За мечтой». Другие исторические картины: «Имам аль-Бухари» (1995), «Великий Амир Темур» (1996).

Особенностью современного кинопроцесса является сформировавшаяся многочисленная молодёжная аудитория, которая посещает кинозалы, демонстрирующие узбекские фильмы. Авторские картины выходят на кинофестивали: «Йул булсин» (2006, режиссёр Тамара Камалова), «Ватан», «Чашма» (Источник), «Юрта», «Мальчики в небе», «Память», «Согинч сохили» (Объяли мою душу светлые печали), «Ойдиной», «P.S.» (Илова). Известное кассовое кино: «Ромео и Джульетта», «Бойвачча», «Кетма».

К хитам последнего времени относятся комедии «Суперневестка» и «Жених напрокат», в которых снимается Мурад Раджабов. По мнению киноведа Гульнары Абикеевой узбекский кинематограф нацелен на индийский опыт, где «количество фильмов превалирует над качеством». Шухрат Аббасов, классик узбекского кино, считает, что «по-прежнему выходят фильмы, в которых нет сильного конфликта, противоборства идей». Критик Розика Мергенбаева замечает, что «фильмы может снимать каждый, кто найдет хотя бы 10 тысяч долларов США, профессионалы кино называют их «хон-тахта» – разделочная доска, то есть, они делаются, как пирожки, на скорую руку». В 2008 году принята государственная программа «Национальные сериалы», для чего построена студия в Ташкенте.

Фильм «Небеса — моя обитель» («Паризод») режиссёра Аюба Шахобиддинова отмечен Гран-при фестиваля «Киношок» в 2012 году.

Совместные фильмы

Развивается ко-продукция. Сняты фильмы: «Кодекс молчания 2: След чёрной рыбы», «Лунный папа», «Гастарбайтер» и другие.

Документальное кино

Помимо «Узбекфильма» документальное кино снимается на студиях «Узбектелефильм», «Узкинохроника» и в коммерческих студиях.

Мультипликация

Первый мультипликационный кукольный фильм был создан в 1965 году и назывался «В квадрате 6 х 6», рисованный мультфильм «Храбрый воробей» вышел на экран в 1969 году. На студии «Узбекфильм» снимались как рисованные детские мультфильмы: «Волшебная серна» (1980), «Голубой слонёнок» (1976), «Квартет ква-ква» (1977), «Сказка о волшебном гранате» (1982), «Сказки старого Усто» (1986), так и для взрослых зрителей: «Будет ласковый дождь» (1984), художником-постановщиком которого является Сергей Алибеков.

За годы независимости создано более восьмидесяти мультфильмов, которые в основном посвящены национальной тематике. Удостоены престижных премий международных фестивалей ленты «Кулол» («Гончар»); «Бор, барака» («Была-не-была»); «Букри ошик» («Влюбленный горбун»); «Ур, тукмок» («Бей, дубинка»); «Икки кушни ва ковун» («Два соседа и дыня»). Первый 3-D мультфильм «Инопланетный гость» снят в 2010 году. В 2011 году по мотивам литературных произведений, народных сказок и легенд созданы мультфильмы «Легенда о Шираке», «Прекрасная кукла», «Джурахан», «Зумрад и Киммат», «Вы не поверите».

Кинопроизводство

В 2004 году государственная акционерная компания «Узбеккино» преобразована в Национальное агентство «Узбеккино». Аналогично возникло агентство «Каракалпаккино». В «Узбеккино» функционируют киностудии «Узбекфильм», «Узкинохроника», «Каракалпакфильм», ЭМТО «5-Студия», а также 14 областных подразделений. Кроме того, в сфере кинематографии зарегистрировано около 700 предприятий, студий, творческих объединений, занимающихся деятельностью по созданию кино и видео продукции.

В стране снимается около 80 фильмов в год на частных киностудиях, которых в Узбекистане около 100. Начиная с 1996 года дополнительно финансируется государством 15 полнометражных, 10 анимационных и 30 документальных фильмов.

Сталинской эпохе был посвящен фильм Свинец.

Общее количество кинотеатров — 312, из них действующих — 68. По другим данным в 2012 году действует 160 кинотеатров.

Одним из крупных кинотеатров является Дворец кино имени Алишера Навои в Ташкенте. 11 кинозалов Дворца вмещает около 5 тысяч зрителей.

Фестивали

  • С 2011 года проводится Ташкентский международный кинофорум «Золотой гепард»
  • Международный кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки, проходивший с 1968 по 1988 год
  • Центральноазиатский фестиваль независимого кино — CAFIF
  • Международный кинофестиваль PROlogue

Наследие ЮНЕСКО

Согласно сайту «Узбеккино» следующие фильмы вошли в Фонд ЮНЕСКО: